Первым на Дальний Восток в апреле 1924 г. на станцию Завитая Уссурийской ж.д. приехал мой дед инженер путей сообщения Платонов Александр Антонинович (13.11.1884 -8.1.1958) и принял должность помощника начальника участка пути Уссурийской ж.д. Из автобиографии деда, хранящейся в семейном архиве известно, что родился в Пермской губернии Красноуфимского уезда, в Сылвинском заводе. Его отец заводской крестьянин, работал машинистом при паровых молотах, имел дом, хозяйство: лошадь, корову. Детей было шестеро, дед предпоследний. К 13-ти годам окончил 5-ти годичное двухклассное училище на заводе, поступил во второй класс реального училища в городе Красноуфимске и по окончанию в 1904 г. .уехал в Санкт-Петербург, где поступил в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. Выпускник 1914 года. Хочу предложить Вашему вниманию выдержку из отчета Сенату комиссии графа Э.Т. Баранова, проверявшей ведомство путей сообщения: «Нельзя не заметить, что почти нет такой среды в России, в которой можно было бы встретить так много знающих, способных, талантливых и честных людей, как между инженерами путей сообщения». Эти слова со стопроцентной уверенностью я могу отнести к своему деду и многим офицерам ЖДВ чьи фамилии хорошо известны. Принадлежность к корпусу инженеров путей сообщения была в России привилегированна и почетна. Учась в реальном, дед подрабатывал репетиторством, в институте работал конторщиком в технических конторах, брал чертежные работы, ездил на изыскания,своим трудом зарабатывал с 15-ти лет.
Учеба заняла 10 лет до декабря 1914 г. и судя по сохранившейся зачетной книжке, учился дед отлично. Большинство оценок 5, есть 4 с половиной, и одна тройка по немецкому .
Согласно Анкетного листа для Комсостава НКПС от 26 апреля 1924г. время поступления на службу по транспорту 1 января 1915 года. Заняла эта служба 43 года до 6 января 1958 г. оборвавшись нелепой случайностью, поскользнувшись на сливовой косточке от варенья, ударился виском о край стола и скончался через два дня от кровоизлияния в мозг.
Как же прошли эти 43 года, и в каких стройках пришлось принимать участие? Не буду приводить даты, перечислю лишь объекты работы, и обращу внимание на то, что строились они в годы Первой мировой войны и две революции в России:
-- управление постройки Верхне-Волжской железной дороги – младший инженер;
-- изыскания военно-срочной дороги Ярмоленцы - Гусятин на границе с Галицией – старший инженер;
-- изыскания ж.д. линии Троицк – Верхнеуральск - Стерлитамак –старший инженер, начальник отряда;
-- Варшавский ОПС – производитель военно-дорожных работ на участке Минск-Борисов;
-- вновь Верхне-Волжская ж.д. строительство моста через реку Волгу у г. Калязина – заведующий работами на мосту;
-- Оренбург-Орская ж.д. станция Кувандык – начальник участка пути;
-- Казахстан г.Петропавловск – начальник отдела;
-- Сибирский ОПС – Омск – старший инженер.
Весной 1924г. начало работы на Дальнем Востоке, Уссурийская железная дорога станция Завитая – помощник начальника участка пути и с 1926г. старший инженер в правлении дороги. Работа в проектном бюро дороги. В 1936г. проектное бюро преобразуется в отделение «Союзтранспроекта» и в последствии становится институтом «Дальгипротранс» в г. Хабаровске. В институте дед становится первым начальником отдела гражданских и искусственных сооружений, после образования технического отдела – «мозга института» начальник этого отдела. Работая в проектном бюро дороги, откомандировывается в стройгруппу «Бамстроя» для изыскательских работ по БАМу. Вообще за время работы в проектном бюро и «Дальгипротрансе» принял участие во всех основных железнодорожных стройках Дальнего Востока. Неоднократно пришлось побывать на КВЖД и до продажи ее в 1934 году правительству Маньчжоу-Го и после возвращения ее СССР в августе 1945г. Строительство тоннеля под р.Амур в 1938-1941гг. В строительстве этого подводного тоннеля принимали участие и войны железнодорожники о чем свидетельствует гранитная плита на восточном портале с надписью «Слава войнам 7-й отдельной ордена Трудового Красного знамени железнодорожной бригады воздвигнувшим тоннель под руслом реки Амур 1938-1941гг. »
В годы Великой Отечественной Войны институт принимал участие в восстановлении Львовской, Одесской, Кишиневской и Юго-западных железных дорог, проектировал ж.д. узлы на территории Китая. У меня нет конкретных сведений об участии деда в этой работе , но думаю что там вложен его труд и знания. Великая Отечественная Война принесла горе и нашей семье. В сентябре 1943г. умер от ран его младший сын 1921 г.р., командир роты 359 стрелкового полка 50 стрелковой дивизии лейтенант Платонов Анатолий Александрович. Согласно архивной справки приказом от 30.09.1942г. присвоено звание «младший лейтенант» и назначен на должность командира огневого взвода батареи 76 мм. пушек 359 сп. Приказом от 5 января 1943г. присвоено звание «лейтенант» по должности командир взвода и командиром роты умер от ран 27 сентября 1943г. Похоронен на вокзальном кладбище в г. Россошь. Трех дней не хватило что бы провоевать год. Занесен в Книгу Памяти Хабаровского края.
Проходя службу на БАМе и летая в отпуск через Хабаровск, однажды из-за задержки рейса мне удалось побывать в «Дальгипротрансе» и встретить людей, которые знали деда, рассказали об изыскательских экспедициях на БАМе, показали его могилу на кладбище. Упоминали Чегдомын, Ургал, Баджальский хребет и другие названия БАМа. Рассказали и о том,что председатель КГБ при СМ БССР Никулкин Я.П. начинал свою трудовую деятельность в проектном бюро и ходил с рейкой у деда. С переводом в Февральск к великому сожалению связь с ними оборвалась. В последние годы получил из «Дальгипротранса» документы, которые пополнили мой архив и добавили сведения о жизни деда. Он почетный сотрудник «Дальгипротранса». В 1945г. награжден знаком «Почетный железнодорожник» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне»,в феврале 1950 г. был представлен к ордену "Ленина",но награду не получил,Дальгипротранс прислал только копию наградного листа.
Думаю, что самой главной наградой для него было отношение к нему коллег и те добрые слова, которые звучали в его адрес. В Книге Почетных Сотрудников «Дальгипротранса» записано: «Александр Антонинович Платонов – инженер старого поколения специалистов широкого профиля. В Дальгипротрансе со времени его основания и считается патриархом проектного дела, был единственным специалистом в начале организации «Дальгипротранса», который мог разбирать любые технические вопросы по всем разделам изысканий, проектирования и строительства. Он отличался глубокой честностью в деле и в отношениях с людьми. Совершенно не терпел халтуры,обмана. Спокойный и выдержанный по натуре,выходил из себя при попытке протащить что то с выгодой для собственной работы( завышение стоимости,уменьшения объема и т.д.) В то же время он не старался показать свое превосходство. Указывая на неправильность, доказывал это,не задевая самолюбия,не унижая человека. Согласитесь, такая оценка дорогого стоит. Похоронены дед и бабушка в Хабаровске. Мой отец Платонов Илья Александрович (20.7.1910-26.4.1966 ) после окончания школы 9-тилетки им.Ленина в г.Хабаровске,в 1929 г. уезжает работать сначала в г.Владивосток,затем на ст. Облучье Уссурийской ж.д. В 1931 г. уезжает в Москву,где работает в ЦАГИ им.Жуковского и учится на вечернем отделении Московского Энергетического Института им.Молотова. В 1933 призван в ряды РККА, окончил школу спецслужб ВВС РККА по курсу радиотехников,участник войны с Финляндией,Великой Отечественной и войны с Японией. Службу проходил в авиации дальнего действия до 1958 г. занимаясь радионавигацией и освоением "слепых полетов". Когда я проходил службу в 247 опждб в п.Березовый,получил письмо от матери,в котором она писала "...кто бы мог подумать,что там,где отец встречал 9 мая 1945 г. ты будешь отмечать 35-летие Победы.." имея ввиду Комсомольск на Амуре. И только найдя в архиве МО РБ его личное дело,я понял значение тех слов и узнал подробности. Оказывается в декабре 1944 г. дивизии 8 авиакорпуса дальнего действия,дислоцированного в г. Лида были переданы в 18 ВА,а управление штаба,в котором отец проходил службу было отправлено на Дальний Восток для формирования 19 бомбардировочного корпуса,так как началась подготовка к войне с Японией. Отец в автобиографии пишет,что 5 января 1945 г. (через 10 лет мой день рождения) прибыл на Дальний Восток,в г. Комсомольск для размещения штаба 19 БАК,в который был назначен пом.нач.отдела связи по радионавигации и ЗОС. К сожалению отец рано ушел из жизни и естественно каких то воспоминаний не оставил. А я увлекшись историй авиации дальнего действия в годы ВОВ,организовал в "ОК" группу "Потомки ветеранов АДД" и нашлись потомки,чьи ветераны,сослуживцы отца оставили воспоминания о службе на Дальнем Востоке,ими и хочу поделиться. Первый это НШ 19 БАК полковник (в последствии генерал-лейтенант) Турчин И.П. Вот,что он пишет о тех событиях *****В феврале 1945 года я со штабом 8 авиакорпуса дальнего действия прибыл в Комсомольск на Амуре, где нас ждал назначенный командир корпуса генерал-лейтенант авиации Н. А. Волков, ......Дело в том, что весьма ограниченное время, каким мы располагали в начале военных действий против Японии, требовало напряжённой летной подготовки - нужно было летать буквально день и ночь. В связи с напряженный летной работой возникла и ещё одна проблема - проблема питания летного состава.
В первые дни по прибытию мы обратили внимание , что в столовой совсем нет мяса. Кормят одним амурским карасём. Мы с начальником политотдела поинтересовались у начальника района аэродромного базирования почему в столовой кормят одной рыбой, а где же мясо? И тут выяснилось, что не только штабы корпуса и дивизий, но и летный состав в полках кормят одной рыбой. Мясные продукты на снабжение не поступают.
Пока дивизиям отпускали горючего только на полеты по кругу, чтобы летный состав совсем не разучился летать, а всё остальное отправляли на Запад. Такое положение было терпимо. Но теперь надо было спешно готовить полки к боевым действиям, и горючего теперь подавалось на аэродром вполне достаточно. Естественным, что при такой напряженный летной работе, одними карасями кормить летный состав было нельзя. Надо было добывать мясо.
В предвоенные годы мне пришлось служить в Забайкальском военном округе. Естественно, что, проходя службу в таежной зоне, я пристрастился к охоте, в основном на боровую дичь, но приходилось охотиться и на зверя. Это и пригодилось нам перед войной с японцами в 1945 году.
Вместе с начальником РАБ мы отправились в батальон связи корпуса. Командир батальона построил всех связистов и скомандовал всем солдатам-сибирякам выйти вперёд.
Вышли человек 6-7. Мы отобрали наиболее опытных таёжных охотников: начальник РАБ выделил им лошадь с санями. Охотникам была поставлена задача: доставлять из тайги каждую неделю по два лося. После этого были даны указания командиру РАБ таким же порядком обеспечить мясом все летные столовые в авиагарнизонах. Таким образом мясная проблема была решена.********
А вот,что вспоминает непосредственный начальник отца,нач.отдела связи и РНО 19 БАК подполковник Ушахин А.П.******В конце января 1945 года штаб корпуса передал свои соединения в другие корпуса АДД и в месте с батальоном связи и РНО (Радионавигационное обеспечение) погрузился в ж/д эшелон и отбыл из г. Лида на Дальний Восток .
23 февраля мы прибыли на станцию Волочаевка , получили последние 100 фронтовых грамм и проследовали в г. Комсомольск на Амуре. С тех пор наш штаб стал именоваться 19 БАК.
Сразу же по прибытию в г. Комсомольск на Амуре мы начали принимать авиационные полки и дивизии, тыловые и аэродромные части от ВВС фронта.
Одна дивизия базировалась на аэродроме Комсомольск (аэродром Дземги, Болонь, Литовка), вторая дивизия на аэродроме Куйбышевка — Восточная (аэродромы Завитая, Новокиевский Увал, Куйбышевка).
Много сил пришлось уделить формированию отдельных рот связи и РНО, комплектованию их новой техникой связи. Личный состав частей связи, начальники связи дивизий, полков и эскадрилий не имели опыта организации связи, который накопили за годы войны войска Авиации Дальней Авиации на немецком фронте. Весь офицерский состав отдела связи корпуса и корпусного батальона был направлен в части и в плоть до августа 1945 г. вводил новую организацию связи, обучал личный состав и практически обеспечивал работу средств связи и РНО частей и и соединений корпуса.
Боевые действия в войне с японскими империалистами 19 БАК начал с аэродрома долин Улахе и Даубихе (Приморский край). В середине сентября 1945 г. 19 БАК перебазировался в Корею на аэродром Канко (г. Хамхынг)». Особо ценными для меня оказались воспоминания техник-лейтенанта,пом.нач.отдела связи по технике Гершт Ефима Петровича,опубликованные в ЖЖ его сыном, так как впервые нашел в них упоминание об отце. ****В январе 1945 года пошли разговоры о том, что штаб корпуса перебрасывают на Дальний Восток обучать тамошних летчиков, передавать им боевой опыт. Довоенные кадровые офицеры не хотели туда ехать и подыскивали себе должности, чтобы остаться на Западном фронте. В частности, мой начальник Коробков получил назначение начальником связи в авиадесантную дивизию и предложил мне идти к нему первым помощником по радио. Я решил не искушать судьбу — ехать так ехать, как все, так и я.
Мне пришлось много поработать, так как нам выделили много новой техники. Старый Новый год и свое двадцативосьмилетие я встретил в Москве, в компании «академиков», устроившихся [жить и работать] в столице.
В начале февраля на станции Гродно нас погрузили в эшелон. Впереди ехал багажный вагон с кухней из немецкого госпиталя, затем — пассажирский вагон с офицерами штаба, потом — теплушки с батальоном связи и платформы с техникой и самолетами звена связи. И поехали мы через весь громадный Советский Союз на Дальний Восток. Старшие офицеры несли дежурство по составу, они ходили к начальникам станций, «продвигали» эшелон. Младшие, в том числе и я, несли дежурство по вагону, топили печку. Настроение было хорошее, о том, что нас ждет еще одна война, мы не думали. На остановках гуляли с девушками из батальона связи, на ходу поезда беседовали, рассказывали анекдоты, читали газеты, рассматривали польские журналы. Книг не было, так как мы ехали из Польши, где русские книги нам не попадались.
Поезд, хотя имел «фронтовой литер», двигался медленно. Здесь я впервые явственно почувствовал, какой громадный Советский Союз. Время от времени нас загоняли в тупик и отправляли в баню с «вошебойкой». На станциях было мало народу, ничего не продавали и не покупали. Навстречу шли поезда с танками, автомашинами, самолетами, солдатами, горючим, спиртом. Спирт, как всегда, привлекал солдат, однажды кто-то даже прострелил цистерну, чтобы набрать из нее спирту. Это было ЧП, но дело замяли.
Но вот уже и Дальний Восток — Волочаевск и, наконец, Комсомольск. Уже был март, но весны не чувствовалось. Помню, я дежурил по столовой, когда нам привезли рыбу калугу. Это что-то вроде белуги, но водится она в Амуре. Рыбины были замороженные, громадные, как бревна, длиной полтора-два метра. Их распиливали на большие куски на козлах для пилки дров, а потом уже разрубали на порции. Повар жарил их в собственном жире. Рыба эта, конечно, деликатесная.
Началась учеба, ночные полеты. Потом нам сообщили, что АДД включается в состав ВВС, в связи с чем вводится новое штатное расписание, при этом моя должность фактически ликвидировалась.
Как раз в это время я начал думать о том, что делать дальше: эта моя работа мне уже ничего не давала. Я узнал, что под Хабаровском есть полк связи и там нужен инженер по радиолокации. Я подал рапорт и отправился в Хабаровск, вместе со мной поехал Илья Платонов, майор, помначсвязи по ЗОС — у него в Хабаровске жили родители.
Денек я погостил у них. Кормили нас картошкой и квашеной капустой, но какая это была картошка! Большая, белая, рассыпчатая! И капуста была — деликатес, ни до, ни после никогда подобной не пробовал. Ну и, конечно, пригодился наш паек.******* Представьте удивление сына,когда я написал ему,что обращается к нему внук тех кто кормил его отца в 1945 г. капустой и картошкой.А затем настал мой черед удивляться,когда зашел разговор,что я планирую поездку в Санкт Петербург на 100- летие училища ЖДВ и ВОСО он ответил,что жили в доме на первом этаже,рядом со входом в баню ( в нее нас водили мыться) на Мойке и он долгие годы просыпался под грохот курсантских сапог на физзарядке,а засыпал под песни на вечерней прогулке. Вот такие бывают встречи. О боевой работе отца в войне с Японией мне стало известно из наградного листа опубликованного на сайте "Память народа" ****С апреля по август месяц 1945 года ввел в строй действующих средств радионавигации: один радиомаяк типа «Колба», 3 светомаяка, 3 приводных радиостанции и 4 радиопеленгатора.
За этот же период подготовил 12 радиопеленгаторщиков, 15 электромехаников прожекторов и приводных радиостанций и 11 человек расчёта радиомаяка. При перебазировании корпуса обеспечил бесперебойную работу всех радионавигационных средств, лично сам в совершенстве освоил радиомаяк «Колба» и добился развертывания маяка за 25 часов.
Большая заслуга товарища Платонова в быстром освоении новых радионавигаторов КРП -44, поступивших на вооружение корпуса 24.7.1945 года. К 29.7. 1945 года 4 радиопеленгатора были приведены в боевую готовность и готовы к обеспечению боевой работы частей.
Во время боевых действий против Японии все средства радионавигационного обеспечения работали безотказно.
Во время боевой работы авиакорпуса радиопеленгаторами было снято пеленгов 353, из них по запросу с борта 189, во многих случаях снятые радиопеленги помогли экипажам в контроле пути и в выходе на свой аэродром, зафиксировано 3 привода экипажей, потерявший ориентировку.
За успешное выполнение заданий командования достоин награждения орденом Александра Невского. Нач.штаба 19 БАК полковник Турчин.
Награжден орденом Красной Звезды. [ЦАМО, Ф. 33, Оп. 687572, Д. 1992] ,медалью "За Победу над Японией" и "Освобождение Кореи". До 1952 г. проходил службу в Хабаровске в штабе 3-й и 65-й ВА.
Моя же служба на Дальнем Востоке началась в 1977 г. после окончания училища в в.ч.59347 - 247 опждб или как называли " монгольский батальон" в п.Березовый, в 200-х ста км.от Комсомольска,в той самой 7 ождбр, что строила тоннель в Хабаровске, во 2 роте капитана Дедова А.Н. С 1983 г. в п. Февральск в.ч.21006-39 опждб комбата подполковника Дедова А.Н. В 1988 г перевелся в тогда еще Белоруссию.Вот таким образом три поколения моей семьи побывали на Дальним Востоке,а дед и внук приняли участие в строительстве БАМа. Всем сослуживцам и друзьям огромный привет и пожелания всех благ!!!!!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 26