Вчера закончилось. Наступило сегодня. Мы просыпаемся практически теми же людьми, что и легли спать. С тем же набором обид, претензий к миру и людям, с тем же фокусом зрения, устремленным исключительно внутрь себя. Весь наш внутренний диалог, все планы, все мысли — о себе, любимом. Что я буду есть? Что я надену? Как я поеду на работу? Что я скажу начальнику? Как и где мне отдохнуть? Как мне развлечься? Где найти деньги на новую покупку?
Этот бесконечный поток «я, мне, мое» настолько привычен, что мы его даже не замечаем. А как заметить, если из каждого утюга человеку твердят – это норма? Мы обожаем выискивать внешние признаки конца времен, прихода антихриста, судачить про новые технологии, про электронный концлагерь и прочие новшества, с упоением читая апокалиптические новости. Но при этом упорно не хотим замечать главного признака этого прихода. Почему? Да потому, что он сидит почти в каждом из нас. И мы сами превратили его в норму. Вспомните, что говорит Христос о последних временах: - «и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:11-12).
Кто такой пророк в библейском понимании? Это вовсе не предсказатель будущего. Нет. Это прежде всего обличитель пороков общества, тот, кто зажигает сигнальные огни, указывающие путь к Богу. А его антипод – лжепророк – это тот, кто эти пороки восхваляет и указывает путь ложный.
Одни лжепророки делают это по инерции, потому что их так учили с детства, и они, поверив в эту ложь, продолжают транслировать ее дальше. Другие лжепророки — делают это осознанно, с холодной ненавистью ко всему христианскому. Причем последние — вовсе не глупцы. Они прекрасно понимают: если сказать человеку что-то в лоб, что будет расходиться с традиционным мировоззрением, человек испугается, отшатнется, откажется. Поэтому они действуют тоньше. Например, если вам сказать: «иди и убей человека» — что вы ответите? Если вы не законченный злодей, то скорее всего возмутитесь: «Я что, дурак? Я не убийца! Зачем мне это?». Все верно. Поэтому лжепророк поступает хитрее. Он говорит: «Слушай, у тебя будут деньги, карьера, здоровье, ты будешь жить в полном комфорте. Все, что только захочешь. Хочешь этого?». Мы, конечно, отвечаем: «Да, хочу!». И вот тогда нам говорят: «Отлично. Все это будет. Нужно только… убить человека». И чаши весов, которые до этого показывали наш стопроцентный отказ, вдруг качнулись. Потому что на другую чашу положили нечто очень желанное и важное для нас. Может, не перевесит. А может, и перевесит. Кто его знает. Но, к примеру, в случае с абортами, разве происходит не то же самое? Да и не только в этом. Я сейчас не только про убийство, а в целом.
Посмотрите вокруг. Мы живем в эпоху культа этого самого «я». Нас призывают «полюбить себя», «понять себя», «реализовать себя», «баловать себя». Весь потребительский мир вертится вокруг этого центра вселенной — нашей персоны. И кажется, что это и есть норма. Но давайте на секунду остановим этот бег и зададим себе по-настоящему неудобный, даже резкий вопрос: а какая от всего этого польза? Не мне — а вообще? Миру? Городу? Семье? Коллегам? Детям?
Вот смотрите. Любая, самая незаметная травинка — она не просто так растет. Она — часть экосистемы: одна укрывает насекомое, другая укрепляет почву, третья является лекарством или пищей. Птица поет не для того, чтобы повысить себе самооценку — ее песня это и общение, и метка территории, и часть огромной симфонии природы. Даже пчела, собирая нектар для себя, опыляет цветы, давая жизнь тысячам растений. Вся природа устроена по принципу взаимности и общей пользы. А человек? Современный, просвещенный человек? Зачастую — только потребляет. Только берет. Только требует. И в лучшем случае — производит мусор и грязь. В прямом и переносном смысле. Мусор, от которого страдают и другие люди, и сама природа.
А в худшем? А в худшем мы производим вред. Постоянно. Мы срываем зло на близких из-за плохого настроения. Мы осуждаем коллег, чтобы выглядеть лучше в глазах начальства. Мы игнорируем чужие беды, потому что «у нас своих проблем хватает». Мы транслируем своим детям не ценности, а свои неврозы, тревоги и комплексы. Мы вредим себе вредной едой, вредными привычками, вредными мыслями. Мы — маленькие, но очень активные фабрики по производству вреда. И самое страшное, что мы этого не видим. Поверили и превратили это «производство» в норму. Даже когда совесть скромно стучит в наше сердце, мы с легкостью находим оправдания: «я устал», «меня довели», «у меня сложная жизнь», «все так делают», «он сам виноват».
Почему так происходит? Потому что мы поверили и приняли от лжепророков простую, но ядовитую мысль: «Я — это центр всего. Нужно жить для себя». Вдумайтесь: когда еще в истории эта идея транслировалась так глобально, буквально повсеместно? Мы упорно не хотим этого видеть. Нам проще искать признаки антихриста в электронных чипах, болезнях, войнах, но только не в себе самих…
Это состояние, эта внутренняя программа и называется емким и старым словом — грех. Грех эгоизма — это не просто нарушение некоего списка правил. Это — фундаментальная ошибка навигации. Мы буквально все свернули не туда. Это когда я принимаю себя за центр вселенной, а всех остальных — за статистов в моем личном фильме. Я — главный герой в топовом сериале под названием «Я».
И вот здесь мы подходим к главному. Мы обожаем искать причину своих бед вовне. У нас есть целый арсенал удобных мишеней. В духовном смысле - «Бесы искушают». В мирском - «Начальник — дурак», «Правительство плохое», «Муж не понимает», «Жена не ценит», «Дети не слушаются», «Эпоха такая». Мы сваливаем все на внешние обстоятельства, лишь бы не заглядывать внутрь. Жалуемся, оправдываемся. А причина-то ведь не снаружи. Она — внутри. Как сказано в Евангелии: «исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:20-23).
Вот он, корень. Сердце. Внутреннее содержание. И ключ к изменению — не в том, чтобы переделать всех вокруг под себя. А в том, чтобы совершить работу над собой. Призыв «возьми крест свой» (Матф.16:24) — это и есть призыв к этой работе. Не к мученичеству (мы на это уже не способны), а к ответственности. Это возможность остановиться и честно посмотреть на то, что происходит в голове и в сердце. И спросить: а во мне-то что? Где то терпение, которого мне не хватает? Где то смирение, которое помогло бы избежать ссоры? Где то желание отдать, а не взять? Почему их нет? Может быть, просто потому, что я никогда по-настоящему не хотел их в себе взрастить? Я ждал, что они свалятся на меня с неба, а сам при этом даже не пошевелился. Может, я закрывал уши, когда об этом говорили в Церкви? Может, я до сих пор не понимаю, почему Церковь поэтично называют кораблем спасения, тихой гаванью в бушующем житейском море? Может все потому, что я уже не различаю, где это «море», а где «гавань»? Может, все оттого, что я принял главный яд лжепророков – «живи для себя»?
Конечно, мы не способны сегодня на великие подвиги, которые совершали святые. Но, взирая на Крест, о чем должен в первую очередь подумать современный человек? Конечно, мы сегодная такие образованные, мы знаем, что на Кресте, как на совершенном Жертвеннике, была принесена Совершенная Жертва за всех желающих спасения. Это сегодня понятно даже ребенку из воскресной школы, у которого катехизис отлетает от зубов. А что еще? А то, что Крест — это добровольное отвержение самой своей воли, своих хотелок. Хотел ли Христос идти на крест? Мы привыкли думать, что да, конечно, и цитируем Его слова: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! Крещением должен Я креститься; и как Я ТОМЛЮСЬ, пока сие совершится!» (Лк. 12:49-50). Однако забываем, что в Гефсиманском саду Он же молил Отца: «Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но НЕ ЧЕГО Я ХОЧУ, А ЧЕГО ТЫ» (Мк. 14:36).
Вот оно. «Не чего Я хочу, а чего Ты». Крест – это не то, чего хочу я, а то, чего хочет от меня Бог. А чего хочет Бог, который видит, как эгоизм, во все времена считавшийся духовной и социальной болезнью, теперь возведен в культ? Не нужно быть гением логики, чтобы сделать вывод: Он хочет, чтобы мы взяли свой крест, то есть отверглись своего эго. Не себя как личности — а именно этой болезненной, раздутой самости, которая требует всего, сразу и только для себя. Отвергаться — значит делать не то, что хочется в сию секунду (накричать, обидеться, уйти в себя, съесть лишнее, потратить на себя), а то, что будет правильно. Что принесет мир, а не раздор. Пользу, а не вред.
И знаете, что самое удивительное? Когда ты начинаешь это делать — не сразу, конечно, не вдруг, с рывками и откатами, а постепенно, как реабилитация после страшной аварии, шаг за шагом — мир вокруг начинает меняться. Потому что меняется его центр — ты сам. Ты перестаешь быть источником хаоса и вредоносной радиации для других.
Кто переживал серьезные аварии, тяжелые ранения — знает: после такого сам ты не восстановишься. Сам ходить не научишься. Не хватит ни ума, ни сил. Нужен доктор, реабилитолог. Он поддерживает тебя, учит заново самым простым вещам. Даже когда ты капризничаешь и кричишь: «Мне больно! У меня не получится!» — он терпеливо мотивирует: «Смотри, у других получилось. Получится и у тебя. Я тебе помогу. Давай, шаг за шагом…».
Вот и взяв свой крест, в какой-то момент ты понимаешь, что у тебя нет ни любви, ни сил, чтобы нести его. Как будто ты пережил страшную катастрофу, которая перемолотила тебя буквально в фарш. Умом ты уже все понимаешь, ты даже уже видишь действие греха, как смертельной болезни. Ты уже хочешь жить по другому, но тело и внутренний мир, просто не слушаются. Ничего не получается. Даже сделать один простой шаг. И в этот момент приходит Христос. Приходит потому, что у тебя появилось желание. Как сказал однажды Златоуст, что Бог «намерение целует» (слово огласительное на Пасху). Приходит и говорит: «Я тебе помогу. Я исцелю и спасу тебя. Я волью в тебя Свои силы, Свою любовь через веру и мои Таинства. Только освободи в своем сердце хоть немного места для Меня и любви». И если человек это делает, если сбрасывает с себя ту ложь, что окутала мир, если видит, что Церковь — это единственный маяк в социальной и духовной тьме, то жизнь потихоньку налаживается. Это похоже на кадр из фильма, где после массового расстрела, из под груды трупов выбираются те, кто выжил. Раненные, на волоске от смерти, но выжившие…
Это трудно? Безумно трудно. Это больно? Порой — невыносимо. Как и любая реабилитация после катастрофы. Но это — единственный путь из тупика собственного эгоизма. Единственный путь спасения. Путь, который предлагает нам Евангелие. Путь личного преображения. С него все и начинается. И он — по силам каждому, потому что силы будут не наши, а Христовы. Нужно лишь увидеть, лишь услышать, лишь только захотеть. Прямо сейчас, прямо с сегодняшнего дня.
Анатолий БАДАНОВ
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием» ///
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1