Валерий Алексеевич родился в станице Буденновской, расположенной выше Веселовского водохранилища на реке Маныч. В их семье было принято выказывать особое почтение родителям – дети обращались к ним только «на Вы».
Валерий Горнич –был (светлая ему память) бригадиром сборщиков металлоконструкций РМП-2, он Заслуженный строитель России, Почетный строитель России. Человек основательный и постоянный - как пришел во Второе монтажное управление треста после окончания ГПТУ-12, так и проработал там всю свою жизнь. Он прошел отличную школу под руководством опытнейшего и грамотнейшего бригадира Виктора Федоровича Шмакова и после его ухода на пенсию достойно возглавил эту прекрасную бригаду. В последние годы сборщики изготавливали конструкции для важнейших объектов ЗАО «Южтехмонтаж»: «Юг Руси – Золотая семечка», Новороссийский мазутный терминал, Подгоренский
цементный завод, «Южный стан» в Усть-Донецке, Волгоградский завод КАУСТИК, Ильский нефтеперерабатывающий завод и так далее. Старая школа имела свои традиции – продукция изготавливалась только высокого качества. Под стать Валерию Алексеевичу были его первые помощники, с которыми он проработал около тридцати лет: Владимир Кива, Владимир Бобриков, Александр Музыка, Василий Смолов.
Валерий Алексеевич был разносторонним умельцем – мог собрать какой-нибудь совершенно невообразимый автомобиль или катер.
В 1986 году бригаде Шмакова-Горнича пришлось сделаться монтажниками и отправиться на ударную стройку – завод «Ростсельмаш». Вот один из примеров отличного взаимодействия монтажников и сборщиков металлоконструкций, инженеров и рабочих. На складе подвесного хранения узлов и деталей для кузнечно-прессового корпуса № 1 Ростсельмаша необходимо было смонтировать 132 единицы специальных стеллажей общей массой более 1 000 тонн.
Стеллажи имели высоту 17 метров и размеры в плане 2,8х2,8 метра. Вес одного стеллажа 7,5 тонны. Казалось бы, чего тут сложного – обычная работа! Но здесь самое «интересное» заключалось в том, что расстояние от верха стеллажа до низа смонтированных стропильных ферм цеха было всего 200 миллиметров. Монтаж стеллажей стреловым краном не получался. Установить полностью собранный стеллаж методом поворота размеры стеллажа также не позволяли, так как стеллаж по диагонали под фермами не проходил. Получалось только одно — собранный за пределами цеха стеллаж установить в вертикальное положение и так переместить в цех к месту установки. Прежде всего нужно было с величайшей точностью изготовить из двух блоков и собрать воедино каждый стеллаж. Эту задачу пришлось успешно решить: изготовление блоков стеллажей и укрупнительную сборку отлично выполнила бригада В.Ф.Шмакова - В.А Горнича, монтаж стеллажей – бригада Н.И.Коваленко. Разработку проекта производства работ поручили молодому инженеру В.Н. Кириченко, которого консультировал Р.А. Заверткин. После многих отвергнутых попыток применить перемещение стеллажей надвижкой на листе предложили использовать для этого 10-тонный автопогрузчик, оснащенный специально изготовленной конструкцией, удлиняющей вдвое стрелу погрузчика.
И все получилось. Руководил установкой первого стеллажа опытнейший монтажник, Герой Социалистического труда Николай Иванович Коваленко. На автопогрузчике закрепили конструкцию, удлиняющую его стрелу. Автокраном спокойно установили и закрепили на автопогрузчике стеллаж. И… поехали. Но какими бы ровными ни были бетонные полы в цехе
и бетонная площадка у цеха, небольшие неровности все же имелись. И, повинуясь вертикальному
перемещению колес погрузчика, верх стеллажа отклонялся в стороны на 30–40 сантиметров. Вижу
сосредоточенное лицо бригадира, но мы ехали, ехали... Еще немного, и стеллаж стоит в проектном положении. А когда мы позаимствовали на заводе 25-тонный автопогрузчик (конечно, более устойчивый), стеллажи поехали в помещение склада один за другим.
В цехе серого чугуна «Ростсельмаша» в процессе эксплуатации на двух вагранках вышли из строя искрогасители над крышей цеха диаметром 6 метров каждый. Вместе с знаменитой бригадой бригаде монтажников Александра Костоглода эту довольно сложную работу поручили не менее знаменитой бригаде В.Ф.Шмакова. Самой неприятной была разборка – демонтаж совершенно сгнивших старых искрогасителей – при газовой резке обнаруживались расслоения металла на 2-3 слоя. Привариваемые скобы для перемещения монтажников и петли для строповки отваливались.
И эта работа была исполнена в срок с высоким качеством. Работать пришлось в три смены, сделали работу быстро.
На Театральной площади Ростова-на-Дон в 1983 году был установлен памятник, один из главных воинских мемориалов – 72-метровая стела в честь воинов – освободителей города во время Великой Отечественной войны. Стелу венчает верхняя часть в виде позолоченной статуи летящей богини победы Ники с огромными крыльями за спиной, обращенная взором далеко за Дон – туда, откуда пришли воины-освободители. В создании монумента, конкретно в исполнении монтажа громадных крыльев с поверхностями двоякой кривизны, принимала участие бригада сборщиков металлоконструкций РМУ-2 Виктора Федоровича Шмакова – В.А. Горнич, В.А. Кива, В.И. Бобриков, Л.Ф. Перевалов, А.С. Музыка, В.М. Смолов, Б.П. Раев. Проект производства работ по сборке крыльев Ники выполнил инженер РМУ-2 Е.П. Бедеров, руководил сборочными работами прораб В.В. Те-мерев. Заготовки «крыльев» были изготовлены на нескольких судостроительных заводах города. Монтаж собранной стелы, где только верхняя часть весила около 100 тонн, был поручен управлению треста «Южстальконструкция».
О Валерии Горниче рассказывает Александр Музыка: «Мы проработали вместе несколько десятков лет, выполнили сотни заказов по изготовлению и металлоконструкций, и трубных узлов, и всякого разного оборудования. Когда требовалось, нас призывали на монтажные работы. На Сельмаше монтировали балочное перекрытие на корпусе копнителей, в цехе серого чугуна заменяли на вагранках искрогасители. В бригаде всегда была какая-то особая высокая ответственность за выполненную работу.
Мы с Горничем были друзьями. Оба были большими любителями рыбалки, ездили на Дон и на Маныч, летом и зимой. Как сейчас помню, когда моему сыну было пять лет Валера научил его плавать. Сначала одел на мальчонку спасателелтный жилет, научил его в воде двигаться, пока не добился того, как малыш поплывет сам.
Валерий Алексеевич и жизнь свою закончил на рыбалке – пробыл на пенсии всего-то девять дней».
Рассказывет Виктор Федорович Шмаков: «Это был самый добрый, доброжелательный человек, какого я встречал в своей жизни. Отзывчивый, доверчивый. И очень трудолюбивый».


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев