Как я работал на вагонах СВ
Я несколько раз начинал писать эту статью,переписывал,исправлял,удалял…потом снова писал.
И так тема, моя работа на вагоне СВ.
История:
Немного истории,многие расшифровывают аббревиатуру СВ как:"Спальный Вагон","Специальный Вагон","Супер Вагон"
хотя и эти названия подходят к этому вагону,а спальные вагоны они почти все, название "СВ" идёт от другого.
На самом деле корни этого уходят в XIX столетие к царской семье.Нормальных дорог тогда не было да и
ненормальных наверное тоже.Трястись в карете на большое расстояние долго и медленно.Поэтому железная
дорога самое то что нужно было.Царю полагалось по рангу особый вагон как сейчас бы сказали с"полным фаршем"
По теперешним меркам ничего там особенного и не было,ни джакузи ни спутникового ТВ,ни интернета,да и
отопление было обычное как сейчас говорят "на лопате".
Царю полагалась и свита ну там помощники,секретари, парикмахеры ну и еще куча всякого народу.Куда их всех
определить, в вагон к царю?Щас самому места мало.Царский вагон в центре состава и от него вперед и назад
размещались вагоны для свиты,то есть Свитские Вагоны,вот от этого и пошла аббревиатура "СВ".
Другими словами сказать вагон для прислуги,во как.В принципе за более чем сто лет ничего не поменялось.
Весь народ ездит в плацкарте а слуги народа в вагонах СВ.
Стандартные вагоны СВ по техническим условиям ничем не отличаются от обычного купейного вагона,
разница только в компановке самого купе,как правило они идут 2х местные,хотя есть и 3х местные и купе с одним
спальным местом.
Начинка этих вагонов самая разнообразная,начиная от материала для штор до моделей ТВ и цвета и рисунка
ковровых дорожек.
Практически во всех поездах дальнего следования которые в пути хотя бы одну ночь есть один,два и наверное может
быть три(я правда не встречал)вагоны СВ.Находятся они как правило в центре состава,где меньше болтает,хотя
встречались мне вагоны которые специально цепляли в голове состава,видимо для того чтобы исключить сквозной
проход через вагон.Чуть ниже я опишу и встречу с таким VIP вагоном.
И так, как написано в инструкции проводником СВ вагона может быть только проводник который проработал
по специальности не менее одного года.Не последнюю роль играют и внешние данные,умение работать с людьми,
коммуникабельность,и т.д.,другими словами сказать особый проводник.Не буду говорить за всех,но у нас право работать
на таком вагоне утверждал сам начальник депо.
Так совпало но начинал я трудовую деятельность проводником как раз на СВ правда не основным проводником,и увольнялся я прямо с СВ.
Начальники поездов руководствовались другими критериями отбора для работы на таких вагонах,часто место работы
на СВ продавалось,и нач.поезда наплевать на то как выглядит проводник лишь бы деньги приносил.
Цена билета за одно место на вагоне СВ как правило в два раза дороже чем на купейном вагоне,соответственно народ
там ездил не бедный.Хотя правом бесплатного проезда на СВ вагоне имели ветераны войны,участники боевых действий
и еще какие то категории пассажиров,я сейчас уже и не вспомню.Хочу напомнить что это было тогда когда я
работал за теперешнее время не скажу,забрали все льготы и у инвалидов да и те ветераны которые дожили до наших
дней сейчас как бы уже и не герои,сейчас пока новые герои.
Итак почему место работы на СВ продавалось начальником поезда.Ну во первых такие вагоны как правило не очень старые,все оборудование
работает,чисто,уютно, мест для пассажиров от 9 до 20 (в зависимости от модели вагона).Но это не самое главное,главное то что на таком
вагоне можно неплохо заработать,и выговор и даже увольнение в том числе.
Одна из многочисленных схем: Заранее перед рейсом закупалась хорошая водка,коньяк,сухие колбасы,сыры,
фрукты,шоколад, причём женщины проводники покупают шоколад как правило для себя(пассажир потом для вас купит)
Услугами СВ вагонов в основном пользуются чиновники,бизнесмены,артисты,бандиты, хотя первые
две категории тоже подходят к бандитам,конечно много иностранцев.За время моей работы на СВ перевозил я и немцев и
американцев и французов но больше всего понравились мне китайцы и японцы.После них и убирать не надо у них всё
сложено,аккуратно и чисто,да и не бухают они в поездах!!!
Итак почти всегда едет один или более пассажиров которым хочется выпить коньячку,в вагон-ресторан(если он есть в составе)
топать лень,да и не хочется с уютного купе топать через три или четыре вагона.Вызывают а часто и сами подходят и спрашивают,
коньячку(водочки)бутерброды(ветчина,салями,икра,сыр).Ну и начинается,приглашают присесть проводницу выпить за компанию
она немного поломавшись(я на работе,нам не положено и т.д.)но не сильно,включается в игру "раскрути ближнего".Бывает
в такой компании присутствует и нач.поезда.Скажу сразу это бывает очень редко но бывает.В основном в вагонах СВ путешествуют
обеспеченные люди с комфортом.
Еще одна простая всем знакомая схема-переходники.На некоторых направлениях такие вагоны ходят или пустые или полупустые,поэтому
проводник идет по вагонам и предлагает за небольшую доплату наличными перебраться в купе СВ вагона.Если все проходит нормально
не сели ревизоры и т.д. денежное вознаграждение делится с нач.поезда в разном процентном отношении.
Я помню работал я четыре месяца на южном направлении как раз на вагоне СВ.Состав был дополнительный и курсировал он между
Днепропетровском-Крымом-Москвой,всего восемь суток по кругу.Как ни парадоксально летом на Юг состав ходил полупустой.
Так вот за четыре месяца я перевез по билетам не более 20-30 пассажиров.Остальных моя напарница зазывала с других вагонов,подкупая тем
что в составе мой вагон был единственным с кондиционером и холодильником.Естественно часть доплат шла на взятки,как у нас говорят
"на ревизию".А когда не было переходников со всего состава сползались уставшие от жары проводники поспать немного в прохладном вагоне.
Теперь немного про пассажиров-артистов в прямом смысле этого слова.Почти всю Российскую и Украинскую эстраду перевёз(во как громко
сказал)У меня много фотографий,дисков,плакатов с автографами тех кого мне приходилось обслуживать в пути следования поезда.Как правило
это не беспокойные пассажиры,их почти не видно,очень редко появляются из купе,не стоят в проходах и не любуются заоконым пейзажем.
Почти ничего не заказывают за редким исключением воды или сока.
Один раз попалась шумная веселая компания.С Киева на Днепропетровск на концерт весь вагон одни звезды.Шутки,приколы,добрые веселые люди.
Поезд ночной,всю ночь веселились,чая ведра два выпили.
VIP персоны.
Работал я на направлении Днепропетровск-Трускавец на хвостовом вагоне.Работа была штатная ничего особенного не было,и вот между турами
звонит начальник поезда и говорит что меня вызывают к начальнику резерва.Какого хрена вроде пролётов в последнее время не было.
Пришел а там уже и нач.поезда сидит,садись говорят у нас проблема.Я быстро прокрутил в голове последние рабочие дни, так вроде нормально.
Оказалось у них появилась проблема.Сегодня в нашем составе будет ехать на курорт всего навсего жена губернатора.Казалось бы ну и что.
Как я написал выше У НАС ПОЯВИЛАСЬ ПРОБЛЕМА.
Пока мы сидели в кабинете на отстое начались маневровые работы,в срочном порядке с Киевского состава выдергивали вагон СВ и меняли
на аналогичный вагон с нашего состава,казалось бы зачем?У нас неплохой вагон, кроме одной мелочи он без биотуалета. Ну да ладно а я то тут
причём.Оказывается в составе больше нет кандидатур на проводников СВ вагона на этот рейс.Обычно в нашей бригаде на СВ работала жена
нач.поезда и её подруга с данными 120х100х120 которые явно не подходили к общепринятым стандартам.
Рост 1.85 стройный,не мальчик,белая(не застиранная)чистая рубашка,погоны не оторванные есть даже форменная фуражка,опыт вот те аргументы
которыми они руководствовались при выборе моей кандидатуры,а выбирать то и не из чего особей мужского пола в составе всего четверо.
Подобрали и напарницу,ну с этим делом было попроще.Хотя кому взбрело в голову что проводники вагона должны быть мальчик и девочка!
После манёвров пошел я принимать вагон,там уже полным ходом шла генеральная уборка вагона,по поводу такого знаменательного события
бригада мойщиков прямо на отстое при помощи щеток и шланга с водой вручную драяли вагоны снаружи.Всех проводников выгнали отмывать
поручни особенно с нерабочей стороны что бы горели желтизной,нашлась и желтая краска для обновления полосок на ступеньках.
Ручная помывка вагонов особенно моего хвостового мне понравилась, учитывая то что при мойке вагонов на автомойке мой хвостовой вагон
никогда не влазил и всегда был грязным.Приходилось иногда брать швабру и отмывать стекла на которых стояли маршрутные доски.За стекла
в пассажирских купе молчу они вечно тонированные от пыли.Проезд первой леди области нам как лошади свадьба,морда в цветах,а задница
в мыле.Пока шла подготовка состава к спецрейсу сходил в душ и побрил рожу.В принципе обычный рейс кроме некоторых нюансов.
Привезли белье и отдельно пять комплектов нового(не стираного)белья.Сколько человек будет в компании этой леди не знали поэтому дали
с запасом.Привезли и большую картонную коробку в которой оказался довольно приличный набор продуктов,салями,сыр,оливки,хорошее
шампанское,коньяк и фрукты и т.д. что самое интересное все это без накладной.
Посадка прошла в обычном режиме,ничего особенного,в вагоне заняли только одно купе,леди и её спутница и больше никого.
Я не знаю как оно там планировалось но до самого Трускавца не было больше ни одного пассажира.
После отправления я зашел в купе проверил и забрал билеты,проинструктировал как обычно куда мы едем,сколько в пути,где находятся туалеты,
вручил пульт от телевизора и показал кнопку вызова проводника.За почти двадцать часов в пути с купе попросили две бутылки "Боржоми" и
яблок.Не рейс а сказка,тихо спокойно,тот ящик с продуктами я сдал в целости и сохранности по прибытии,от этих деликатесов нам с напарницей
обломилось только по одному яблоку и на том спасибо.Ни за чаи ни за ревизию мы нач.поезда не платили что гораздо круче двух яблок.
Ж/Д чиновники и дебилизм с ними связанный.
Я не был участником этих событий но видел это со стороны.Лето, наш состав на отстое отправление только завтра к обеду.Вечер примерно
20.00-21.00 в депо пусто, сидим возле вагона пьем чай, курим.Рядом на соседнем пути готовятся к рейсу коллеги на Киев их скоро будут
вытаскивать на вокзал.И тут мат перемат несётся нач.киевского поезда вдоль состава.Стоять раз,два, покури чего случилось?
Тут надо написать небольшое пояснение, в нашем киевском составе два вагона СВ под № 9 стоит вагон Тверского производства довольно
таки новый ,и под №10 наш вагон Днепропетровского ВРЗ с капиталки. Тверской конечно получше и самый главный козырь он с биотуалетами.
Так из за чего весь сыр бор.Оказывается сегодня на Киев будет ехать какой то кстати не очень то и большой начальник из управления дороги.Так вот
по ошибке или хрен его знает чего билет ему купили или выписали в вагон № 10 а он любит ездить в тверском то есть в девятом.Так вот не придумали
ничего другого как за три часа до отправления поезда….поменять вагоны местами.А чего свиснули маневровому,расцепили,растянули,притянули,
прицепили делов то минут на 30-40 ну солярки бочку сожгли ну так для хорошего человека старались тем более за счёт дороги,или за наш общий счёт.
Продолжение следует
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 3