И о видах каффары за этот поступок https://youtu.be/E3JZ_UWzaW0 https://youtu.be/rSZdMV_7lfs 180 Хадис. Приходит от Абу Хурейры, что он сказал: «Когда мы сидели рядом с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) пришел к нему один человек и сказал: “О, посланник Аллаха! Я погиб”. Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Что погубило тебя (или что случилось с тобой)?” И (он) сказал: “Я совершил половой акт со своей женой, в то время, как держал уразу”» (и в одной из риваятов приходит, то, что это произошло в Рамадан). И тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Есть ли у тебя раб, которого бы ты мог освободить?” (Он) сказал: “Нет”. Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: “Тогда можешь ли ты продержать уразу в течение двух месяцев подряд?” (т.е. как искупление за твое действие), (он) сказал: “Нет, и этого тоже не могу”». (Почему не может? Потому что один день уразы не смог продержать не то, что два месяца).
(Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал): ”А найдешь ли ты / имеешь ли ты еду, в таком количестве, чтобы накормить 60 бедняков”, и тогда этот человек сказал “Нет. И этого тоже у меня нет”. И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) замолчал.
И когда мы находились в таком состоянии, принесли пророку (да благословит его Аллах и приветствует) аракъ (большая корзина), в нем были (тамр) финики». (Аракъ это – аль-микталь – микталь тоже карзина, которая плелась из пальмовых ветвей/листьев).
Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Где тот, который задавал вопросы?”» Тогда тот человек сказал: «Я здесь». Тогда он сказал, пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Возьми это и раздай это в качестве милостыни», (накорми этим 60 бедняков). И тогда тот человек сказал: «Раздать ли мне это тому, кто беднее меня, о посланник Аллаха? Клянусь Аллахом, нет между двух лавин Медины (а Медина как раз находится между двух лавин) дома, который был бы беднее чем мой дом». (т.е. я самый бедный в Медине, как я могу накормить кого-то, беднее себя, если я самый бедный?).
И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассмеялся так, что показались его клыки, затем сказал: “Тогда накорми этим твою семью”» (т.е. раз твоя семья беднее остальных, тогда накорми этим твою семью). Этот хадис приходит у Бухари и Муслима.
Говорит автор книги Умдатуль Ахкам: «аль-харра» - это такая земля, которая покрыта черными камнями. (Т.е. подобна лаве. И известно, то, что Медина находится между этими двумя лавинистыми /лавовыми местностями).
Какие непонятные слова и выражения есть в этом хадисе?
Слово «бейнама» - это слово, которое указывает на временной промежуток. И и чаще всего, слово «бейнама» приписывается к существительному предложению. (Т.е. после него бывает имя существительное, так же, как и здесь «бейнама нахну» - в то время, как мы).
Что такое «аль-аракъ», аракъ – пишется с двумя фатхами, т.е. над «’айн» и над “ра”, аракъ это – «занбийль», (т.е. смотри, уже «аракъ», «микталь», «занбийль») - все это карзина в арабском языке.
Эта занбийль – корзина, изготавливается из длинных листьев пальмы. У обладателей знания, считается, что такая корзина способна вместить в себя 15 са’ фиников.
(Т.е. 60 муддов получается. От сюда ученые взяли, что 60 муддов достаточно, если этим количеством ты накормишь 60 бедняков, то этим самым ты выполнишь каффара – выполнишь искупительное действие за половой акт в светлое время дня Рамадана. Получается, что на одного бедняка приходится 1 мудд еды. 60 бедняков – на них 60 муддов. Т.е. каждому по одному мудду еды).
«аль-ляба» - это харра, т.е. место в Медине, которое называется «Харра». И это земля, которая покрыта черными камнями. И Медина – город пророка (да благословит его Аллах и приветствует) находится между двумя этими местностями: (шаркъыя – т.е. на востоке и на западе, т.е. две местности, одна на востоке, другая на западе и между ними – Медина).
«Аль-микталь» - аль-къуффа миналь хус
(«аракъ», «микталь», «аз-занбийль», «къуффа» - все это корзина. Сегодня более известное слово корзина под словом - салля).
«Хус» - это пальмовые листья, «къаффас» - это тоже корзина. Все эти корзины изготавливались из листьев нахля (пальмы).
Какой общий смысл этого хадиса?
Саляма ибн Сахар аль-Баяды – подошел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в состоянии страха (за себя). И сказал: «Я погиб». И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Что погубило тебя?» Тогда этот человек ответил, что он совершил половой акт со своей женой в дневное время суток Рамадана. Но пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не стал его ругать. (Т.е. не отнеся к нему с суровостью или с грубостью, стал его порицать. Потому что он пришел сам, с чистосердечным признанием. И поэтому посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сразу указал ему на выход из этой ситуации).
Сказал (пророк, да благословит его Аллах и приветствует): «Имеешь ли ты раба, которого ты бы мог освободить в качестве искупления за то, что ты сделал», и тогда этот человек сказал: «Нет» Тогда этот человек, ему был задан вопрос от пророка (да благословит его Аллах и приветствует) второй: «А способен ли ты продержать взамен этого дня (в который ты пост испортил) два месяца подряд поста в другие месяцы?» Сказал тогда этот человек: «Так же не способен». Видишь, «и разве постигло меня то, что постигло, не иначе как кроме как из-за уразы», (смотри, один день не смог пост продержать, не говоря уже о двух месяцах). Потому что этот человек болел болезнью. Т.е. сильная плотская страсть, которую человек не способен удержать или не способен удержаться от полового акта, и это один из видов болезни.
(Приходит в некоторых книгах по медицине и так же изучались нами не сами книги, но вид этой болезни почему, потому что он встречается в некоторых постановлениях шариата, т.е. изучался нами в Даммадже по некоторым вопросам. То, что есть у некоторых людей болезнь или виды болезни, от которой у человека разрываются яичники, т.е. не способен терпеть без полового акта. Т.е. такая серьезная у людей болезнь. Чаще всего эти болезни или что-то схожее разбираются в вопросе о никахе. Т.е. какого постановление никаха – обязан ли человек жениться или это желательно, или это лишь разрешено и т.п. во время этих разборов встречается разбор об этой болезни).
Тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал третий вопрос: «Ну тогда способен ли ты накормить 60 бедняков? Так, чтобы каждому мискину перепало 1 мудд еды из пшеницы или какой-либо другой еды». И тогда этот человек так же сказал – «нет». И тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и больше вопросов не задавал. И остался сидеть на своем месте.
И вдруг один из сподвижников, т.е. так как было у них из обычаев пришел к пророку (да благословит его Аллах и приветствует) с корзиной фиников. Это корзина, которая помещает в себя 15 са’ фиников, это для того, чтобы пророк (да благословит его Аллах и приветствует) раздал эти финики как садака людям. И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует), людям этого не стал раздавать, но сказал, где этот человек, который пришел со своей проблемой. И он сказал: «это я».
(Сказал): «возьми эту корзину фиников и раздай ее в качестве садака. Чтобы это стало искуплением за тот грех, который ты совершил».
Этот человек, который в начале пришел в страхе, на столько, что был поражен этим, а за тем, превратилось его настроение в спокойствие и безопасность. (Т.е. он из-за вопросов пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и поведения посланника Аллаха почувствовал себя в безопасности и в спокойствии). Более того, он еще дальше пошел и начал надеяться на милость Всевышнего Аллаха больше, (то есть пришел и боялся того, что его накажут наказанием, от которого он погибнет, в итоге понял, что наказания ему не будет еще плюс к этому, подумал, что может он еще что-то сможет здесь заработать).
Потому что он знал, что перед ним самый милостивый человек к людям. (То есть, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).
Тогда человек не постеснялся, а задал вопрос: «Раздать ли мне эту еду тому, кто беднее чем я, о посланник Аллаха?» и за тем, он поклялся, что нет в Медине никого беднее, чем он, потому что он знал, на сколько тесно и стесненно его положение. И тогда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) удивился от положения этого человека. (Почему? Увидел, что он пришел в страхе, потом после страха перешел в безопасность и спокойствие, а потом начал указывать на то, что он больше всех заслуживает есть из этих фиников, потому что он самый бедный).
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) удивился, как этот человек пришел в страхе, и вся его мысль была лишь в том, чтобы спастись от наказания. Потом он превратился в спокойного человека, (т.е. в того, кто чувствует себя в безопасности). И понял, что он может взять, что-то здесь, чем бы он мог накормить свою семью. И потом пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил накормить ему этой едой свою семью. И пусть будет благословение и мир на посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), (т.е. поэтому пророк, да благословит его Аллах и приветствует, засмеялся от удивления).
Каково разногласие ученых, в тех вопросах, которые встречаются в этом хадисе?
Во-первых, подавляющее число ученых считает, что тот, кто совершил половой акт намеренно в светлое время дня Рамадана, (т.е. испортил этим уразу) – обязан совершить каффара – искупительные действия. И разногласили в том (человеке) который совершил это по забывчивости. Раньше мы уже разбирали этот вопрос, сказали, что он не должен совершать искупительные действия, (более того, его ураза остается действительной, если он совершил это по забывчивости).
Теперь другой вопрос. Так же ученые разошлись во мнениях относительно обязательности каффары, обязательности искупительного действия, не в самой обязательности, но в вопросе: эта обязательность тахйир или тартиб.
(Т.е. между этими тремя действиями человек может выбрать одно из трех и любое совершить или же он обязан придерживаться этого порядка.
Тахйир – когда у тебя есть выбор, либо освободить раба, если не хочешь его освобождать, можешь продержать пост два месяца, не хочешь держать пост, можешь накормить 60 бедняков. Одно из трех по выбору.
Тартиб – это ты обязан сначала освободить раба, только если у тебя нет раба или нет возможности его освободить, тогда только переходишь на двухмесячный пост, и только, если ты не способен держать два месяца поста подряд, тогда ты переходишь на третью ступень, а это накормить 60 бедняков.
Так вот, ученые разошлись в этом вопросе во мнениях, обязателен ли порядок или человек имеет выбор совершить из этих трех, по желанию – любое?)
1 Мнение в этом вопросе, к которому склонился имам Малик, а также имам Ахмад и это одно из двух мнений от них. То, что данные искупительные действия совершаются по выбору. Потому что пришло у Бухари и Муслима, со слов Абу Хурейры, «то, что один человек разговелся в месяц Рамадан (имеется в виду половым актом). И пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал ему совершить искупительное действие – либо освободить раба, либо продержать уразу двух месяцев подряд, или накормить 60 бедняков».
(В этом хадисе приходит частица ‘ау’ «или» - указывает на выбор. И от сюда получается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ему выбирать, но на самом деле этот риваят от Абу Хурейры является шазз (отклоненным), хоть он и приходит у Бухари и Муслима, но вот эти частицы «ау» - являются отклоненными, не достоверными. Потому что, подавляющее число передатчиков, которые передают этот хадис от Зухри, соответственно далее, потом от Абу Хурейры передает его около тридцати человек, передает от имама Зухри без этой частицы “ау”, а том виде, как у нас пришло в главе с указанием на порядок.
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) спросил его: «Способен ли ты освободить раба», когда тот человек сказал нет, сказал: «фа» частица «фа». Тогда можешь ли ты, указывает на порядок. Раз не можешь первое, тогда можешь ли ты второе. От сюда берется, что нельзя переходить на второе, кроме как при невозможности первого).
Поэтому большинство ученых придерживается в этом вопросе второго мнения, а это имам Аш-Шафии, а также Абу Ханифа, и более известное мнение в мазхабе имама Ахмада, а также это мнение Суфьяна ас-Саури и аль-Аузаи (АбдуРрахмана ибн Амра) - что этот человек обязан соблюдать порядок.
(Это не означает, что он должен совершить все три искупительных действия по порядку. Сначала освободить раба, потом как освободил держать пост, потом еще накормить 60 бедняков, нет. Имеется ввиду, одно из этих трех, но по порядку. Сначала первое, если не может первое, только тогда второе, если не может второе, только тогда третье).
И в довод привели хадис главы. И указали, что хадис Абу Хурейры, в котором приходит тахйир – право выбора, муджмаль он является непонятным, не разъясненным. И он разъясняется вот этим нашим хадисом, в котором есть ясное указание на тартиб (порядок). И таким образом, мы сможем собрать между этими двумя хадисами.
(Но более правильное собрание какое мы сказали, то что этот риваят от Абу Хурейры вообще является шазз (отклоненный). Поэтому, нет смысла собирать между этими двумя разными риваятами. Так как один из них слабый).
И если бы мы взяли хадис, в котором приходит указание на право выбора, то получилось бы, что мы не сможем действовать по хадису другому Абу Хурейры, в котором приходит указание на порядок, вместе с тем, что оба хадиса достоверные.
(Слова Руслана:
Как мы сказали, эта добавка является отклоненной.
Это был первый вопрос, правильное мнение в нем заключается в том, что человек обязан совершать искупительные действия за совершение полового акта в светлое время дня Рамадана по порядку. Сначала освободить раба, если не может освободить раба, тогда переходит на держание уразы в течение двух месяцев. И только потом переходит на кормление 60 бедняков.
Самое легкое – это кормление шестидесяти бедняков, тем более учитывая, что одного бедняка кормят 1 муддом еды, т.е. это намного легче чем держать пост два месяца подряд. Потому что пост не просто 2 месяца, а еще и два месяца подряд. И у этого есть тоже не малое количество своих постановлений. Если пришел день праздничный, можно ли держать в этот день пост, если человек заболел, может ли он прекратить пост, т.е. приостановить ее или потом начинает ее заново или продолжает с того места, на котором остановился и т.п. приходит много постановлений в этом вопросе, все они разбирались в фатхуль алям (книге булуг аль марам), в главе об посте.
[Здесь в переписанном виде прочитаете: https://vk.com/siambulugalmaram?w=page-70672909_54394030 ].
Конец слов Руслана).
- Если человек не способен выполнить не одно из трех. Спадает ли с него ответственность за это искупительное действие или он обязан все-таки, совершить это искупительное действие, когда станет способным на одно из трех?
(То есть говорим, ты должен освободить раба – (он): не могу, ты должен держать пост в течение двух месяцев подряд – (он): не могу, обязан накормить 60 бедняков, (он): тоже не могу, денег нет. С него спала ответственность, и он больше ничего не обязан? Или мы говорим, ты не обязан этого делать сейчас, так как ты не можешь этого сделать, но ответственность остается на тебе, и ты должен выполнить одно из этих действий по порядку, как только у тебя появится возможность на это?)
В этом вопросе так же есть разногласие. Как это известно из мазхаба имама Ахмада. И это одно из двух мнений имама аш-Шафии. Потому что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил этому человеку накормить финиками его семью и если бы это было искупительным действием от него, то не было бы ему разрешено кормить свою собственную семью.
(Первое мнение в этом вопросе то, что если человек не способен выполнить каффару, то момент, когда эта каффара стала для него обязательной, то это искупительное действие, обязанность этого спадает с него.
Приверженцы второго мнения, которые говорят, что это не спадает, задали вопрос: «а как же быть с этим человеком? Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) все-таки приказал ему накормить бедняка, дал ему финики и сказал иди накорми». Они говорят: «если бы это было бы как каффара от него, то ему нельзя было бы кормить его семью. Потому что каффара – искупительные действия, нельзя их совершать в пользу тех, кого ты и так обязан обеспечивать»).
И второе мнение в этом вопросе, которого придерживалось большинство ученых, то, что обязанность искупительных действий не спадает с человека от того что человек находится в тесном сложном положении и не способен выполнить не одно из трех искупительных действий.
Потому что в хадисе нет ничего того, что указывало бы что эта каффара, ее обязанность спала с человека. Нет, наоборот, внешне если мы внимательно посмотрим на хадис, оттуда берется, что с него ответственность не спала, потому что, когда пророк (да благословит его Аллах и приветствует) задал ему вопрос, а самой наименьшей степени искупительных действий, т.е. о кормлении 60 бедняков, а это кормление.
И этот человек сказал я не нахожу этого, то есть не способен накормить 60 бедняков, пророк (да благословит его Аллах и приветствует) промолчал. (Т.е. не сказал ему: ладно все тогда, с тебя ответственность спадает, но промолчал). И не освободил его ответственность от этой каффары. А основа, то, что каффара остается на человеке.
(Т.е. кроме как с доводом, правило фикха: «то что основа в том, что все остается на своем положении». На него, как мы поняли в начале хадиса, была возложена обязанность искупительных действий. Нам нужен ясный довод, что основа ушла от этого человека, что он перестал быть обязанным).
И к тому же здесь нужно провести аналогию этих искупительных действий на другие искупительные действия, а также на долги, которые не спадают с человека из-за сложного положения.
(Как приходит в хадисе, когда женщина пришла и сказала: «моя мать должна была держать уразу месяц. Продержать ли мне за нее уразу?» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «если бы на ней был долг, выплатила бы ты за нее долг?» Она сказала: «да, конечно». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «долг Аллаха больше имеет прав быть возмещенным».
От сюда берется, что долг Аллаха более имеет прав быть возмещенным, чем долги людей, человек должен кому-либо из людей и у него нет денег, можем ли мы сказать, раз у тебя нет денег тогда, когда ты должен был отдать долг, значит, с тебя спадает ответственность за долг? – Нет, он должен будет отдать долг, тогда, когда сможет отдать. То же самое и тем более здесь, человек должен совершить искупительные действия тогда, когда сможет их сделать).
А что касается того, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ему накормить его собственную семью, то на это некоторые из ученых ответили: если человек совершающий искупительные действия, т.е. не способный их совершить и за него эти искупительные действия совершил кто ни будь другой, то этому совершающему искупительные действия разрешено есть из этой еды, или накормить ею свою семью.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев