«Облака — это водяной пар, конденсировавшийся в воздухе».
Это — фраза, которую мы все слышали со школы.
Но если задуматься — она физически невозможна в том виде, как подаётся.
Давайте посмотрим на реальные условия, в которых «висят» облака:
Высота 0 км (уровень моря)
Температура +15°C
Давление 760 мм рт. ст.
Что происходит с водой? Пар? Но вода кипит при 100°C
Высота 5 км
Температура – 15°C
Давление ≈ 400 мм
Вода не может быть паром на этой температуре — она мгновенно замерзает
Высота 10–12 км (высота авиалиний)
Температура –50°C
Давление ≈ 200 мм
Здесь даже пар не существует в привычном виде
Теперь — главный вопрос:
Как «водяной пар» может «висеть» при –50°C, если при таких температурах вода не просто не испаряется — она мгновенно кристаллизуется?
Проблема 1: «Пар» не может быть видимым
- Водяной пар — невидим. Это газ.
- То, что мы называем «паром» из чайника — на самом деле микрокапли воды, то есть туман — уже конденсат, а не пар.
- Облака — это не пар. Это миллиарды микроскопических капель или кристаллов льда.
❄ Проблема 2: Как вода поднимается так высоко?
- Вода на земле (океаны, реки) имеет температуру +10…+30°C.
- Чтобы испариться — ей нужно нагреться до точки кипения (100°C) или, в случае испарения, — просто преодолеть поверхностное натяжение.
Если пар пустить в морозилку, он не будет висеть облачком, он мгновенно превратиться в лед.
→ При –10…–15°C пар конденсируется в капли.
→ При –40°C и ниже — сублимируется напрямую в лёд (без жидкой фазы).
❗ Но!
Капли воды и лед НЕ МОГУТ «висеть» в воздухе по законам гравитации.
Они должны падать — как дождь, как град.
Так почему же облака не падают?
🧊 Проблема 3: Почему облака разные — кучевые, слоистые, перистые?
Если бы «пар равномерно конденсировался», облака были бы однородным туманом, покрывающим всё небо.
Туман стелется по земле.
Но они структурированы. Почему?
❓ А что насчёт «облаков на 20 - 80 км»? Как пар вообще туда попал?
Что вообще происходит?)
1. Облака — очевидно не пар. А какое - то вещество. Что за вещество и зачем?
2. Пар сам по себе невидим и не может «висеть» — он либо конденсируется, либо рассеивается.
💡 Почему это важно?
Потому что критическое мышление начинается с вопроса:
«А как это вообще может работать — по законам физики?»
Именно наблюдение — «Как пар может висеть и кучковаться при –50°C?» — и есть настоящий прагматичный подход.
Школа даёт модель для детей.
Но взрослые имеют критическое мышление и поэтому все больше людей во всем мире начинают видеть нестыковки в школьной модели.
Владимир Вейд.

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев