КЕМ ОНИ БЫЛИ В СССР?
В 1950-е годы СССР был отделен практически от всего мира железным занавесом. В стране было запрещено практически все, связанное с Западом: одежда, журналы, музыка и прочее. Именно в то время появился общественный феномен — молодежная субкультура, получившая название «стиляги». Чем занимались эти люди? Как относились к советской власти? Как власть относилась к ним?
Кем они были
В заголовке есть слово «антисоветчики». Нужно пояснить, в каком смысле оно используется. Естественно, что стиляги были абсолютными антисоветчиками.Они не хотели быть, как все, жить, как все. Они не следовали советским лозунгам, не «ходили строем», не участвовали в парадах и не были передовиками в работе, в учебе.
Стиляги отличались цинизмом в суждениях, безразличием к нормам советской морали, носили яркую, иногда нелепую одежду и проявляли особый интерес к западной музыке и танцам. Среди этих молодых людей было достаточно много детей партийных работников и чиновников различного ранга.
В целом, эти юноши и девушки были нарочито аполитичны. Кажется, что это не вяжется со словом «антисоветчики». В этом-то весь и парадокс. В стране, где с детства навязывали определенную идеологию, быть аполитичным – это означало: быть антисоветчиком. Однако стиляг особо никто не преследовал, потому что они не скандировали никаких лозунгов, не ходили на митинги, не задумывали восстаний. Они просто необычно одевались, общались, танцевали. А за это в Советском Союзе в тюрьму не сажали и не расстреливали.
Как одевались стиляги
Название субкультура получила от слова «стильный», и у них действительно был свой стиль. Юноши обычно носили узкие брюки, пиджаки с широкими плечами, гавайские рубашки, галстуки кричащих цветов и зонтики-трости. В обуви самым шиком считались ботинки на толстой каучуковой подошве.
Девушки носили сильно приталенные платья в американском стиле, узкие юбки по колено и брючные костюмы. Прически у стиляг также были необычные: парни делали прическу «кок», взбивая волосы на голове, а девушки носили высокие прически или завивали пряди, укладывая их вокруг головы. Обязательной в макияже девушек была ярко-красная помада, что вызывало у сознательных представителей общественности резко негативную реакцию.
Борьба со стилягами
Внешний вид, ценности и поведение стиляг находились в полном диссонансе с нормами советской морали, поэтому стиляги порой подвергались насмешкам и открытому негативу со стороны обычных людей.
И хотя субкультура стиляг шла вразрез с коммунистической идеологией, мотивы этих молодых людей, как правило, были далеки от политики. Это была скорее субкультура, а не группа культурных протестующих: стиляги по сути создали собственный красочный мир в условиях со множеством ограничений.
Поведение стиляг было не столько протестом, сколько способом самовыражения. Поскольку стиляги были, как правило, представителями золотой молодежи, они имели свободный доступ к западным журналам, музыке и фильмам.И это понятно: высокопоставленные родители готовы были сделать для своих любимых чад все, даже приоткрыть запретный занавес.
Молодежь не только слушала западную музыку и танцевала «запрещенные» танцы, молодые люди подражали западным музыкантам во всем.
Еще одна фишка стиляг — демонстративно жевать жевательную резинку, как делал это в своих фильмах Джеймс Кэгни. Поскольку достать жвачку было весьма проблематично, ее заменяли куском парафина.
Многие из стиляг были творческими личностями и делали себе одежду и аксессуары сами. Некоторые собственными руками создавали музыкальные инструменты или переделывали для исполнения джаза акустические гитары в электрические. А пластинки с любимой музыкой они тоже записывали сами — на старых рентгеновских снимках.
Кроме стиля одежды и причесок, в субкультуре стиляг была очень важной музыка. Стиляги в основном слушали джаз и свинг, но их любимой песней была «Чаттануга Чу-чу» из саундтрека к фильму «Серенада солнечной долины».
Несмотря на то что субкультура стиляг была крайне провокационной, эта необычная молодежь не участвовала в каких-либо мероприятиях, которые были официально запрещены законом, а переодеваться и встречаться группами по интересам никто не запрещал. Чтобы решить эту проблему, власти начали пытаться выставить стиляг в качестве асоциальных, «чуждых человеческому обществу» элементов.
Достаточно вспомнить массово растиражированный лозунг «Сегодня ты играешь джаз, а завтра — Родину продашь». Выпускались и различные «разоблачительные» статьи и плакаты.
В шестидесятые годы (во времена оттепели), когда в Советском Союзе начали более толерантно относиться к различным субкультурам, стиляжничество постепенно исчезло. Многие бывшие стиляги даже стали успешными режиссерами, художниками и музыкантами.
Танцы-манцы победили!)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев