Отвечая на вопросы, глава МИД России подчеркнул, что Москва не будет поддерживать попыток затащить Молдову в НАТО и лишить её государственности. При этом Лавров заявил, что Россия, которая остановила кровопролитие на Днестре, придерживается формулировок базовых соглашений о мирном урегулировании конфликта между Молдовой и Приднестровьем. В Кишинёве многие поспешили расценить слова главного российского дипломата как очередное подтверждение (наряду с 200 миллионами евро кредита) поддержки, которую Москва оказывает Кишинёву. Но эксперт RTA не разделяет подобных суждений и предлагает разобраться в хитросплетениях дипломатических формулировок.
«Сергей Лавров повторил штатный набор тезисов о единой территориально целостной и суверенной Молдове, совпадающий с канонической трактовкой, предлагаемой ОБСЕ и разделяемой США и Европейским союзом. К слову, уместно напомнить, что аналогичную позицию МИД России десятилетиями занимал и в отношении уважения территориальной целостности Грузии и Украины. Но в какой-то момент общеизвестные обстоятельства кардинально поменяли ситуации», - пишет Швец.
Этими «ситуациями» стали враждебная антироссийская позиция, сближение с НАТО и агрессия против мирного населения и русскоязычных граждан.
Эксперт RTA отмечает, что сегодня на практике в Кишинёве функционирует информационный офис НАТО, происходит сближение с Североатлантическим альянсом на доктринальном уровне. Молдова активно участвует в зарубежных миссиях и учениях под эгидой Североатлантического альянса, получает и использует военную технику американского производства, обучает за океаном своих военных специалистов.
«Означает ли это вступление Молдовы в Альянс? Пожалуй, нет. Можно ли рассматривать происходящее как «попытки затащить Молдавию в НАТО»? Определённо да!» - резюмирует автор статьи.
Россия небезосновательно подозревает Кишинёв в намерении укрепить сотрудничество с Альянсом. Как бы и кого бы ни убеждал действующий президент РМ или его предшественники в обратном, реальных гарантий, которые бы отвечали ожиданиям Москвы, на сегодняшний день не существует, отмечает эксперт RTA.
«Полностью свернуть многоуровневое военно-политическое сотрудничество с государствами ЕС и США и закрепить это положение законодательно и институционально не сможет ни один политический лидер в РМ», - уверен Швец.
Что касается заявлений Лаврова о территориальной целостности Молдовы, то эксперт связывает её с нейтралитетом страны, от которого РМ фактически отходит. Автор статьи напоминает, что в 2003 году Кишинёв и Тирасполь ближе всего подошли к созданию общего государства. «Меморандум Козака» предполагал ассиметричную федерацию, статус русского языка как второго государственного, широкие полномочия Приднестровья и Гагаузии. Предлагавшаяся Кремлём конструкция вполне гарантировала сохранение ряда принципиальных позиций, чётко фиксируя Молдову на геополитической карте мира. Но это было давно, говорит автор RTA.
Cегодня Молдова не желает даже говорить о федерации, тесно сотрудничает с НАТО и не намерена пересматривать языковую политику.
«Риторически подход России честен и логичен — это открытая публичная позиция: или Румыния с НАТО, или Приднестровье с Россией», - резюмирует эксперт RTA.
Нет комментариев