Предыстория:
Виктор Эмиль Франкл (1905–1997) — австрийский психиатр, психолог, философ и невролог еврейского происхождения, переживший Холокост и основавший новое направление в психотерапии — логотерапию («терапию смыслом»).Родился в Вене в еврейской семье.
В 1942 году был депортирован в концлагерь Терезиенштадт, затем — в Освенцим и другие лагеря системы Дахау.
Потерял в лагерях жену, родителей и брата; выжила только сестра, успевшая эмигрировать.
Освобождён в апреле 1945 года американскими войсками.
Как лагерь стал источником учения
В нечеловеческих условиях концлагерей Франкл наблюдал:
те, кто находил личный смысл (любовь к близким, творческая миссия, духовное свидетельство), чаще сохраняли волю к жизни;
те, кто терял смысл, быстрее сдавались и погибали.
Он пришёл к выводу: даже когда отняты все внешние опоры, у человека остаётся последняя свобода — выбирать своё отношение к происходящему.
Учение Франкла показывает: смысл не изобретается, а обнаруживается в конкретной ситуации; он уникален для каждого человека.
Идея актуальна для работы с депрессией, кризисами, посттравматическими состояниями.
Итог: Виктор Франкл превратил личный опыт выживания в концлагере в систематическое учение о том, как человек может найти смысл даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
«Бывало ли, что вы чувствовали: «Бог меня оставил»»
«Как вы справлялись с ощущением собственной несостоятельности перед Богом?»
Душевная боль – самая острая. В этом есть и позитивный момент – наличие души у человека говорит о том, что есть Бог, Он нас создал и дал нам душу. Как можно справиться с душевной болью? Нужно понять ее причины и устранить их.
Душевная боль и психологические проблемы в России связаны с комплексом факторов, включая экономические, социальные и психологические аспекты. Согласно исследованиям, ключевыми причинами являются стресс, материальные трудности, социальная нестабильность и влияние негативных новостей.
Основные причины душевной боли
1. Материальные проблемы и экономический стресс
Низкий уровень дохода и ухудшение материального положения семьи — одни из главных факторов стресса. В исследовании НИУ ВШЭ 2024 года отмечено, что среди наименее обеспеченных респондентов доля испытывающих умеренный стресс составляет 26,3%, а сильный стресс — 21,6%, тогда как среди обеспеченных эти показатели значительно ниже (16,3% и 9,9% соответственно).
Финансовые трудности, потеря работы, крупные кредиты часто приводят к депрессии и тревожным расстройствам.
2. Социальные и семейные факторы
Одиночество, насилие в семье, длительные болезни близких — распространённые причины глубокой депрессии. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), около 15 миллионов россиян (около 10% населения) находятся в состоянии глубокой депрессии, причём среди основных причин указаны длительная болезнь, смерть близкого, одиночество и насилие в семье. 7
Наличие детей увеличивает уровень стресса, а отсутствие поддержки от семьи или друзей усугубляет ситуацию.
3. Профессиональный стресс и выгорание
Работа — главная причина стресса для 34% россиян, согласно опросу «Здоровье Mail.ru» 2023 года. Страх потерять работу и профессиональное выгорание также значительно влияют на психологическое состояние.
В 2024 году 64% россиян испытывали симптомы профессионального выгорания, а 24% регулярно сталкиваются с хроническим стрессом на работе.
4. Влияние негативных новостей (думскроллинг)
Чрезмерное потребление негативных новостей повышает уровень стресса. Умеренная вовлечённость в думскроллинг увеличивает стресс на 2–3%, а сильная — более чем в 2 раза.
По данным Лаборатории экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ, думскроллинг прямо влияет на возникновение как умеренного, так и сильного стресса.
5. Психологические и личностные факторы
Чувство вины, стыда, обиды, одиночества или разочарования, которые могут возникать в результате психических расстройств или потери значимых объектов (людей, ценностей).
Недостаток жизненного опыта у молодёжи делает её более уязвимой к стрессовым состояниям.
Статистика и тенденции
• Психические расстройства: в 2023 году Минздрав зарегистрировал 3,9 млн человек с психическими расстройствами, хотя это на 3% меньше, чем десять лет назад. Однако число обращений за психотерапевтической помощью растёт: в первом квартале 2023 года количество консультаций с психологами увеличилось на 15%, а в 2024 году — на 25%. 2
• Депрессия и тревожность: по данным Института психологии РАН (2024), около 39% россиян испытывают симптомы депрессии, а 24% — тревожности. 2
• Индекс потребности в психологической помощи: в конце 2024 года он составил 30 пунктов из 100, что в 1,3 раза больше показателя 2022 года. Самый высокий индекс зафиксирован среди молодёжи (49 пунктов для поколения до 24 лет). 5
• Обращение к специалистам: только 7,3% опрошенных в исследовании НИУ ВШЭ обращались к психологам за последние 12 месяцев. При этом при сильном стрессе доля обращающихся возрастает до 18,5%. 6
Выводы
Душевная боль и психологические проблемы в России обусловлены комплексом факторов:
• экономическими трудностями,
• социальным давлением,
• профессиональным стрессом и
• влиянием негативных новостей.
Молодёжь и женщины наиболее уязвимы к этим воздействиям. Несмотря на рост числа обращений к психологам, значительная часть населения не получает профессиональную помощь из-за стереотипов, страха и недостатка специалистов.
Для снижения уровня душевной боли необходимы меры по улучшению социально-экономической ситуации, развитию психологической поддержки и снижению стигматизации обращения к специалистам.
В кризисе мы особенно остро нуждаемся в осознании Божьей благодати — незаслуженной милости, которая держит нас, даже когда мы слабы.
В Библии нет прямого термина «душевная боль», но понятие страдания, включая его духовные и эмоциональные аспекты, раскрывается через тексты Священного Писания и толкования святых отцов. Душевная боль в библейском контексте часто связана с грехом, потерей связи с Богом и внутренними конфликтами.
Библейское понимание страдания
Согласно Новому Завету, страдание определяется как состояние переживания физической или душевной боли, вызванной падением и грешным состоянием человека. В книге Бытия (3:16) говорится о последствиях первородного греха Адама и Евы, которые привели к мукам при родах для женщин и тяжёлому труду для мужчин. Эти страдания рассматриваются как результат нарушения Божьей воли.
В Псалмах (например, Псалом 50) Давид выражает душевные муки из-за совершённых грехов, молясь о прощении. Его слова отражают внутренний конфликт и чувство вины, которые возникают при отдалении от Бога.
История Каина и Авеля (Бытие 4) демонстрирует, как зависть и гнев приводят к убийству и душевной боли. Каин, совершивший преступление, испытывает наказание и изгнание, что символизирует духовное отчуждение.
Причины душевной боли согласно Библии
1. Грех и его последствия. Душевная боль часто рассматривается как реакция души на потерю связи с Богом. Грех нарушает гармонию, в которой человек был создан, и вызывает внутренний дисбаланс.
2. Внутренний конфликт. В человеке борются духовные стремления к Богу и земные желания, подталкивающие к удовлетворению физических потребностей. Этот конфликт порождает душевные страдания.
3. Божественный промысел. Страдания, включая душевные, могут быть частью Божьего плана для обучения, очищения и духовного роста человека. Например, апостол Павел писал о «жале в теле», которое помогло ему научиться смирению и зависимости от Бога (2 Коринфянам 12:7–9).
Значение страданий в христианском учении
Святые отцы и богословы видели в страданиях, включая душевные, не только наказание, но и возможность для духовного преображения:
• Очищение от греха. Преподобный Серафим Саровский говорил, что болезни и страдания — это знак любви Бога, который очищает душу от греха.
• Воспитание смирения. Святой Иоанн Златоуст утверждал, что страдание, если оно принимается с благодарностью, очищает душу, а грех всегда оскверняет её.
• Путь к Богу. Душевная боль может стать поводом для обращения к Богу, углубления веры и поиска утешения в молитве.
В Откровении 21:4 говорится о будущем, где «не будет больше ни скорби, ни вопля, ни боли», что обещает избавление от страданий для верующих в вечности.
Душевная боль в библейском контексте — это следствие греха, внутреннего конфликта и одновременно инструмент духовного роста. Она может быть понята как сигнал о нарушении гармонии с Богом, а также как возможность для покаяния, очищения и углубления веры. Христианское учение подчёркивает, что даже в страданиях человек не оставлен Богом, а через них может обрести духовное обновление.
Давайте рассмотрим душевную боль в самом широком смысле – как последствие греха и свойство нашей греховной природы человека.
Душевная боль является следствием нарушения Божьих заповедей как из Ветхого завета (Второзаконие) так и из Нового Завета – Возлюби Господа Бога и возлюби ближнего своего.
в кризисе люди часто замыкаются, но именно поддержка общины даёт силы.
в обществе принято «держать лицо», но Библия призывает к честности перед Богом и людьми.
Человек может обращаться за помощью к друзьям – могут вместе посидеть, даже выпить, но такая «терапия» не приводит к улучшению, как правило усугубляет проблемы.
Человек может обратиться к специалисту психологу, может использовать антидепрессанты и может получить временное улучшение – ослабление или даже притупление боли.
По статистике потребление антидепрессантов в России выросло в 3 раза за последние 3 года.
Как личные отношения со Христом помогают преодолеть душевную боль и как благодать освобождает от чувства вины и связанной с ним болью?
Личные отношения со Христом и действие благодати играют ключевую роль в преодолении душевной боли и освобождении от чувства вины. В Новом Завете эти аспекты раскрываются через несколько ключевых идей.
Личные отношения со Христом как источник утешения
Христос становится личным утешителем в страданиях. Его присутствие и сострадание помогают переносить боль, а вера в Него преобразует восприятие трудностей. Например, в 1 Пет. 4:1–2 говорится, что страдающий плотию перестаёт грешить, а в Евр. 2:18 подчёркивается, что Христос, претерпев искушение, может помочь искушаемым. Это означает, что осознание солидарности со Христом в страданиях даёт силы и надежду.
Апостол Павел в 2 Кор. 4:17 пишет о том, что кратковременное лёгкое страдание производит в безмерном преизбытке вечную славу. Это отражает идею, что через личные отношения со Христом страдания приобретают смысл и перспективу, помогая человеку перестроиться на «евангельский лад».
В Ин. 14:27 Христос обещает: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается». Этот мир и покой, даруемые личными отношениями со Христом, противостоят отчаянию и тревоге, связанным с душевной болью.
Благодать и освобождение от чувства вины
Чувство вины возникает из-за осознания греха, но в Новом Завете подчёркивается, что благодать и кровь Христа освобождают от этого бремени. В Рим. 3:23–25 говорится, что все согрешили, но благодатью оправданы даром через искупление во Христе Иисусе. Это означает, что вера в искупительную жертву Христа снимает вину.
1 Иоанна 1:9 обещает: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Это подчёркивает, что искреннее покаяние и обращение к Богу через Христа приводят к освобождению от чувства вины.
В 2 Кор. 5:17 утверждается: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь всё новое». Это означает, что через Христа человек становится «новым творением», и воспоминания о прошлых грехах больше не рождают вины, а связаны с радостью прощения.
Практические аспекты
1. Молитва и обращение к Богу. В 2 Кор. 1:3–4 говорится: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всяческого утешения, который утешает нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих». Молитва помогает обрести внутренний покой и доверие к Промыслу Божию.
2. Покаяние и прощение. Осознание вины должно приводить к покаянию, а не к самоосуждению. В Пс. 32:3–5 Давид описывает свой опыт покаяния, который привёл к освобождению от чувства вины.
3. Сосредоточение на Боге, а не на прошлом. Вместо того чтобы зацикливаться на обидах и грехах, христианин должен фокусироваться на любви и милости Бога, как это подчёркивается в Фил. 3:13–14: «Братья! я сам не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе».
4. Поддержка поместной церкви. В 2 Кор. 1:6–7 говорится, что трудности переносятся ради утешения других, а утешение, получаемое от Бога, помогает другим переносить те же страдания. Это отражает идею взаимоподдержки в христианской общине.
Таким образом, личные отношения со Христом и действие благодати позволяют не только преодолеть душевную боль, но и освободиться от деструктивного чувства вины через покаяние, упование на милость Бога и сосредоточение на вечных ценностях.
Со времен Эдемского сада взаимоотношения с Богом развиваются по одному принципу. Звучит Божье слово (Закон), которое формально осуждает человека, как грешника, но при обращении к Богу с просьбой о прощении и милости, человек получает прощение грехов и милость от Всевышнего. Завершающей фазой является изменение человека, получившего прощение, и его готовность транслировать прощение (благодать) далее. Это является решающим индикатором изменения человека.
Адам – сначала сваливал всю вину на жену, но в последствии назвал ее Ева (жизнь), что говорит о его изменении.
Иов – из-за Божьего решения вся его жизнь разваливается и идет прахом, он спорит с Богом и пытается вызвать Его на суд. Но потом понимает, что грешен, говорит о том, что у него есть Искупитель. Финальным аккордом его изменений является молитва за его друзей, которые обвиняли его в мнимых грехах.
Из притчи о званых на пир, мы видим, что Бог не желает смерти грешника, и желает, чтобы как можно больше людей спаслись – званы все, избранные – все. Но есть свободный выбор человека и его реакция на Божье повеление.
Бог дал Закон, чтобы был выявлен грех, чтобы смогла сработать благодать, человек узнает о жертве, которую Бог принес ради его спасения и о милости, которую Он явил. В сердце и разуме человека появляется, или должен появиться четкий ответ на повеление Божье – принятие Его воли или отказ, что и является «линией осуждения», за которую человек выходит, и уже не может вернуться.
Пусть Господь благословит вас в поиске истины.
С уважением, молитвой о вас и любовью Божьей
Рустам Кодаш Насыров
Нет комментариев