Çурт в отличие от пÿрт понятие более широкое. Во-первых, любой çурт включает двор, который является следствием постройки избы пÿрт и других хозяйственных построек — клети, конюшни, забора, ворот, сеней и т.д. Наличие и расположение вспомогательных строений зависят от разных факторов: нахождение дома на солнечной или несолнечной стороне улицы, верховые это чуваши или полевые, у оврага дом или у речки, состоятельный хозяин или низкого достатка и т.д.
Определения Н.И. Ашмарина (çурт — это строение, включающее двор со всеми относящимися к нему постройками [1937: 273]) и В.Г. Егорова (çурт — это изба с надворными постройками [1964: 134]) представляются обоснованными.
Согласно В.Г. Егорову [7, с. 221], çурт – общетюркское слово, означающее
«юрта, страна, стан».
Основное и часто употребляемое слово, применяемое к понятию
«дом» у чувашей, — это кил. Оно шире, чем пÿрт и çурт, включает оба термина, а также понятия «люди» и «скот».
Кил — это дом, имеющий действующий очаг [Егоров 1964: 112], что, естественно, соединяет вместе домочадцев, скот, избу, постройки, землю, имущество. Если, скажем, кил — это жилище и двор
[Ашмарин 1934: 208], мы допустим сужение признаков объекта. Без жильцов кил перестает быть домом. Кил — объект, где живут, откуда временно уходят и куда возвращаются. Поэтому вопрос Килĕнте ĕçсем мĕнле? «Как дела дома?» подразумевает интерес к состоянию дел дома вообще — членов семьи, живности и хозяйства в данное время.
Полученные путем прибавления к кил и çурт слова тĕп «корень, основа» словосочетания тĕп çурт и тĕп кил означают «исконный, родной, отчий». «Для человека, выделившегося и имеющего свой
дом, дом отца будет тĕп кил» [Ашмарин 1941: 62, 67].
Таким образом тĕп çурт/тĕп кил становятся гнездом для родни по мужской линии.
Пÿрт «изба», çурт «хозяйство, дом, земля» и кил «çурт + жильцы + скот» иерархически последовательны по отношению друг к другу: пÿрт →çурт →кил.
------------------------
(Ашмарин Н.И. Словарь чувашского языка. – Казань; Чебоксары, 1928–
1950. Вып. 1–17.
Егоров В.Г. Этимологический словарь чувашского языка. – Чебоксары:
Чуваш. кн. изд-во. – 1964. – 355 с.
Никольский, Н. В. Краткий обзор работ по этнографии чуваш // Никольский, Н. В. Собр.
соч. : в 4 т. Т. 1. Чебоксары, 2004. С. 410.
Салмин А.К. Система фольк-религии чувашей. – СПб.: Наука, 2007. —
605 с., вкладыш.)
Комментарии 7
Тӗпчевсем тӑрӑх, jurt /ҫурт тата тӑван ӑнлавсем "пурӑнмалли вырӑн", территорие палӑртаҫҫӗ, ҫемье.