У каждого человека на земле есть дорогое сердцу место. Для меня родным краем является город Жмеринка. Историю
моего города строили три народа: украинцы, евреи и поляки. Три культуры,три религии и три этноса вершили градостроительство нашего края и нашего города. Жмеринка получила свое название
от расположенных справа и слева от железнодорожной линии Киев - Одесса сел Малая Жмеринка и Большая Жмеринка, возникших как хутора в 16-17 веках. Станция Жмеринка возникла в 1865 году в связи с началом строительства Юго-Западной железной дороги. В 1868 г. вступил в эксплуатацию железнодорожный участок Жмеринка-Балта, первый на Украине. Постепенно от вырос в линию Киев - Одесса. Со временем станция Жмеринка стала узловой. В 1871 г. от нее отходит ветка в западном направлении, на Волочиск (и дальше на Проскуров),
а в 1892 г. - ветка в юго-западном направлении на Могилев-Подольский. В 1899 г. Архитекторы В.Рыков и З.Журавский спроектировали новый жмеринский железнодорожный вокзал. Хотя в эксплуатацию вокзал вошел в 1904 г., полностью его строительство было завершено лишь в 1911 –достраивали подземные тунели. Жмеринский вокзал считался одним из самых красивых на Украине, и в нем была специальная царская комната, которая сохранилась и по ныне. В здании вокзала имелся даже отдельный царский зал с особым выходом на
платформу, где пока менялся локомотив поезда, останавливался передохнуть и пообедать сам царь.( 1903, 1905,1915 годах )
Позже там располагался зал для депутатов Верховного Совета СССР, в котором проездом останавливались и Хрущев, и Брежнев. Изюминкой зала тех времен был вращающийся подиум в середине стола, на который устанавливались закуски, чтобы “элите” было удобнее добраться до желаемых блюд. Этот стол был сделан во
времена царя Николая 2.( куда пропал в лихие 90-тые история умалчивает )
Сейчас в этом помещении с подоконниками из прессованного воска располагается вип.зал, а царский интерьер воссоздан с максимальной точностью после капитального ремонта жд. вокзала в 2012 г до Евро -12.
Неплохо для провинциального городка с населением всего 35 тысяч человек? С открытием станции Жмеринка возник одноименный рабочий поселок и рядом с ним - местечко. Они объединяются в единый населенный пункт, который в 1903 г. получил статус города. Насыпь железнодорожной линии Киев-Одесса разделяет Жмеринку на
западную и восточную части. В районе вокзала обе части города соединяются тоннелями - проезжим и пешеходным, причем последний проходит под вокзалом. Почти параллельно железнодорожной насыпи располагались улицы Одесская, Алейки, Киевская, Центральная, Николаевская, Александровская, Ивановский переулок,
улицы Банковская и Греческая, перпендикулярно железнодорожной насыпи - улицы Донская, Графская, Базарная, а также Хлебный переулок и ул. Екатерининская.
Согласно переписи 1897 г., евреи составляли свыше 17% жителей Жмеринки (около 2,4 тыс.из 14 тысяч).
До 1910 г. число еврейского населения Жмеринки продолжает расти, но его доля в общем населении падает. Это объясняется, по-видимому, тем, что отток евреев из Жмеринки в большие города - Одессу, Киев, Екатеринослав, Петербург, Москву превышал естественный прирост евреев-жмеринчан и приток в Жмеринку евреев из
близлежащих местечек. В 1910 г. евреи составляли 13,5 % жителей Жмеринки (3.274 из 23.170). Затем приток евреев в Жмеринку начал превышать отток из нее, и накануне первой мировой войны евреи составляли около 15% общего числа жителей
города (около 4,3 тыс. из 27,2 тыс.).
При царском режиме еврейское население Жмеринки пережило три погрома: 27 апреля 1881 г. (единственный тогда погром в Подолии), весной 1884 г. и 20-21 октября 1905 г. Человеческие жертвы были лишь при первом из этих погромов. 17 апреля 1896 г. открылась первая общеобразовательная начальная еврейская школа для
мальчиков (учитель -Манус Зейликович Шкляр), а осенью 1901 г. - первая еврейская начальная школа для девочек (учительница - Розалия Давидовна Табачник).
Накануне первой мировой войны в Жмеринке функционировали три еврейских училища: мужское, женское и профессиональное (в последнем юноши и девушки - в раз¬дельных классах
- обучались различным специальностям).
В Жмеринке было также несколько начальных еврейских религиозных школ - хедеров и религиозная школа более высокого уровня - Талмуд-Тора. Она помещалась на правой стороне ул. Донской. Широко практиковались частные уроки на дому - как по религиозным, так и по светским предметам.
Первая синагога в Жмеринке начала функционировать в 70-х годах XIX в. Она находилась на Кавказской улице, в западной части города. Во время первой мировой войны эта синагога прекратила свое существование. Остальные жмеринские синагоги
располагались в восточной части го¬рода: по левой стороне ул. Базарной - "Синагога богачей", по левой стороне Екатерининской - "Большая синагога", а в ее дворе - "Синагога сапожников", по правой
стороне Хлебного переулка - "Синагога мясников", по правой стороне
Банковской улицы, между ул. Базарной и Хлебным переулком, - "Синагога вышибайла" (там держали на службе специального человека, который выдворял из нее зачинщиков ссор и драк). Считалось, что молящиеся в "Большой синагоге" - особенно богобоязненны. Многие из прихожан, не ограничиваясь регулярными молитвами, оставались в синагоге для изучения Священного писания и Талмуда. Поэтому "Большую синагогу" иногда называли "Бейс Га-мидреш". Наибольшее число молящихся было в "Синагоге сапожников". Здесь молились не только сапожники, но и портные, жестянщики,шапочники, другие ремесленники.
Евреи
составляли подавляющее большинство торговцев и ремесленников Жмеринки. Среди
состоятельных евреев выделялись: владелец универсального магазина Вова Шварц,
мануфактурщик Аба Флиман, кожевенник Ходык, хозяин лесопильного завода и
дровяного склада Велвл Кудинский, круподерки - Шинтель, цеха по производству
прохладительных напитков Ланцман, макаронной фабрики - Ицхак Штаркман.
Последний отличался своей широкой образованностью и общественной активностью.
Он возглавлял местную ячейку сионистской организации Рос¬сии и поддерживал
тесный контакт с местной элитой, как еврейской, так и нееврейской
2 марта 1918
г. в Жмеринку вступили австро-венгерские и украинские войска. Застав в городе
большое количество бездомных, оккупационные власти принялись за
"уплотнение" больших квартир, вследствие чего, например, Ицхак и
Фейга Штаркманы со своими четырьмя детьми - 15-летней Маней, 10-летней Ривкой,
8-летним Исраэлем-Абой и годовалой Шуламит вынуждены были разместиться в двух
комнатах своей семикомнатной квартиры.
Каждая смена
властей в городе сопровождалась конфискациями, контрибуциями, эксцессами. В
1919 г. солдаты-директорианцы учинили в Жмеринке два погрома - пер¬вый 16
марта, второй - 3 июля.
О первом из этих погромов рассказывал когда то Абрам Керцман. Погром произошел в еврейский
праздник Пурим, когда Абраму исполнилось шесть лет. В их комнату ворвались
вооруженные люди, учинили дебош и увели отца, владельца магазина по продаже
извести, дег¬тя и сапожного крема - Зейлика Керцмана. Его избили до полусмерти;
после этого у него время от времени случались припадки эпилепсии. Однофамильца
Зейлика, Якова Керцмана, заставили есть кал, пить мочу, довели его до
помешательства. К счастью, через некоторое время рассудок к нему вернулся.
Сколько евреев пострадало от мар¬товского погрома, Абрам не знает. Помнит, что
рассказы¬вали, как у дома напротив банка какой-то проезжавший на лошади казак
отрубил голову еврею-фельдшеру и ранил раввина.
В первые
годы советской власти, вплоть до 1924 г. в окрестностях Жмеринки орудовали
всякого рода шайки. Время от времени бандиты действовали и в самом городе. Так,
в 1923 г. на Кавказской улице были ограблены в своем доме, а затем зарублены
топором брат Ицхака Штаркмана Лейб Штаркман и его жена.
В годы НЭПа
в Жмеринке свирепствовала безработица, особенно среди портных. Многие
ремесленники-кустари и некоторые "лишенцы" покидали родной город,
направляясь в места, где можно было найти хоть какую-нибудь работу. Несмотря на это, в первые годы НЭПа число еврейских жителей Жмеринки продолжало расти за счет переселяющихся из местечек и сел и достигло своей кульминации в 1923 году - 4640 человек. Затем число евреев, покидаю¬щих Жмеринку, становится больше числа евреев, переселяющихся сюда на постоянное жительство. В 1926 году в
Жмеринке осталось лишь 4380 евреев, и их число продолжало уменьшаться до середины 30-х годов, а затем вновь стало возрастать.
В первойполовине 20-х годов в Стране Советов в ка¬кой-то мере еще допускалась свобода
слова, и в некоторых клубах происходили общественно-политические дискуссии, в
том числе и в главном тогда клубе Жмеринки - клубе им. Томского (в этом здании
ныне находится русская школа № 2).
На "еврейской улице" бурные дискуссии, доходящие иногда до потасовок,
происходили между "Цеирэй-Цион", сионистами-социалистами и
комсомольцами-евреями. Первые, как правило, происходили из сравнительно зажиточных семейств, а вторые и третьи - из бедняков. Из мо¬лодых сионистов остротой слова отличались Маня Штаркман, Моше Флиман, Волька Леринман,Мирончик, Войтефельд, Нуцек Трахт и Мотл Деревицкий. Активное участие в дискуссии принимала также Бэйла Розенштейн, владелица небольшого молочного магазина на правом углу улиц Базарной и Николаевской. В 1923 г. сионистов начали арестовывать. Некоторые из них, опасаясь репрессий, покинули
Жмеринку, причем кое-кому удалось даже добраться до Эрец Исраэль. Те, что неуехали, покинули сио¬нистское движение, отдельные - даже стали коммунистами.
В 20-е годы из Жмеринки в Эрец Исраэль разными путями перебирались не только сионисты, но и просто зажиточные люди: семьи Кудинских, Ходыков, Шинтелей и других. В первую очередь родители старались дать возможность уехать в Палестину своим детям. В этом отношении интересна судьба семьи Давидович. До революции Моше Давидович служил приказчиком в магазине Вовы Шварца, а во время НЭПа они с
женой Сурой использовали в качестве "гостиничного номера" большую
комнату своего домика на правом углу Графской улицы и Ивановского переулка. В 1925 году уехала в Эрец Исраэль их дочь Ента (Иона) со своим фиктивным мужем Волькой Леринманом (в Израиле - Зеэв Ламдани); в 1926 году - сын Иосиф; в 1928 году - сын Уник (Арон); в 1930 - дочери Эстер и Зельда, муж Зельды Шломо Фурмани их трехлетний сын. Отправив в Эрец двух сыновей и трех дочерей, Моше и Сура
вместе со своей младшей дочерью Ривой собрались последовать за ними. Но это уже стало невозможным. Лишь в 1991 г. Рива Давидович со своей дочерью Розой и ее мужем прибыла в Израиль.
В 1923 или в 1924 г. в подкрепление жмеринскому Особому отделу из Елисаветграда была прислана большая группа чекистов. Среди них были евреи - Барский, Бродский, Островский, Лещинский, а также бывший солдат директорианской армии Гасперюк, женатый на медсестре-еврейке, которую он спас в 1919 г. во время мартовского
погрома в Жмеринке. Вскоре после прибытия подкрепления чекисты провели широкомасштабную операцию по изъятию золота и драгоценностей у зажиточных людей, а также в церквях и синагогах. Некоторые чекисты нажились на этом. Кое-кого арестовали и судили; Лещинский был приговорен к смертной казни.
Еще более широкомасштабная операция по "выкачке золота" была проведена в конце 20-х годов, когда закончился НЭП. Человека, попавшего в список зажиточных, задерживали, требуя от него внести в государственную казну определенное число золотых пятирублевок, и угро¬жали за невыполнение требования "сгноить в тюрьме". Если у человека были деньги, он раньше или позже выполнял требование; иногда родня в складчину покупала где-то золотые "пятерки", чтобы выкупить задержанного. Если денег не было и достать
их никто не мог, человек погибал в застенках милиции. Ответственным за "выкачку золота" был следователь Биту с, еврей по национальности. У него был целый штаб осведомителей. В начале 30-х годов Витуса расстреляли за присвоение золота.
В 1929 г. в Жмеринке, как и по всему Советскому Союзу, была проведена небывалая
по остроте антирелигиозная кам¬пания. Власти инспирировали демонстрации
атеистов, требующих закрытия церквей и синагог. Проходя мимо молит¬венных
домов, демонстранты бросали в их окна камни. Некто Злотник взобрался на купол
церкви на Алейках, напротив вокзала, и сбросил с него позолоченный крест. В Жмеринке оставили лишь одну церковь, один костел и одну синагогу -"Синагогу мясников" в Хлебном переулке. Здание церкви на Алейках превратили в библиотеку, а "Большую синагогу" на ул. Урицкого - в клуб.В начале 20-х годов в Жмеринке стала выходить небольшая газета на идиш. Открылась школа с преподаванием на идиш, работали еврейские клубы, в которых ставились спектакли на идиш, были различные кружки. Деятельность газеты, школы, клубов
регулировалась отделом по национальным меньшинствам горкома партии. В Жмеринке
этот отдел практически занимался исключительно еврейскими проблемами.
В начале 30-х гг. жмеринская газета на идиш перестала выходить, а из еврейских
клубов остался лишь клуб им. Мережина, в котором наряду со спектаклями на идиш
ста¬вили спектакли на украинском и русском языках. Среди идишских
артистов-любителей клуба им. Мережина в пер¬вой половине 30-х гг. выделялись
супруги Зальцман, Моше Сокол и Рувин Водровник. Позже супруги Зальцман перешли
в Одесский еврейский театр, а Моше Сокол - в Минский. Он стал заслуженным
артистом БССР и славился своим непревзойденным исполнением роли
Тевье-молочника. В середине 30-х годов зав.клубом им Мережи¬на стал Муня Зац, а
художественным руководителем - Рувин Водровник. В любительской
концертно-драматический ансамбль клуба вливаются новые силы: Моше Рыбак,
Иосевич, Давид Зак, Иосиф и Роза Вайнштейн, Клара и Ида Ланцман, Ривка
Давидович, певица Альтерман и др.
Поскольку Мережин оказался "врагом народа", в 1938 г. клуб получил имя
17 партсъезда (ныне - районный Дом культуры, ул. Урицкого, 23). Во время войны
спектакли в здании этого клуба ставились артистами Черновицкого еврейского
театра, очутившимися в Жмеринском гетто, в первые годы после войны - еврейскими
театральными труппами, которые приезжали в Жмеринку из других го¬родов, а во
второй половине 50-х годов - силами местных любителей по инициативе Моше
Рыбака.
В 20-е годы
в Жмеринке были две школы с обучением на идиш. Первая из них занимала часть здания, в котором До революции находилось Высшее начальное училище (большую часть этого здания занимала украинская школа-семилетка), а вторая помещалась по правую сторону ул. Донской, в здании бывшей Талмуд-Торы. Классы первой из этих школ постепенно переходили на украинский язык обучения и становились частью
украинской школы; к концу 20-х годов эта еврейская школа прекратила свое существование. Директором еврейской школы по ул. Донской был вначале Юхельчук, а потом Дуб.
Тем временем, в начале 30-х годов, на ул. Киевской открылась новая школа с обучением на идиш, директором которой стал Лейб Яковлевич Ходорковский из местечка Красное.
В середине 30-х годов еврейская школа на ул. Донской перестала существовать; в ее здании разместились юношеская техническая станция и Дворец пионеров, а ее учащиеся были переведены в еврейскую школу на Киевской. Но и там число учеников
уменьшалось с каждым годом: родители считали обучение детей на идиш бесперспективным. Поэтому в 1939-40 учебном году эта школа превратилась в русскую школу № 2, где на первых порах учились и преподавали почти исключительно евреи.
В начале 30-х годов свыше 500 ремесленников-кустарей объединились в восемь артелей промкооперации, а в окрестностях города - в селах Рыжевка, Куриловцы, Беликовцы, Козачевка, Садулец и Людавка - возникли еврейские колхозы, оказавшиеся, впрочем, на редкость недолговечными.
Преодолеть безработицу евреям помогли не кооперация ремесленников и не попытка привлечь их к земледельческому труду, а начавшийся еще на заре советской власти курс на просвещение масс. Еврейские торговцы и ремесленники, получив общее образование, овладевали актуальными профессиями. Так, в Жмеринке они работали в
системе железной дороги. Процент евреев среди врачей и учителей стал заметно превышать их процент от общего числа жителей города.
Выборы 1937 года были проведены с необычной помпезностью. Но не секрет, что в это время в Советском Союзе свирепствовал сталинский террор. Многие жмеринчане, в том числе и евреи, были репрессированы за свои политические убеждения, а еще больше - по ложным доносам. Как-то весенней ночью были арестованы и пропали бесследно
работавший в медсанчасти военгородка на ок¬раине Жмеринки врач - капитан Мац и лаборант той же медсанчасти, а также бухгалтер Исаак Каминник, сын шойхета Мотыса, не скрывавшие своих сионистских убеждений. Летом 1937 г. был арестован завуч школы № 44 (ныне - № 4) Прессбург, а также преподаватель географии Щаслывый и преподаватель физики. Говорили, что их обвинили в троцкизме и
расстреляли.Накануне Пэсах 1937 г. бы арестован бывший студент Уманской ешивы Вениамин Керцман, у отца которого, Хаима, до революции был свой хедер и дядя которого, Яков, пострадал во время мартовского погрома 1919 г. Единственная "вина"
Вениамина заключалась в том, что он был крайне ортодоксальный еврей, что выражалось
в его поведении и одежде - он носил капоту и пейсы. Очевидно, он не подписывал
нелепых протоколов, составляемых следователем, потому его лишили права получать
передачи. К тюремной пище он не прикасался ввиду ее некашерности. Он умер, не дожив до конца Пэсах. В том же году был арестован шойхет и моэль Эзра Кракопольский. Ему удалось бежать из-под
стражи, и не¬которое время он скрывался в Саратове у своей сестры Мирьям. Когда
волна репрессий пошла на спад, Эзра вернулся в Жмеринку. Официально он переквалифицировался
в переплетчики, но втайне продолжал заниматься убоем птицы и обрезанием
младенцев.
Вскоре после Эзры Кракопольского был арестован шойхет Мойше-Пиня Винницкий. Его
продержали около трех месяцев в жмеринской тюрьме и неожиданно выпустили. К счастью,
шойхеты Арон Зекцер и Мотес Каминник в 1937 году репрессиям не подвергались,
так же как и последний жмеринский раввин Иона Франкфурт.
В 1939 г. в
Жмеринке проживало 4630 евреев (это составляло почти 18% от общего количества
жителей). Всего в городе перед второй мировой войной проживало около 26 тыс.
человек.
Из
еврейской жизни
Мальчишки,
играя на улице, общались на идиш и на русском. Действовали одна еврейская школа, самодеятельный театр. Изредка приезжали артисты из других городов. При входе в каждый еврейский дом на дверных косяках были прикреплены мезузы. Дома родители общались между собой только на идиш.
На
улицах Жмеринки слышна была еврейская речь, как сейчас в Киеве – русская,
или украинсская ! В партийных, советских органах, в суде, прокуратуре,
милиции рядом с украинцами и русскими работали евреи без всяких процентных
норм, Теплыми летними вечерами улица
"Центральная" заполнялась фланирующими, празднично одетыми людьми
всех возрастов. Гуляние продолжалось до 10-11 вечера. В большинстве своем
гуляющие общались на идиш. Это незабываемое зрелище которое вошло в историю
города. В 1940 году в армию призвали резервистов. Город был
переполнен военными. На стрельбище, куда
дети бегали собирать гильзы,
целый день слышалась стрельба. И самое непонятное: тысячи заключенных строили дорогу европейского класса (судя по ширине насыпей и мостов) на Восток. Еще и сегодня можно обнаружить сооружения тех лет.(сталинка).
В Жмеринском гетто Жмеринка, небольшой украинский город примерно в 200 км от Киева, пережил многое во время войны. Бомбить его начали почти сразу после ее начала, а осенью 1941 года Жмеринское гетто уже было обнесено колючей проволокой, и туда начали сгонять евреев, не успевших эвакуироваться, также из окрестностей и из Румынии,
потому что эта часть территории попала под Румынскую юрисдикцию. В городе был
румынский комендант, а в гетто было образовано местное управление,
состоявшее из евреев.
Несмотря на неопределенность и ужасы ежедневного страха смерти, в начале 1942 г. открылась еврейская школа, в которой обучались дети моложе 16 лет (т.е.до возраста трудовой повинности). Школа открылась по инициативе председателя правления еврейской общины доктора А.С.Гершмана, который выхлопотал на это разрешение у претора (начальника румынской жандармерии) Ионеску.
Как известно, Жмеринка входила в состав Транснистрии, т.е.подчинялась румынской администрации. Но железнодорожный узел, как важный стратегический объект, остался в руках немцев. Такой был достигнут компромисс. В Гетто была школа.Обучение велось на русском языке. Начиная с 4-го классов, в программу вводили румынский и немецкий языки, которым уделяли много внимания. Начиная
с 5-го класса – изучали иврит и идиш. Плата за обучение – 5 марок
ежемесячно. Причем, за сирот деньги вносило правление общины. Старшеклассников не редко выгоняли на внешние работы (т.е. за пределы гетто), большей частью – на тяжелые погрузочно-разгрузочные работы на товарной станции.
По воспоминаниям бывших учащихся школы самым любимым учителем был Аркадий Гефтер - ”Арчик”, как его все называли. До войны он учился в институте, добровольцем ушел в армию, попал в плен, затем бежал в Жмеринку, где до войны жил его дедушка. Арчик прекрасно владел немецким языком, одно время работал переводчиком у немцев, потом стал преподавать математику в геттовской школе. Но
недолго ученики наслаждались интереснейшими уроками Гефтера: вскоре он исчез.После освобождения города выяснилось, что Арчик входил в состав подпольной организации, боровшейся с фашизмом, был схвачен и в декабре 1943 г. погиб вместе с другими патриотами в застенках тюрьмы Тирасполя.
”Многоязычие” в школе требовало зубрежки, детям (особенно мальчикам) тяжело давались языки.Против немецкого и румынского восстать побоялись, поэтому ученики 5-го и 6-го классов выступили против ”местечовского идиша” и ”допотопного иврита”,которые преподавал молодой буковинский учитель Шимон Эфруси. Он не знал
русского языка, не понимал местных детей, у которых не вызывал ни уважения, ни симпатии. Закончилась забастовка тем, что в 5-м классе уроки иврита и идиш прекратились, т.к. ни карцер, ни телесные наказания не сломили учащихся
(из воспоминаний Эфраима Вольфа, ученика этого класса). Первым
делом д-р Гершман установил в гетто железную дисциплину. За малейшую
провинность сурово наказывали, был даже специальный человек из евреев, для
осуществления физических наказаний. Такая дисциплина была непременным
условием со стороны румынского коменданта. Договорились также, что евреи будут
предоставлять без задержек необходимую рабочую силу для работы за пределами
гетто. Каждый день колонны рабочих из гетто в 6 часов утра отправлялись в немецкую зону для работы по ремонту железной дороги, вагонов, мостов. За это они получали небольшую оплату и еду. Часть этой оплаты передавалась в правление гетто. Кроме того, для возможности обмена вещей и изделий на продукты, каждый платил в правление 2 марки за разрешение выехать на рынок.
Таким образом, в правлении гетто появились некоторые денежные средства. Другим важным источником дохода стали мастерские, которые удалось организовать внутри гетто для производства краски, гвоздей, веревок и др. товаров, которые иа базаре обменивали на продукты питания у крестьян. За счет полученных доходов в гетто было налажено питание для сирот, открыты больничное отделение,
ясли, детский сад и школа. Была введена обязательная дезинфекция и посещение бани, благодаря чему не возникало эпидемий. В гетто открыли синагогу –румынские власти не запрещали исповедовать иудаизм – и ее также содержали на средства, собираемые правлением. Мы должны помнить о Жмеринском гетто, как примере того, что даже в самых тяжелых обстоятельствах люди находили пути оставаться людьми, поддерживая себя и других.
Единственный случай, когда не удалось спасти скрывающихся в Жмеринке, произошел с евреями, бежавшими от расстрела из местечка Браилов находящегося в 8 км. от города. По требованию немцев, под угрозой расстрела всех евреев, они были выданы немцам. Колону обреченных на смерть людей провели через гетто по улице
Урицкого в сторону с Браилов ,где на окраине и расстреляли- 285 чел.
Сегодня на этом месте стоит памятник жертвам Голокоста.В начале декабря 1944 г. в Жмеринке была создана еврейская молодежная организация «Эйникайт», которую основали Михаил Спивак (Муня), Меир
Гельфонд, Александр Ходорковский (Алик) и Владимир Керцман (Вова). Осенью 1949 г. Спивак был осужден на 25 лет ИТЛ, Гельфонд, Керцман, Ходорковский, Сухер, Мишпатман и Вольф — на 10 лет, Хорол и Гервис — на 8 лет. Спивак освободился в декабре 1955 г., а остальные – раньше — осенью 1954 г.Керцман скончался в 1964 г., а Гельфонд — в 1985 г. (репатриировался в Израиль в марте 1971 г.).
История жмеринских евреев после войны в СССР и выезд их за пределы страны в 70- 90 –х годах ХХ века это уже другая история, я
когда то лет 8 назад писал об этом.
Литература :
Эфраим ВОЛЬФ, Жмеринка-Иерусалим
Олег Антонюк, г Жмеринка
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 5