В конце 50-х и начале 60-х годов в нашем районе произошли значительные изменения. Это обусловлено строительством Усть-Илимской ГЭС и Коршуновского горно-обогатительного комбината.
В связи со строительством ГОКа зимой в 1965 году на сопке «Любви» была открыта Железногорская авиаплощадка, пригодная для приема самолетов Ан-2 и вертолетов. Руководство полетами осуществлялось через радиостанцию, которая находилась в здании Коршуновстроя.
Город рос, этот «аэропорт» уже не мог удовлетворять нужды населения города. Поэтому распоряжением Совета Министров РСФСР от 17 мая 1965 года был отведен земельный участок, началось строительство Железногорского аэропорта. Особенно много сил и энергии затратил на его строительство начальник Коршуновстроя Матвей Исаакович Тест.
До 1970 года действовала грунтовая взлетно-посадочная полоса, на которой садились и взлетали небольшие самолеты Ан-2.
1970 год — В конце августа работы на аэродроме были закончены, 29 сентября комиссия приняла его во временную эксплуатацию. Введена в строй бетонная полоса, которая стала принимать Як-40, считавшийся в те годы быстроходным комфортабельным самолетом. 23 октября начались регулярные полеты на самолетах Як-40 на Иркутск, Братск, Красноярск.
1972 год — построено первое деревянное здание аэропорта.
В лучшие для аэропорта годы только в Иркутск выполнялось три рейса, в Братск — два.
Конец 60-х — начало 70 годов XX века ознаменовались еще большим развитием авиации в Илимском крае. Были открыты новые авиаплощадки в Заярске, Тубе, Дальнем. В связи с заполнением Усть-Илимского водохранилища появился ряд поселков, возникла необходимость образования воздушного сообщения между этими поселками.
1971–1975 гг. — открыты воздушные линии на Новую Игирму, Рудногорск, Брусничный, Заморский. Наряду с транспортной авиацией получило развитие применение авиации в народном хозяйстве. С помощью самолетов Ан-2 и вертолетов в течение ряда лет производилась охрана леса от пожаров. Над полями совхоза «Коршуновский» летал самолет Ан-2, который вносил удобрения с воздуха. Самолеты Ан-2 летали практически во все дальние поселки района, где были взлетно-посадочные полосы.
До 50 тысяч пассажиров в год перевозил железногорский аэропорт
Коллектив насчитывал 80–90 человек. Руководил аэропортом ветеран Великой Отечественной войны, военный летчик Кузьма Егорович Прохоров, который сумел сплотить работников различных служб, направить их энергию в нужное русло.
Из воспоминаний К. Е. Прохорова: «Аэропорт начинается с людей. Если коллектив удачно подобран, то и дела будут идти хорошо. Если это не удастся сделать, то и работы не будет. Был такой лозунг: «Кадры решают все». Будут подобраны хорошие работники — будет дело. Становление аэропорта — я приехал, забрал людей с Мамы. С опытом. Они сплотили и научили работать других. Когда хорошая организация — работать легче. Главное в любой работе — подобрать людей».
Кузьма Егорович Прохоров руководил аэропортом до 1983 года. Следующие десять лет возглавлял организацию Николай Николаевич Гусев, с 1993 г. начальником был Виктор Михайлович Бубнов.
1988 год — в ноябре построен новый аэровокзал.
Работало немало служб и подразделений, второстепенных служб не было, они все главные, безопасность людей зависит от тех людей, которые работают на земле.
Инженерно-авиационная служба готовит все заправочные средства, здесь занимаются заправкой и обслуживанием судов на земле. В этом коллективе трудились опытные кадры со стажем двадцать и более лет: Сергей Жиганов, Павел Федотов, Владимир Слободчиков, Анна Казанцева, Антонина Разутова.
У авиапредприятия свой бог погоды. МСГ — служба, определяющая погоду, здесь трудились почти одни женщины. Возглавляла этот коллектив Нина Васильевна Горбунова. Работали здесь много лет Надежда Алексеевна Комарова, Наталья Анатольевна Кучерова, Елена Анатольевна Нинина, Сергей Сергеевич Горбунов. Эта служба вела наблюдение за погодой. Бывало, что двадцати метров не хватало для того, чтобы посадить самолет. В этом случае пассажирам объявляли: «Вылет вашего рейса задерживается в связи с метеоусловиями»
Служба организации перевозок работала непосредственно с пассажирами: продажа и регистрация билетов, посадка пассажиров в самолет. Много лет этим занимались: Вера Александровна Евстигнеева, Людмила Владимировна Бобрик, Антонина Арсентьевна Павловская, Тамара Ивановна Дудорова, Надежда Петровна Шуляк, Людмила Феодосьевна Сизых, Татьяна Мельникова.
Служба спецтранспорта (ССТ) — доставка людей, подготовка аэродрома, от этой службы зависела безопасность полетов. Мастер этой службы — Леонард Станиславович Творонович, с 1973 года трудился Николай Игнатьевич Сорокопудов.
Служба радионавигации и связи, здесь сосредоточены все радиосредства, приводные станции, вся связь. Главный дирижер — диспетчер управления воздушным движением, именно он решал принимать или не принимать самолет. С 1972 года работал здесь Сизых Владимир Петрович — ведущий инженер связи. Много лет трудились Виктор Гаврилович Гурулев, Анатолий Клюсов, Валентина Михайловна Прокопьева — сестра знаменитой летчицы Паны Прокопьевой.
Служба управления воздушным движением (УВД). Старший диспетчер — Александр Андреевич Шестаков. Работала здесь и Галина Иннокентьевна Слободчикова.
Нельзя было обойтись на предприятии и без службы электротехнического обеспечения. Здесь трудились инженер Владимир Константинович Колобов, электромонтеры Иван Петрович Коньшин и Олег Федорович Васильев.
Большой коллектив работал в службе тепло и сантехнического обеспечения. Замечательные люди и прекрасные специалисты — Сергей Васильевич Бабай, Валентин Николаевич Сизых, Андрей Николаевич Акуз, Константин Петрович Мартынов, Виктор Павлович Сабело и многие другие.
Еще одна важная служба — заправка ГСМ. Долгие годы работали Людмила Николаевна Иванова, старший техник Анна Иннокентьевна Казанцева, она же много лет возглавляла профсоюзную организацию аэропорта.
Была в аэропорту и своя медслужба, заведовала медсанчастью Ольга Акуз.
Чистоту и порядок в здании аэровокзала поддерживали Галина Петровна Баранова и Оксана Викторовна Снеткова.
Политические изменения в жизни страны пагубно сказались на работе аэропорта и не только нашего. К 1995 году объем перевозок сократился до семи тысяч пассажиров в год, а количество работающих — до пятидесяти человек.
С ноября 2000 г. авиапредприятие прекратило осуществлять пассажирские рейсы.
В настоящее время аэропорт занимается обеспечением полетов вертолетов Ми-8 ОАО «АэроБратск» по обслуживанию нефтепровода, в летнее время осуществляются полеты Ан-2 по охране лесов от пожаров. Летное поле служит тренировочным для парашютистов-пожарников, благодаря этому Нижнеилимский район является единственной базой для подготовки профессиональных защитников леса.
В Иркутской области предприняты шаги по возрождению авиаперевозок в регионе: речь о возобновлении пассажирских и грузовых рейсов.
Реализация схемы авиаперевозок Железногорск-Илимский — Братск— Иркутск без федерального и регионального финансирования не возможна. Возобновление перевозок не стало популярным среди населения Нижнеилимского района.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4