Ко дню рождения МАРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ МИРОНОВОЙ.
Мария Миронова родилась 7 января (по др. данным 6 января) 1911 года в Москве, в семье школьной учительницы Елизаветы Ивановны и служащего Владимира Николаевича Мироновых.
Отец Марии очень любил музыку, живопись и театр, и эту любовь старался привить своей дочери. Когда Марии Мироновой исполнилось семь, родители отдали ее учиться в опытно—показательную школу имени Фритьофа Нансена, в которой Миронова начала изучать актерское мастерство и участвовала во всех постановках школьного театра.
В 1925 году Мария Миронова, окончив семь классов школы, поступила в Театральный техникум имени Луначарского, а год спустя, вместе с другими студентами, впервые выступила на сцене Театра современной миниатюры.
В Театре современной миниатюры Миронова сыграла роль Маньки в комедии Василия Шкваркина «Вредный элемент». Культкомиссия высоко оценила студенческую работу, особо отметив игру Марии Мироновой, на которую также обратил внимание актер второго МХАТа Владимир Попов.
Попов и рекомендовал Марии после завершения обучения прийти во МХАТ. Но когда весной 1927 года Мария Миронова окончила театральный техникум, попасть сразу во МХАТ ей не удалось, так как туда принимали лишь членов профсоюза.
И тогда Мария устроилась во вспомогательный состав Московского театра оперетты, где некоторое время танцевала в кордебалете. Там она была принята в профсоюз, что позволило ей вскоре устроиться на работу во МХАТ.
Сыграв Фанни в спектакле «Хижина дяди Тома» и Марусю в спектакле «Дело чести И.Микитенко», Мария Миронова сразу проявила себя, как яркая острохарактерная актриса.
Софья Гиацинтова вспоминала: «Миронова ни к кому не пристраивалась, ни в какие группировки не входила и при этом к делу относилась свято, с большим рвением».
Но долго работать во МХАТе Мироновой не пришлось. Ей предлагали мало ролей, и она приняла приглашение художественного руководителя Николая Волконского перейти в труппу Московского государственного мюзик—холла.
Но и там она проработала недолго. В 1928 году у Марии умерли родители, после чего она сама тяжело заболела и долгое время не работала, а после выздоровления поступила в Центральный театр транспорта, переименованный впоследствии в Театр имени Гоголя.
Работая на «большой сцене», Мария Миронова одновременно начала выступать на эстраде. Во время своего первого эстрадного выступления она с большим успехом прочла «Случай с классиком» Чехова, после чего ее пригласили выступить снова, и вскоре фамилия Мироновой стала появляться на афишах все чаще рядом с именами других известных артистов.
Мария стала автором и режиссером своих выступлений, и вскоре на эстраде она появилась в роли Капы, обожающей телефонные разговоры.
Ее героиня была одета в черный приталенный жакет, длинную прямую цветную юбку с ярко—красными оборками, парусиновые теннисные тапочки, старую рыжую лису с облезлым хвостом вокруг шеи, а на голове красовался шерстяной красный берет с маленьким торчком.
Капа в исполнении Мироновой была неподражаема, зрители смеялись до слёз. Вскоре перед зрителями Миронова предстала в новых образах — Дуси, Клавы и Марочки, миниатюры с которыми она либо сочиняла сама, либо с помощью писателей Угрюмова и Полякова.
В своих героинях Миронова высмеивала страсть к сплетням, беспардонность и невежество. В 1939 году миниатюры Мироновой были отмечены призом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
К этому времени наладилась личная жизнь актрисы — она вышла замуж за режиссера и сценариста Михаила Слуцкого.
В конце 1938 года Мария Миронова пришла в труппу только что созданного Государственного театра эстрады и миниатюр и была задействована практически во всех спектаклях.
Она прекрасно исполнила роли Зины в спектакле «Тщетная предосторожность», Жены в спектакле «Без двенадцати двенадцать», Кисы в спектакле «У актерского подъезда» и Прачки в спектакле «Курортное обозрение».
Во время работы в этом театре она познакомилась с артистом Александром Менакером, который был на три года моложе Марии. Менакер великолепно пел, играл на рояле и выступал с музыкальными фельетонами.
Летом 1939 года театр отправился на гастроли в Ростов—на—Дону, и там между Менакером и Мироновой стремительно начали развиваться отношения, несмотря на то, что Александр был женат и сама Мария была замужем. На четвертый день знакомства Миронова написала своему мужу письмо, в котором сообщала о разводе, и посоветовала Менакеру сделать то же самое.
Вскоре после этого бывший муж Марии Михаил Слуцкий был арестован, как «враг народа», но Миронова не оставила его в беде и вместе с Менакером носила передачи Слуцкому в тюрьму, прекрасно сознавая, чем это может для них закончиться.
Осенью 1939 года Миронова и Менакер впервые вместе выступили на эстраде с сатирическими диалогами, и публика с прессой отреагировали на этот дебют с удовольствием.
Вместе на эстраде Мария Миронова и Александр Менакер проработали более 30 лет, и все это время удивительно дополняли друг друга. Как правило, Менакер появлялся в образе слабохарактерного мужа, а Миронова играла деспотичную и невежественную жену. Сценки были короткими, длились не более пяти минут, но актеры ярко раскрывали свои образы.
Режиссер Борис Львов—Анохин рассказывал: «Незабываем Театр двух актеров — Мироновой и Менакера. Этот дуэт встречали с восторгом во всех городах по всей России. Их разговоры и споры заставляли стонать от смеха огромные залы, до отказа набитые зрителями".
8 марта 1941 года у Мироновой и Менакера родился сын, которого они назвали Андрей — будущий замечательный актер и любимец публики. О рождении сына Миронова рассказывала: «Андрей ведь родился на сцене и умер на сцене. Он начал рождаться, когда я играла спектакль. Меня просто увезли из театра в родильный дом Грауэрмана, на Арбате».
Но вскоре началась война, и с самого ее начала Мария Миронова участвовала в выступлениях фронтовых актерских бригад, проездив с этими бригадами практически все четыре военных года. Потом, уже после Великой Отечественной, она придумала такой почин — играть эстрадные концерты для детей, у которых погибли родители.
Актеры выступали бесплатно, а весь сбор шел сиротам. И Сталин прислал ей с нарочным благодарственную грамоту. Она ее повесила на стену».
После окончания войны Миронова продолжила работать в Театре миниатюр вплоть до его закрытия в 1947 году, при этом она и Менакер много работали в сборных концертах на эстраде и гастролировали по стране.
Там же они подготовили свой первый спектакль, который положил начало созданию ими Театра двух актеров в 1952 году. После его появления в течение тридцати лет Миронова и Менакер сыграли в этом театре девять премьер, с которыми объездили весь СССР.
Несмотря на успешную театральную карьеру, Мария Миронова мало снималась в кино, причем режиссерами ей предлагались роли второго плана. Ее первой работой стала роль секретарши Бывалова в комедии Григория Александрова «Волга—Волга».
Позже она сыграла жену директора завода в комедии Семена Тимошенко «Запасной игрок» и Леокадию Михайловну в приключенческой комедии Александра Роу «Драгоценный подарок». Также зрители запомнили ее работу в комедии «Мы с вами где—то встречались», снятой в 1954 году.
В 1982 году после четвертого инфаркта ушел из жизни муж и верный партнер Мироновой на сцене Александр Менакер. А в 1987 году умер их сын, замечательный и неповторимый актер театра и кино Андрей Миронов.
Мария Миронова стойко перенесла потерю мужа и сына. Никто не видел Марию Владимировну плачущей.
Чтоб хоть как—то отвлечь подругу от одиночества, Миронову пригласила себе в помощницы директор Дома актера Маргарита Эскина. Позже Эскина в интервью рассказывала: «Ей было уже 80, когда она заняла пост председателя.
У нас было много этапов борьбы, и на всех она была впереди. Она и Ольга Лепешинская, как я их называю — «боевые подруги», всюду ходили, звонили министрам.
После смерти Менакера Миронова долгое время не играла в театре и на эстраде. Но в 1990 году ее позвал в свой театр Олег Табаков, и его предложение поработать в молодом коллективе Мария Владимировна восприняла с большой теплотой, сыграв ведущие роли в спектаклях «Учитель русского» и «Норд—Ост».
Мария Миронова в интервью рассказывала: «Моя жизнь кончилась со смертью Андрея. Я думала, что уже никогда не подниму головы. Никогда. Но меня спас один хороший человек. Мне вдруг позвонил Олег Павлович.
Он понял, наверное, в каком я страшном состоянии, и сказал одну лишь фразу: «Мадам, а не хотели бы Вы поиграть в моем театре?» Я сказала: «Спасибо, хочу». И он взял меня в свой театр.
Я была счастлива, пока была в этом театре."
Мария Миронова также сыграла в спектакле Московского театра «Современник» «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина.
А в 1994 году Миронову пригласили в театр «Школа современной пьесы» для участия в постановке пьесы Семена Золотникова «Уходил старик от старухи», поставленную режиссером Иосифом Райхельгаузоум, в которой Миронова играла в паре с Михаилом Глузским.
Мария Владимировна ушла из жизни 13 ноября 1997 года в Центральной клинической больнице Москвы. Похоронена на Ваганьковском кладбище, рядом с любимым сыном, Андреем Мироновым.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев