Вступление
Каждая моя акварель из серии "Литературный Петербург" — это попытка услышать голос города и передать его дыхание через игру света, тени и цвета. Петербург, как и поэзия Александра Блока, полон мистических символов и полутонов, где грань между сном и явью стирается. В этом контексте дом поэта на улице Декабристов, 57 и прогулки по Старо-Калинкину мосту стали для меня источником вдохновения и основными мотивами одной из ключевых работ серии.
Старо-Калинкин мост: символ перехода
Старо-Калинкин мост — это не просто часть городской инфраструктуры. Для меня, как и для Блока, это метафора перехода, границы между мирами. И название моста перекликается с Калиновым мостом в русских народных сказках. Здесь оживают мистические образы поэзии Блока — ночные тени, фигуры в плащах и мерцающие огоньки фонарей.
На моей акварели мост словно утопает в тумане. Этот эффект я создала при помощи влажной техники размывания краски, которая позволяет акцентировать внимание на зыбкости линий.
Особую роль здесь играет игра света и цвета. Оттенки красного и чёрного цветов обычно не присущи моим работам. Этот контраст помогает передать противоречивость внутреннего мира Блока — тёплый свет надежды и холод неизбежности судьбы.
В моих акварелях о Блоке цвета становятся проводниками смыслов. Красный и приглушённохолодные серые оттенки на мосту символизируют тревогу и мистическое напряжение, связанное с переходом между мирами. Я стремилась, чтобы композиции были полны движения — сквозь окно дома словно тянется свет, а на мосту фигура Блока будто ускользает за границу листа.
Символика воды тоже важна. На акварели Старо-Калинкина моста вода изображена текучей, почти зеркальной, с колючими краями льдин. Вода в Петербурге — это вечно изменчивое зеркало времени, которое отражает и прошлое, и настоящее. Блок тоже писал о воде как о символе очищения и трансформации.
Работая над этой акварелью я стремилась передать то ощущение "неуловимой вечности", которое пронизывает поэзию Блока. Мост — это вечное движение, переход из одного состояния в другое, как переход от жизни к смерти, от мечты к реальности.
Зритель моей работы может почувствовать эту атмосферу переходности, где свет и тень, как и в стихах Блока, танцуют вечный танец. Зыбкость акварели, её способность к случайным разводам и плавным переходам — идеальный инструмент для передачи таких эмоций. Старо-Калинкин мост становится не просто образом Петербурга, но и метафорой человеческой судьбы.
Моя серия "Литературный Петербург" — это приглашение к диалогу с великими фигурами прошлого. Блок — один из тех, кто не оставляет равнодушным. Его образы переходов, ночных прогулок и мистических встреч легко оживают в акварельной технике, где линии и цвета взаимодействуют, будто рифмы в поэзии.
Историческая справка:
Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова.
Длина моста по задним граням устоев — 61,6 метров, полная ширина — 30,8 метров. Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.
Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства.
Перильные ограждения — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.
Своё название мост получил по наименованию Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, расположенной в этих местах с XVII века, ижорское название – Кальюла или Kallina). Название Калинкин мост было официально присвоено переправе 20 августа 1739 года. Затем его называли по-разному: Калинковский (1755 г.), Калинкинский (1758-1875 гг.), снова Калинкин (1763-1867 гг.) и Большой Калинкин мост (1820-1925 гг.). С 1930-х годов переправу окончательно переименовали в Старо-Калинкин мост.
С 1733 года здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Мост имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями».
В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.
Мосты возводились по типовому проекту, чьим создателем был французский архитектор Жан-Родольф Перроне. Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста. Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом. На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей. Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.
В 1892-1893 годах по проекту архитектора М.И. Рылло мост был частично реконструирован – его расширили до 15,2 метра, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами.
В 1907-1908 годах в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах.
В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И.Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.
В 1969 году позолочены металлические декоративные детали. В 1986-1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях.
С октября 2013 года по апрель 2014 года на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев