Второе название праздника — Богоявление. Это название напоминает о чуде, которое произошло во время крещения Христа: в облике голубя с небес сошел Святой Дух, и глас с неба назвал Иисуса сыном. Этот день также часто называли «днём Просвещения», «праздником Светов» или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым.
В наше время на Крещение Господне по всей России проходят богослужения и крещенские купания в прорубях (иорданях). Православные христиане в этот день посещают службу в церкви, исповедуются, принимают крещенскую воду.
Чтобы узнать историю происхождения и традиции этого праздника в России предлагаем вам обратиться в фонд Президентской библиотеки, в котором представлено большое количество материалов, посвящённых этому дню: раритетных изданий, исторических исследований, фото- и кинохроник.

Протоиерей Иоанн Бухарев в книге «О праздниках православной церкви» (1874) объясняет первоначальный смысл обряда и роль воды в этом сакральном действии: «Крещение есть умерщвление крещаемаго для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воде: то он скрывается в воде, это образ смерти его греху, то он появляется из нея, это образ рождения в жизнь святую». Автор отмечает, что крещенская вода для христиан – это святыня: «Особенное свойство ея: не портится она ото времени, часто года два, три и более остаётся свежею и неповреждённою».

Александр Алмазов в книге «История чинопоследований Крещения и Миропомазания» (1885) о многообразии названий процесса крещения, ярко свидетельствующих о его значении, среди которых – «баня пакибытия», что в переводе со славянского означает возрождение, «купель покаяния и познания», «вода жизни вечной», «просвещение», «печать духа». Такие названия помогают глубже понять смысл этого святого действия, поскольку именно вода может очищать, оживлять, возрождать.

В праздник Крещения традиционно проходит крестный ход на реки и озёра для освящения воды. Крещение во времена царствования Екатерины II описывается в историческом очерке Ивана Божерянова (1895): «От берега до построенной за Иорданью беседки по разостланному сукну и коврам стояли кавалергарды. Между их Её Величество в предшествии всего священного синклита проходить изволило. Войско стояло вокруг Иордани продолговатою фигурой. Всех в гвардии в строю было 8900 человек».

А вот как описывает освящение воды на Неве напротив Зимнего дворца в середине ХIX столетия Александр Терещенко: «Митрополит обыкновенно священнодействует. <…> Пышность и торжественное совершение поражают каждого. Императорский дом, окружённый первейшими государственными сановниками... в блестящих золотых мундирах – представляют глазам ослепительную картину величия. Тысячи людей стоят по обеим сторонам реки… Глубочайшая тишина господствует повсюду: одно духовное пение… Но коль скоро погрузится крест в воду, мгновенно раздаются громовые перекаты пушек с Петропавловской крепости. С шумом и радостным волнением бросается народ черпать Иорданскую воду, и все возвращаются домой с восторженным чувством небесной радости».
Нет комментариев