Из Донской казачьей прозы.
Глава из книги Михаила Васильевича Любовина*** "Воспоминания Донского казака".
------------------------------
Напишу об укладе жизни Донских казаков, вплоть до моего выезда за границу в 1920 году из Севастополя, когда я на многие лета сделался эмигрантом. В старое время рождённому казачонку нарезывалась земля в 40 десятин, из следующих наделов: 25 десятин для пахоты и посева пшеницы - хлеба, 10 десятин для сенокоса, 5 десятин на бакшу (там сажали гарбузы, кабак, огурцы, капусту, этот надел резали после половодья, в займищах). Степная земля была жирная, чернозёмная, и пшеница давала ежегодно большой урожай. Землю получали исключительно казаки, а девочки - казачки получали половину пая. Резали паи ежегодно, давали по жребию. Если пай тебя не устраивал, то мог поменяться с другим казаком, либо сдать в аренду за деньги или часть урожая. Вся паевая нарезка, обмен и аренда утверждалась станичным Атаманом, по представлению Атамана хуторского. Когда казак - малолеток восходил к 18 годам, ему нарезали ещё одну десятину под баз и строительство куреня, обычно на станичном краю, так станица и разрасталась. Вдова - казачка получала пай покойного мужа, но лишалась его при вторичном браке. Ежели казачка шла замуж к не - казаку, то ни она сама, ни её дети пая не получали. Итак, Донские казаки по жребию получали землю, но на продажу пая не имели права: земля принадлежала Войску Донскому, всем казакам. Десятину же под куренём и базом казак мог продать, но только после постройки на ней дома (исключением была вдовая казачка с детьми - она могла продать жилую десятину без построек). У казаков никакой знати не было, все дела разбирались станичным сбором или Кругом, в том числе лёгкие судебные споры, а по тяжёлым делам, а также убийствам, дела решались в Мировом или Войсковом уголовном судах. На станичный сбор приходить можно было всем, но подымать папах (то есть голосовать) могли только полноправные станичные граждане - казаки, они же представляли права вдов и сирот. Селиться в станицах и хуторах не - казачьему населению разрешалось только с согласия станичного сбора (в нашей станице при двух третях отданных казаками голосов). Наши исконные права, которые исторически сложились и выкристаллизовались, Царю и его приспешникам очень не нравились, и Царская власть старалась ущемить, урезать Донскую вольницу, откуда вытекали бунты Разина, Булавина, Пугачёва. Казаки дрались жестоко за казачьи права, за нашу вольницу, за наше племя. Когда были на Дону войны и тягости, тогда брали станицы к себе пришлых людей, самых нужных да храбрых. Сходили они на Дон с России, Польши, Украины, с Кавказа. В мою пору в станице никого в общество уже не брали, не было в том нужды, да и паёв земельных уже не хватало даже казакам, куда тут пришлым?... Кто такие Донские казаки? Когда я учился в Новочеркасской Военно - фельдшерской Школе, наш преподаватель, полковник Ушаков (из казаков), которого мы называли "Сёмочкой", рассказывал нам втайне от начальства, что Донцы — это древнее племя славян, в которое влилось много русских, малороссов, турок, татар, приходивших к казакам на Дон за волей. С веками Донское казачество обрусело, попало из вольного народа в подневольный народ Империи. Кто из казаков тому сопротивлялся, тот был убит или ушёл с Дона за рубежи. Когда я проезжал Дарданеллы на французском пароходе "Siam" в 1920 году, то потомки выходцев с Дона (казаки из "турецких") подходили на баркасах к пароходу и спрашивали, нет ли на нём Донских казаков? А узнавши, угощали нас: давали - дарили хлеба, сушёной рыбы и пирожков, чем и я был угощён. Потом в газете "Известия" я прочёл, что все эти казаки вернулись на Дон. Когда мы покидали Дон, то говорили: "Дон кровью брался, кровью и сдался". Всё это я тебе пишу не для того, чтобы ты был отчуждённым от русских, нет! Мы - Донские казаки России, теперь СССР, но это ничего не значит. Надо знать и помнить о древних днях начала Донских казаков - мы явились вольным народом, а ставши соседями русских, стали им помогать, Россию им построили от края до края, своим укладом жили до 1920 года, честь казачьей крови держали непременно. Но почему история России умалчивает про корни и подвиги Донского казачьего племени? Да потому, что было это не в интересах русских Царей! Так это тянулось вплоть и до моих дней, потому мой преподаватель просил нас не говорить никому про его рассказы о настоящей истории Донцов... Когда казака в 21 год призывали на военную службу, он выходил в своём снаряжении - справе, Царь давал ему только огнестрельное оружие, остальное казак приобретал за свои личные деньги. Обыкновенно на действительную набирали казаков под Рождество, у выстроившихся в шеренгу казаков группа офицеров, идя по ряду, проверяли качество и количество справы. Обычно подхорунжий выкрикивал: "Сёдла в руки!", или "Шаровары в руки!", или "Портки в руки!",» и так далее. Когда шёл осмотр лошадей, не только группа казаков - офицеров (русских офицеров не было), но ещё и ветеринары (врач с фельдшером) строго проверяли строевых коней. Если коня браковали и у служивого казака не было другого в запасе, то он сразу же покупал у казаков - продавцов, приведших для этой цели лошадей. Если же у него денег не имелось для покупки (были казаки - лихачи, которые всё проматывали, прогуливали, пропивали перед службой), то ему давали коня из станичного табуна, а цену удерживали от аренды его земли. Обыкновенно такой казак был холостяком, но если же был женат, то половина суммы шла его жене - жалмерке. Действительная длилась 3 года. Казаки, желавшие остаться служить и взять чинов, могли придти со службы урядниками или вахмистрами, обычно их избирали в хуторах Атаманами. За чин Царская казна платила некоторые деньги... Неприязнь казаков к русским была большая, всех русских считали "иногородними", обзывали "хамами и наплывом", избегали кумиться и родниться. Русских, приходивших на летние полевые работы, дразнили, говоря с "длинным" акцентом: "Вань-ко-о-о! Сгони-то-о-о воробья-я-я, баржа-то-о потопает!". Дразнили и за особый выговор русскими буквы "г": "На горе гуси гогочут, под горой гуча горит". Всех малороссов называли хохлами, нас они обзывали "чига и репник". Русские и малороссы могли селиться в станице по приговору сбора, а вот евреев селить в станице было запрещено под любым видом. Оттого жило их видимо - невидимо в Ростове, в станицы же они приезжали с особым временным паспортом и сразу шли к Атаману отмечаться на определённый срок. После срока Атаман посылал казаков - сидельцев проследить еврейский выезд. В казачьих училищах было немало русских преподавателей, и стычки с ними казаков - учеников случались не раз. Вот один из случаев. В последнем классе нашей Военно - фельдшерской Школы произошла перепалка между учеником и преподавателем на почве плохого ответа по русской истории, а упоминались Донские казаки. Ученик, объясняя, говорил по преданиям Донских казаков, преподаватель - иногородец, расстроенный этим упрямым ответом, выставил ученика вон из класса. Тот, уходя, настаивал на своём и упрекнул преподавателя в ущемлении казачьей истории. Это разъярило преподавателя, он начал толкать ученика не только из класса, но даже вон из двора. Когда ученик оказался за калиткой, тут же ощетинился и заявил преподавателю: "Стой! Дальше — это наша, казачья земля!". И хотя иногородец побежал с жалобой к начальнику училища, требуя отчислить молодого казака, скандал сошёл на нет без извинений и отчислений...
*** М.В. Любовин - Донской казак Константиновской станицы, родился в 1900 году. В Гражданскую военный лекарь, на чужбине окончил Университет Сорбонны, был подданным Королевства Бельгия. Написал цикл "Писем к сыну", в которых рассказывал о своих предках, юных годах и Донских казаках, и эти письма оформились позже в книгу, изданную Екатерининским мужским монастырём в 2014 году. Сам же М.В. Любовин скончался в 1995-м.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев