‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) постился в месяце (три дня): в субботу, воскресенье и понедельник, а в следующий месяц постился (три дня): во вторник, среду и четверг”. ат-Тирмизи 846.
Приведя этот хадис, имам ат-Тирмизи сказал: “Этот хадис хороший. Но ‘Абду-р-Рахман ибн Махди передал этот хадис от ас-Саури и не возводил его к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. См. “Сунан ат-Тирмизи” 2/123.
Что касается шейха аль-Альбани, то вначале он назвал этот хадис достоверным в «Сахих аль-Джами’» (4971), однако впоследствии посчитал его слабым.
А хафиз Ибн Хаджар сказал: “Этот хадис передал ат-Тирмизи через Хайсаму от ‘Аиши, но правильнее то, что этот хадис в форме маукъуф (т.е. речь идет о самой ‘Аише, а не Пророке)”. См. “Фатхуль-Бари” 5/198.
Что касается версии этого хадиса от самой ‘Аиши, то её приводит имам Ибн Джарир ат-Табари:
Хайсама ибн ‘Абду-р-Рахман сказал: “Бывало так, что в один месяц ‘Аиша постилась в субботу, воскресенье и понедельник, а в следующий месяц постилась во вторник, среду и четверг”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1220.
Имам Ибн Джарир ат-Табари привёл этот асар, разъясняя хадис, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал одному бедуину поститься три дня каждый месяц. Так, перечисляя мнения саляфов на счёт того, какие именно три дня в месяце лучше поститься, имам ат-Табари сказал: “Некоторые из них выбирали пост в субботу, воскресенье и понедельник, а в следующий месяц они постились во вторник, среду и четверг”.
Затем ат-Табари перечислил различные асары, в числе которых и упомянутый асар от ‘Аиши.
После этого он стал разъяснять, почему те или иные саляфы постились в конкретные дни в месяце и сказал: “Что же касается тех, кто выбрал соблюдение поста в субботу, воскресенье и понедельник, а в следующий месяц – во вторник, среду и четверг, то поистине, они поступали так по той причине, что желали не оставлять ни один из дней недели, не соблюдя в нём пост. Ведь все дни года выпадают именно на эти дни недели”. См. “Тахзиб аль-асар” 5/856-862.
И трудно себе представить, чтобы ‘Аиша, проживая в пророческом доме и постясь в субботу, никогда ничего не слышала о категоричном запрете на пост в этот день.
Однако следует отметить, что некоторые учёные ослабляли этот асар и от ‘Аиши по той причине, что Хайсама ибн ‘Абду-р-Рахман не слышал хадисы от неё, как это говорил имам Абу Дауд.
Но даже если этот хадис однозначно слабый, как от Пророка (мир ему и благословение Аллаха), так и от самой ‘Аиши, в любом случае то, что саляфы постились в один месяц в субботу, воскресенье и понедельник, а в следующий месяц во вторник, среду и четверг передал имам Ибн Джарир ат-Табари. А значит, они не видели никаких проблем в соблюдении поста в субботу наряду с другими днями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев