Холмогорское традиционное искусство резьбы по кости - эпохальное явление в историко-культурном пространстве России XVII-XXI вв., в недрах которого сложилась уникальная северорусская косторезная школа, представляющая произведения - шедевры народного искусства.Архивные источники XVII в. дают представление о периоде формирования косторезного ремесла в административно-торговом центре Двинской земли - древних Холмогорах. Область Беломорского Севера в конце XVI-XVII вв. являлась постоянным поставщиком моржовой, мамонтовой и привозной слоновой кости. Драгоценный «рыбий зуб» - так называли моржовую кость - добывался местным населением в Белом море, около устья Печоры, у побережья Мезени, островов Новой Земли и Вайгача, у Шпицбергена (Груманта). В районах вечной мерзлоты находили ископаемую мамонтовую кость. Побережье Северного Ледовитого океана с близлежащими островами называли «Мамонтовым берегом». Использовали и простую коровью трубчатую кость (цевку). Сотни пудов моржовой кости доставлялись в Москву к царскому двору, где она ценилась как драгоценность. В 1649 г. ввели государственную монополию на ее продажу. Иностранные путешественники XVI в. Сигизмунд Герберштейн и Джильс Флетчер в своих записках сообщали об охоте русских на морских зверей в устье Печоры, «рыбий зуб» которых идет на изготовление различных изделий в самой Московии, и что «все изделия этого рода предназначаются для высшего сословия».
Холмогоры издревле славились «работою отличных костяных гребней».
В Холмогорах работали многочисленные мастера-гребенщики и «четочники». В частности, писцовая книга 1622-1624 гг. позволяет проследить формирование семейных династий северных косторезов: Шешениных, Петухиных, Саламатовых, Назарьевых.
На фотографиях ниже :
Гребень свадебный «Александр Македонский и индийский царь». Архангельская губерния. 1760—1780-е. Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка . Александр Македонский изображен в шлеме, с копьем в руке. За ним — всадники с копьями и трубач. Напротив — войско во главе с индийским царем, на голове которого высокая шапка с пером.Изображение скопировано с редкой лубочной картинки, где сюжет разъясняли тексты. (фотография 1)
Гребень «Кружевница». Архангельская губерния Вторая половина XVIII века. Бивень мамонта. Рельефная резьба, гравировка . Кружевница в народном костюме плетет кружево с помощью коклюшек. На обороте гребня вырезано изображение охотника с собаками, стреляющего в птиц. Там же помещен вензель владелицы. (фотография 1)
Шкатулка для гребня. Архангельская губерния. XVIII век. Дерево, бивень мамонта, моржовый клык, бумага . Рельефная резьба, цветная гравировка, окраска. На крышке шкатулки для гребня вырезана сцена встречи молодых людей. Резчик выявил объем и гравировкой подчеркнул детали костюма и растения фона. Рокайльные завитки служат прихотливым обрамлением фигур, заполняя углы И создавая впечатление пространства. Пластинки орнаментального обрамления вырезаны из моржовой кости. Чередуются белые (неокрашенные) и зеленые пластины, украшенные растительным орнаментом.(фотография 2).
Гребень свадебный «Повозка, запряженная павлинами». Санкт-Петербург. Последняя четверть XVIII века.Бивень мамонта Ажурная, рельефная резьба, гравировка . (на фотографии 3 внизу). Также на 3 фотографии фишки карточные «Дама и кавалер», «Львы», «Купидон» . Архангельская губерния .Вторая половина XVIII века .Моржовая кость. Ажурная резьба. И еще один свадебный гребень с силуэтами 2-х дам.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 18