Подвиг юродства Христа ради получил широкое распространение в России. Его первым представителем считается преподобный Исаакий Печерский (ум. 1090), о котором сообщает Киево-Печерский патерик. Важно отметить, что его юродство носило временный покаянный характер. С XIV века, после угасания этой традиции в Византии, юродство становится преимущественно русским феноменом. Так, из сорока юродивых, почитаемых всей Православной Церковью, лишь шестеро были византийцами, а остальные — русскими. Сегодня Русская Православная Церковь чтит более четырехсот подвижников этого чина, причем практически каждый крупный город имел своего юродивого.
Вопрос о происхождении русского юродства остается дискуссионным. Хотя распространена точка зрения об отсутствии этого подвига на Западе, иеромонах Иоанн (Кологривов) выдвигает гипотезу о его опосредованном западном влиянии, указывая на фигуру св. Прокопия Устюжского (†1302), который, по некоторым источникам, был «от западных стран». При этом он признает, что именно на русской почве этот подвиг приобрел небывалый размах.
Расцвет юродства в Московской Руси пришелся на XV — первую половину XVII века. Протопресвитер В. Зеньковский связывает это с внутренним протестом против соблазна утопического отождествления «русской реальности со “святой Русью”» в концепции «Москва — Третий Рим». По наблюдению Г.П. Федотова, появление юродивых совпало с угасанием княжеской святости, и юродивый стал своего рода преемником святого князя в социальном служении. Хотя Федотов определял юродство как форму «мирянской святости», это утверждение требует критического осмысления.
Согласно данным Федотова, в XIV–XVII вв. канонизированы 36 юродивых, и среди них, что примечательно, нет ни одной женщины. Однако это не означает отсутствия подвижниц. Например, блаженная схимомонахиня Марфа Московская (†1638), чья канонизация состоялась значительно позднее, в 2001 году.
С XVIII века, в связи с упадком благочестия и распространением лжеюродства, Русская Церковь прекратила канонизацию юродивых. Как отмечал Федотов, гонимое и церковными, и светскими властями, юродство «спускается в народ и претерпевает процесс вырождения». По этой причине многие подвижницы XVIII–XIX веков были прославлены лишь в XX столетии.
В XVIII веке к лику святых были причислены две юродивые: блаженная Евдокия Суздальская (†1776; канонизирована в 1982 г.) и блаженная Ксения Петербургская (канонизирована в 1988 г.).
XIX век ознаменовался особым расцветом женского юродства. В этот период прославлены:
• блаженная Евфросиния Колюпановская (†1855; канонизирована в 1988 г.),
• блаженная Домна Карповна, старица Томская (†1872; канонизирована в 1984 г.),
• блаженная Пелагия Дивеевская (†1884).
Подвиг блаженной Параскевы Дивеевской (†1915) пришелся на рубеж XIX–XX веков. Дивеевские блаженные Пелагия, Параскева и Мария были канонизированы как местночтимые святые в 2004 году, а вскоре их почитание было распространено на всю Русскую Православную Церковь.
Юродство на Руси стало особым подвигом, который полюбился народу. Хотя сначала юродивыми были в основном мужчины, со временем появилось много женщин-подвижниц.
Пик юродства пришелся на XV-XVII века, когда юродивые стали голосом совести для народа. Позже церковь перестала официально признавать новых юродивых, так как появилось много притворщиков.
Но народная любовь к этим подвижникам сохранилась. Поэтому в XX веке Церковь канонизировала многих юродивых, в том числе и женщин, подтвердив важность этого подвига для русской духовной традиции.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1