Один из сподвижников Пророка (мир ему и благословение), которого звали Анас ибн Малик, запомнил и передал следующую историю.
«Когда один юноша из числа иудеев, прислуживавший Пророку, (мир ему и благословение), заболел, Пророк пришёл навестить его. Он сел у его изголовья и сказал ему: «Скажи, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха». Тот посмотрел на находившегося рядом отца, который сказал ему: «Послушайся Абу-ль-Касима (Мухаммада)», – и (этот юноша) принял Ислам. А после этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вышел из их дома, говоря: «Хвала Аллаху, Который спас его от Огня!» (Аль-Бухари).
Хасан Басри (рахматуллахи алейхи) своим красивым призывом, своей нравственностью, добротой, терпением, своим знанием, стал причиной того, что многие люди через него стали на путь Ислама. У этого великого учёного был сосед, который был огнепоклонником, и Хасан Басри долго его призывал к истинной религии , но он каждый раз упорствовал в непринятии Ислама. И однажды он сильно заболел. Хасан Басри узнав об этом, сразу его навестил, призывая его к спасению. И тогда его сосед спросил:"Если я приму вашу веру, Аллах простит все мои грехи?" И Хасан Басри убедительно ответил: "Конечно." Тогда тот спросил:"Ты мне дашь какой нибудь документ, что именно Аллах простит мои грехи, защитит от Ада, и наградит Раем?" И этот великий учёный, чтобы спасти своего соседа от неверия подписал такую бумагу, что если он искренне примет Ислам, то ин ша Аллах,Всевышний простит его, и он ин ша Аллах окажется в Раю. Когда сосед получил этот документ, он произнёс шахаду и принял Ислам. Через некоторое время, он умер.
Хасан Басри начал упрекать себя в том, что дал такой документ, ведь у него не было таких полномочий. И вот однажды, он во сне увидел своего соседа в Раю, который сказал ему:"Хасан, на самом деле меня здесь очень хорошо встретили и Всевышний Аллах наградил меня Раем, так что возьми свой документ обратно, он мне тут не пригодился.»
Проснувшись, Хасан Басри поблагодарил Аллаха за то, что Он простил его соседа, и наградил его Раем.
Мы видим, что посещение больного может настолько растрогать его , что способно вылечить даже самую страшную болезнь – неверие.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) и его последователи проявляли милосердие и заботу ко всем людям, независимо от их вероисповедания и социального положения Мы также должны быть открыты сердцем для всех, потому что ислам не учит нас ограничиваться только мусульманами.
И как красиво описывает Священный Коран нам Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) : «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного дня и поминает Аллаха многократно» (Коран, 33:21).
Когда заболела Умму Саиб, Пророк (мир ему и благословение) посетил её. Войдя к ней, он застал её ругающей свою болезнь: жар, который она испытывала. Тогда он ей сказал: «О Умму Саиб, не ругай свою болезнь, потому что она очищает тебя, как огонь очищает железо».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) посещал больных, благословлял их, читал дуа для них. Именно таким должно быть посещение больного. Пророк (мир ему и благословение) наставлял сподвижников посещать больных. Более того, он (мир ему и благословение) наделил больного особым статусом. Однажды Посланник (мир ему и благословение) сказал Умару ибн Хаттабу (да будет доволен им Аллах): «О Умар, когда посетишь больного, попроси его взмолиться за тебя – поистине его мольба подобна мольбе ангела».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) передаёт, что Аллах говорит: «О сын Адама, Я заболел, а ты не посетил Меня». Человек скажет: «О Господи, как я посещу Тебя, ведь Ты – Господь миров». На это Аллах скажет: «Разве ты не знал, что такой-то Мой раб был болен? Ты ведь не посетил его. А если бы ты его посетил, то нашёл бы Меня у него...» (имам Муслим, № 2596).
Аллах близок к больному, а тот, кто посещает больного, знает, что сейчас подобен тому, кто посетил Аллаха. А есть ли среди мусульман, которые не хотели бы посетить Аллаха, не хотели бы получить Его довольства?
Награда за посещение больного велика. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, пребывает среди Райских плодов до тех пор, пока не вернётся. Когда он сидит около больного, он окутан божественной милостью. И если подобное было утром, то семьдесят тысяч ангелов будут молиться за него до вечера, а если это было вечером, то семьдесят тысяч ангелов будут молиться за него до утра» (Тирмизи).
Также Пророк сказал: «Когда мусульманин навещает больного или навещает своего брата в Исламе, взывающий произносит: "Да пребудет вам счастье, да пребудут благословенными ваши шаги, да удостоишься ты высокого места в Раю"» (Тирмизи).
Мы видим, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение), являясь Пророком, учителем и наставником, главой государства и предводителем войск, имеющим большую семью, всегда помогал нуждающимся и не оставлял без внимания такой важный аспект как посещение больного. Время от времени Пророк (мир ему и благословение) спрашивал: «Сегодня кто-либо из вас посетил больного?» – и всегда Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) отвечал: «Я посетил, о Посланник Аллаха», – и Пророк (мир ему и благословение) улыбался. Пророк (мир ему и благословение) спрашивал об этом всех сподвижников. Давайте подумаем: какой ответ мог бы дать каждый из нас сегодня…?
А ведь Всевышний сказал в Коране, что означает: «Скажи (о Мухаммад): “Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас”» (сура «Аль Имран», аят 31).
Да наделит нас Аллах следованием за Его Пророком (мир ему и благословение) и любовью к нему!
Ученые Ислама дали такое наставление:
Посещайте больных, хотя бы один раз в месяц. Видя состояние разных людей, их бессилие перед болезнью, читайте для этих больных людей дуа, прося у Аллаха исцеления для них и наставления на путь истины. Благодарите Всевышнего Аллаха за здоровье и цените этот дар Аллаха.
Мы должны помнить, что добродушие и оптимизм являются поощряемыми качествами для мусульманина, когда они возникают из доверия и надежды на Всевышнего. И наоборот, печаль и пессимизм являются грешными, когда они проистекают из негодования Аллахом. Поэтому, когда мы посещаем больного, даже если он безнадежно болен, нужно напоминать ему о важности надежды и упования на помощь Всевышнего, о Мощи Аллаха над любой болезнью…
«Неужели этот Творец, который создал всё это, не может воскресить мёртвых, собрав их кости?!» (Коран, 75:40).
«Когда два отряда среди вас готовы были пасть духом, Аллах был их Покровителем. Пусть же на Аллаха уповают верующие!» (Коран, 3:122).
Кроме того, нужно пытаться помочь больным забыть их боль, страдание, дискомфорт и трудности, пусть даже на небольшое время посещения. Это очень необходимо, поэтому визит должен служить тому, чтобы повысить их силу духа, поднять их настроение и укрепить решимость.
Один из сподвижников и родственников Пророка (мир ему и благословение) Абдуллах ибн Аббас передал, что Пророк говорил такие слова:«Будь стойким, пусть Аллах очистит тебя»(Сахих Бухари).
Кроме того, посетитель должен использовать момент своего визита для того, чтобы напомнить себе и окружающим о том, что мы все принадлежим Аллаху, и что следующая жизнь всегда важнее нынешней, а Аллах вознаградит в следующей жизни верующих.
«Благочестивы верные данной ими клятве, терпеливые в беде и в нужде и во время опасности. Это – те, которые правдивы, те, которые богобоязненны» (Коран, 2:177).
Пришедшему навестить больного нужно вдвойне быть внимательным и осторожным в выборе тем для разговора, фраз и слов. Дело в том, что обидев больного словом, можно усугубить его положение. А то, что заболевший человек может быть недееспособным в связи с болезнью, не означает, что теперь он лишается своего права на послушание в собственном доме, и не указывает на то, что их личную жизнь нужно оставить без уважения. Исламский ученый Ибн Абдуль-Барр написал в своей книге «Аль-Кафи»:
«Приходя к здоровому или больному человеку, гость должен занять то место, на которое ему укажут. Хозяевам лучше знать, как распорядиться в своем доме. Посещать заболевшего – это известная Сунна. Наилучшим визитом считается наиболее краткий. Гость не должен засиживаться долго рядом с больным, если только он не близкий друг больного, и больному приятна его компания».
Что касается продолжительности визита, то она должна быть такой, чтобы поддержать больного, помолиться за него, сказать ему добрые пожелания. После этого уже не требуется находиться возле него и занимать лишними разговорами.
Дело в том, что посетитель должен проявлять сострадание к больному в каждый момент времени: через выбор подходящих слов, через сострадание в своем поведении, через краткость своего пребывания, всё это приведет человека к Милости Всевышнего. Пророк (мир ему и благословение) сказал:
«Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, и к вам проявит свою милость Тот, кто на небесах».
Поступать подобно Пророку (мир ему и благословение)– источник получения счастья как в этой жизни, так и в следующей. Со слов его жены Аиши мы знаем, что из Сунны Пророка было поступать следующим образом:
Если кто-либо заболеет, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) брал больного за правую руку и произносил такую молитву: "О Создатель людей! Отведи болезнь. Даруй выздоровление, ведь Ты – Излечивающий! Нет другой защиты, кроме Твоей защиты, той, что не оставляет никакой болезни» (Бухари, Муслим).
Также в практику Пророка (мир ему и благословение) при посещении больного входило и следующее, он говорил:
«Не нужно беспокоиться! За этим последует очищение, с позволения Аллаха» (Бухари).
Будем надеяться и молить Всевышнего, чтобы за любой болью, которую мы испытываем, последовало благо, исцеление и очищение как нашего тела, так и души от всего вредного и постороннего. И пусть наши посещения других во время болезни приносят нам и им награду Всевышнего. Только у Аллаха мы ищем помощи и защиты. Амин.»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4
шукур