БисмиЛляхи Ррахмаани Ррахиим.
В этой статье расскажем обо всём главном, что касается поста в Рамадане.
Автор: шейх Мухаммад ибн Салих аль-Мунаджид.
Скачать статью:
pdf: https://vk.cc/6I7Bvf docx: https://vk.cc/6I7BGC Читать: https://jpst.it/_UQ- Содержание:
1) Определение понятия «пост» (сыям).
2) Статус поста в Шариате.
3) Суждение относительно человека, отвергающего обязательность поста.
4) Достоинство поста.
5) Мудрость установления поста.
6) Нельзя забывать об этикете поста.
7) «Определённый пост» (сыяму–ль-айн) и «долговой пост» (сыяму-ддайн).
8) Обязательно ли соблюдать непрерывность поста?
9) Можно ли восполнить добровольный пост (нафль), если он был прерван?
10) Некоторые примеры добровольных видов поста.
11) Нежелательный пост (макрух).
12) Запретный пост (харам).
13) Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?
14) Условия обязательности поста.
15) Когда следует побуждать детей к посту?
16) Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.
17) Намерение (ният) при совершении обязательного поста.
18) Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.
19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста.
20) Как должно рождаться намерение?
21) Произнесение намерения (ният).
22) Прерывается ли пост человека, который твёрдо вознамерился прервать его, но ещё не сделал этого.
23) Пост в бессознательном состоянии.
24) Пост вероотступника (муртад).
25) Желательные действия (сунна) во время поста.
26) Действия, нарушающие пост (муфсидат).
27) При каких обстоятельствах пост считается испорченным при попадании в полости человека чего-либо извне?
28) Нарушается ли пост при попадании в желудок непищевых веществ.
29) Приём пищи по забывчивости.
30) Приём пищи по принуждению.
31) Намеренное испускание семени.
32) Испускание семени вследствие размышления.
33) Вдыхание дыма благовоний.
34) Ушные капли.
35) Клизма.
36) Если человек поел сухур или имел близость с женой после рассвета (фаджр), полагая, что рассвет ещё не наступил.
37) Приём пищи до заката солнца.
38) Незнание о наступлении Рамадана.
39) Какая болезнь позволяет не соблюдать пост?
40) Боязнь перед тяготами поста и усталостью.
41) Разные положения болеющих.
42) Необходимо ли больному человеку с ночи иметь намерение поститься на тот случай, если он, проснувшись утром, почувствует, что выздоровел?
43) Соблюдение поста людьми, которые трудятся на работах, связанных с тяжёлыми физическими нагрузками (например, как у строителей) или с повышенными температурами (как у пекарей, сталелитейщиков и т. п.).
44) Что делать, если постящийся страдает болезнью почек и нуждается в очищении крови, для чего у него делается забор крови, которая искусственно очищается, а затем вновь вводится в организм.
45) Условия, при которых путнику (мусафиру) разрешается оставить пост.
46) Разные положения путников (мусафиров).
47) Путники, которые начинают свою поездку из аэропорта.
48) Что в пути лучше: поститься или не поститься?
49) Когда прекращаются привилегии путника?
50) Позволение беременным и кормящим женщинам отложить соблюдение поста.
51) Пост в глубокой старости.
52) Когда старики должны кормить нуждающихся?
53) Какой объём продуктов нужно давать в качестве фидья за один день поста?
54) Можно ли давать готовую пищу и в каком объёме?
55) Пост во время боевых действий.
56) Пост спасателей.
57) Совокупление в дневное время Рамадана.
58) Прелюбодеяние, мужеложество и скотоложество имеет одинаковое искупление (каффара).
59) Решение относительно женщины, с которой совокупился её муж.
60) Намеренный прием пищи и питьё во время Рамадана.
61) Разница между восполнением (када), искуплением (каффара) и кормлением (фидья).
62) Умащение и окрашивание волос во время поста.
63) Поллюция (ихтилям) во время поста.
64) Действительность поста для того, кто встретил утро в состоянии полного осквернения (джунуб).
65) Пища, оставшаяся во рту и между зубами.
66) Влажность во рту после полоскания его водой.
67) Проглатывание крови.
68) Носовая слизь (сопли) и мокрота в горле.
69) Вкус пломбы.
70) Если человека одолела рвота.
71) Выплёвывание еды изо рта после наступления рассвета.
72) Если человек во время сухура (утренней трапезы перед постом) услышит азан, а во рту у него ещё будет пища или в руке останется недоеденный кусочек, то можно ли их доесть?
73) Дегустация пищи.
74) Жевательная резинка.
75) Ароматизированные сиваки (палочки для чистки зубов).
76) Свежий сивак.
77) Прелюдия к половому акту; поцелуи, объятия, поглаживания и прикосновения между супругами во время поста.
78) Хиджама (кровопускание) во время поста.
79) Использование сурьмы (туши).
80) Глазные капли и умащение век маслами.
81) Купание и погружение в воду с целью охлаждения.
82) Ныряние во время поста.
83) Если ребёнок достиг возраста половозрелости (булюг), но ему трудно поститься, является ли пост обязательным для него.
84) Пост в заключении или в плену.
85) Если пленник не различает дня и ночи.
86) Искусственное побуждение организма к менструации.
87) Можно ли пилоту авиалайнера опустить самолёт ниже того уровня, на котором видно солнце, чтобы ускорить для себя время ифтара?
88) Если человек совершил ифтар в аэропорту, затем поднялся на самолёте в небо и увидел солнце, надо ли ему воздерживаться от приёма пищи, пока не сядет солнце.
89) Если человек увидит, что диск солнца полностью скрылся за горизонтом, нужно ли ждать, пока исчезнет яркая красная полоса на горизонте, и нужно ли ждать азана?
90) Полоскание горла в медицинских целях.
91) Забор крови для анализов.
92) Путешествие с целью прерывания поста.
93) Каково решение относительно человека, который прервал пост едой, и только потом вступил в близость с женой?
94) В каких случаях считается, что женщину принудили к половой связи?
95) Влияет ли кровотечение на пост?
96) Внутривенное введение вещества в организм.
97) По каким признакам женщина узнаёт, что она очистилась после менструации, чтобы снова начать соблюдать пост?
98) Если женщина хорошо знает свой цикл и его признаки и уверена, что завтра у неё начнутся месячные, то нужно ли ей иметь намерение на завтра соблюдать пост?
99) Как поступать женщине, у которой случился выкидыш во время поста в месяце Рамадан?
100) Виды кровотечения: хайд, нифас, истихада.
101) Что делать девушке, которая не соблюдала пост после наступления месячных кровотечений и не сообщала об этом родителям из-за того, что стеснялась своих близких?
102) Что делать путнику (мусафиру), если он вернулся из поездки в дневное время Рамадана?
103) Что делать путнику, если во время поездки он проезжает через свой родной город?
________________________________________
1) Определение понятия «пост» (сыям).
В арабском языке слово «сыям» значит «удержание», «воздержание».
В Шариате словом «пост» обозначается конкретный вид поклонения, выражающийся в отказе от определённых действий, нарушающих этот пост (таких как приём еды, питья и половой близости), от начала рассвета и до полного заката солнца, с соответствующим намерением.
2) Статус поста в Шариате.
Все учёные богословы нашей Уммы едины в том, что соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным (фард) для мусульманина. Доказательством этого являются слова Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы будете богобоязненны» [Коран, сура 2. «аль-Бакара» («Корова»), аят 183].
Доказательством из Сунны является хадис, приводимый со слов АбдуЛлаха ибн Умара, в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Ислам построен на пяти столпах, это: свидетельство, что „Нет божества (достойного поклонения), кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха”, выполнение намаза, выплата закята, совершение хаджа и соблюдение поста в месяце Рамадан» [Аль-Бухари].
3) Суждение относительно человека, отвергающего обязательность поста.
Никто не отвергает обязательность поста в Рамадане, кроме неверных. Если человек принимает пищу в дневное время Рамадана, то его следует призвать к посту, но если он продолжает настырно нарушать ограничения поста и отрицает сам факт того, что пост является обязательным, то таким образом он демонстрирует своё неверие в Аллаха Господа миров.
4) Достоинство поста.
Относительно достоинства соблюдения поста говорится во многих аятах и хадисах. В вышеприведённом аяте было сказано, что пост приводит людей к богобоязненности, и это, несомненно, является большим достоинством поста.
В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Кто будет соблюдать пост в месяце Рамадан с Верой и надеждой на награду Аллаха, тому будут прощены его прежние грехи».
«В Раю есть врата, которые называются Райян (Упоение), через эти врата войдут постящиеся, и никто кроме постящихся не войдёт через них, когда же постящиеся войдут, то врата будут заперты, и никто больше не войдёт через них».
«Запах изо рта постящегося приятнее у Аллаха, чем аромат мускуса».
«Постящемуся дано две радости: когда он совершает ифтар [разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста], то радуется своему ифтару, а когда встретит своего Господа, то порадуется своему посту».
«Пост будет заступаться за раба Аллаха в День Воскрешения».
«Кто будет поститься в какой-либо день, стремясь к Лику Аллаха, и на этом завершится его жизнь, тот войдёт в Рай».
«Ничто не сравнится с постом. Если человек будет соблюдать пост в течении одного дня на пути Аллаха, то Аллах отведёт его лицо от Огня на расстояние семидесяти лет пути».
«Шайтаны в этом месяце (Рамадане) заковываются в цепи, этими шайтанами являются мятежные джинны».
В одном из хадисов также сообщается, что существует три мольбы, которые Аллах непременно принимает — это мольба постящегося, мольба притеснённого и мольба путника.
Всевышний Аллах сделал пост особым видом поклонения, и Он лично будет награждать постящихся. Пост является щитом, охраняющим человека от греха и адского Пламени.
5) Мудрость установления поста.
Пост заключает в себе большую мудрость, и обо всём знает лишь Всевышний Аллах:
Пост является средством достижения богобоязненности, потому что, когда душа отказывается от некоторой части дозволенных ей благ из желания угодить Аллаху и из страха перед Его наказанием, то это делает её ещё более способной отказываться от запретного.
Пост побуждает к милосердию, доброте и состраданию к бедным и нуждающимся. В тот момент, когда человек ощущает голод, он начинает лучше понимать положение бедных людей, он более чувственно начинает сострадать их голоду. Пост на практике учит верующих помогать страждущим, потому что устное наставление не может быть равнозначно личному опыту и сопереживанию, как говорится в пословице «всадник пешего не поймёт, пока сам не спешится».
Пост усмиряет желания и страсти. Пост закаляет волю, приучает человека к терпению и выносливости, учит его быть независимым от страстей и стойкой перед лицом соблазнов этой жизни.
Сердце постящегося человека гораздо больше предрасположено к искреннему поклонению, потому что организм в это время избавлен от еды, от лишнего балласта, который несёт в себе леность и беспечность.
Во время поста мусульмане, как никогда, ощущают себя одной единой общиной, все они проходят этот экзамен вместе, едят в одно время и постятся в одно время.
Также месяц Рамадан является месяцем благодарности, потому что каждый, кто имеет достаток, понимает, в какой милости он живёт, и в каком благополучии он пребывает.
6) Нельзя забывать об этикете поста.
Нередко при изучении правил поста люди забывают об изучении этикета, который надлежит соблюдать во время данного вида поклонения. Люди спрашивают, что делать можно, а чего нельзя, интересуются точными правилами, но часто забывают о правилах приличия, которых должен придерживаться мусульманин в любое время. В период же поста важность соблюдения этих правил возрастает многократно. Мусульманин должен оберегать свой язык от ругательств, сквернословия, лжи, сплетен и обмана. Постящийся человек должен всем сердцем осознать и возвеличить значимость поста, не заниматься пустословием и бесполезным времяпрепровождением, не говоря уже о том, чтобы тратить эти ценные часы на всевозможные развлечения, игры и утехи. Да, эти действия не относятся к тем вещам, которые уничтожают пост человека, и тот, кто сделал что-либо из этих дел, не обязан восполнять свой пост в другие дни. Но всё же он теряет, вместо того чтобы стремиться к прощению и довольству Аллаха. Возможно также, что человек будет соблюдать пост, но не получит от него ничего, кроме голода и жажды.
Помимо обязательного воздержания от еды и питья, есть ещё и желательные элементы (мустахаб), которые призваны украсить наш пост и сделать его чище. К ним относятся: частое чтение Корана, поминание Аллаха, обращение к Нему с молитвами, совершение дополнительных намазов, раздача милостыни, получение и преподавание исламских знаний, оказание помощи своим братьям и сёстрам и всем остальным людям.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) учил нас, что пост это не только отказ от еды и воды, это также отказ от бесполезного времяпрепровождения и распутства. И даже в ответ на брань мусульманин не должен отвечать руганью. Он должен просто сказать «я пощусь», тем самым напоминая об этом самому себе и окружающим людям.
7) «Определённый пост» (сыяму–ль-айн) и «долговой пост» (сыяму-ддайн).
«Определённый пост» (сыяму-ль-айн) – это пост, имеющий строго определённое время, которое назначено либо Всевышним Аллахом (как, например, пост в месяце Рамадан), либо самим человеком (если, человек даст, например, обет (назр), что будет поститься в определённые дни). В таком случае пост привязан к указанной дате.
«Долговой пост» (сыяму-ддайн) – это пост, у которого нет никаких определённых дат, в которые его нужно выполнять (например, пост для восполнения (када) пропущенных дней Рамадана). Такой пост человек может соблюдать тогда, когда пожелает, вплоть до следующего Рамадана (желательно восплнить пост как можно быстрее). К долговым постам относятся также искупительные посты (каффара) за непредумышленное убийство, пост во искупление невыполненной клятвы, пост паломника, который совершал Хадж-таматту, но не смог совершить жертвоприношение (хадй) – такой человек должен поститься три дня во время хаджа и семь дней по возвращении домой. Также к этому виду относится пост искупления за охоту на заповедной территории Мекки и обет (назр), не ограниченный какими-либо конкретными сроками: например, когда человек даёт обет перед Аллахом, что будет поститься неделю или месяц, но не указывает точно, в какую именно неделю или месяц он будет держать пост. В таком случае он должен будет поститься в любое удобное для него время.
8) Обязательно ли соблюдать непрерывность поста?
Существуют такие виды поста, которые должны соблюдаться непрерывно, день за днём. Таков, например, пост в месяц Рамадан. Всевышний Аллах сказал:
«Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» [Коран, сура 2 «аль-Бакара» («Корова»), аят 185].
Месяц длится непрерывно, день за днём, следовательно, пост должен соблюдаться тоже непрерывно каждый день. Также непрерывными являются следующие посты:
• пост искупления за непредумышленное убийство,
• искупление клятвы «Зыхар» [Клятва зыхар даётся, когда человек разводится с женой и при этом говорит: «Ты запретна для меня так же, как запретна для меня спина моей матери»].
• искупление за совокупление в месяце Рамадан.
Данные виды поста длятся два (лунных) месяца без перерыва. Также если человек дал обет (назр), что будет соблюдать пост на протяжении всего месяца подряд, то соответственно он должен выполнить то, что обещал, и соблюдать пост непрерывно, каждый день назначенного срока.
Существуют также посты, в которых непрерывность не является обязательной (например, восполнение пропущенных дней Рамадана). Согласно наиболее обоснованному мнению большинства учёных, восполнять пропущенные дни Рамадана можно и порознь – так, как удобно человеку, потому что в Коране говорится: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» [Коран, сура 2 «аль-Бакара» Корова, аят 184].
Аллах повелел держать пропущенный пост в другие дни и не дал никакого указания по поводу того, что эти дни должны следовать один за другим.
Таким же образом дело обстоит и с искуплением невыполненной клятвы: если человек не может выполнить ни одного из трёх искупительных действий (либо освободить раба, либо накормить десятерых бедняков, либо одеть десятерых неимущих), то тогда человеку даётся возможность искупить клятву нематериальным способом – трёхдневным постом. Эти три дня не должны в обязательном порядке идти один за другим, можно поститься с перерывом.
Также если паломник во время хаджа обрил голову, будучи в состоянии ихрама, то искуплением за это служит одно из трёх действий: либо заклание одной овцы с последующей раздачей мяса, либо кормление шестерых бедняков, либо трёхдневный пост, который также может быть соблюдён с перерывами, а не сразу все три дня подряд. То же касается и поста по обету, если человек не имел намерения выполнять этот обет непрерывно. Например, если человек пообещал перед Аллахом, что будет поститься три дня, но в уме у него не было намерения поститься три дня подряд, то в таком случае он может держать пост трижды по одному дню с перерывами.
9) Можно ли восполнить добровольный пост (нафль), если он был прерван?
Наиболее правильным мнением в данном вопросе считается следующее: доводить до конца добровольные посты не обязательно, и соответственно восполнение этих постов также не является обязательным. Это мнение большого числа исламских учёных, доказательством этого служат слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сказал: «Добровольно постящийся – сам себе командир, если пожелает, – может поститься, а если пожелает, – то может и прервать» [Ахмад и ат-Тирмизи, хадис достоверный (сахих)].
Но вместе с тем многие учёные считали нежелательным прерывать добровольный пост без веской на то причины: например, к человеку пришли гости, и они смущены тем, что хозяин соблюдает пост и не ест вместе с ними. Если же человек прервёт свой пост без особой причины, то ему не будет награды за ту часть дня, которую он пребывал в посте. Если же причина была существенной, то человек получит награду за то время, что он держал пост до его прерывания.
10) Некоторые примеры добровольных видов поста.
В нашем Шариате установлены добровольные виды поста. Вот некоторые из них:
1 Пост Ашура, который совершается 10-го числа месяца Мухаррам.
2 Пост в день Арафата, который совершается 9-го числа месяца Зу-ль-хиджа.
3 Пост по понедельникам и четвергам.
4 Пост в дни полнолуния, это три дня в середине каждого лунного месяца (13-е, 14-е, 15-е число).
5 Шестидневный пост в месяце Шавваль.
6 Учащение поста в месяцах Шаабан и Мухаррам в любом количестве.
11) Нежелательный пост (макрух).
Нежелательными постами являются следующие посты:
1 Отдельный пост в пятницу. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не поститесь в пятничный день, не добавив к нему день до него или после него» [Аль-Бухари].
Это значит, что если человек желает поститься в пятницу, то следует предварить её постом в четверг или же поститься после пятницы в субботу так, чтобы пятница не стала одиночным днём поста.
2 Соединение поста (висаль) – когда человек постится два дня подряд, не совершая ифтара после заката солнца, а затем постится на следующий день, так и не употребив пищу ночью.
3 Постоянный пост (сауму-ддахр) – когда человек постится каждый день на протяжении всей жизни или на протяжении очень длительного периода времени.
12) Запретный пост (харам).
Существуют дни, в которые поститься запрещено: это пост в дни исламских праздников ’Ид аль-фитр (Ураза-байрам) и ’Ид аль-адха (Курбан-байрам). Также запрещено поститься на протяжении трёх дней после ’Ид аль-адха (Курбан-байрам), эти дни называются днями Ташрика.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил соблюдать пост в праздничные дни, а относительно трёх дней Ташрика сказал:
«Дни Ташрика – это дни еды, питья и поминания Аллаха (Велик Он и Славен)» [Муслим].
Поститься в дни Ташрика разрешается только тем, кто совершал хадж-таматту или хадж-кыран, но не смог совершить жертвоприношения, потому что им предписано поститься три дня в хадже и семь дней по возвращении домой.
13) Каким образом определяется наступление месяца Рамадан?
Наступление месяца Рамадан определяется по одному из трех признаков.
1 Если после 29-го дня месяца Шаабан (ночью) люди увидят на небе новый месяц своими глазами, это значит, что Рамадан настал.
2 Если после 29-го числа небо было затянуто облаками и люди не увидели месяц, то Шаабан доводится до 30-ти дней (это день называется днем сомнения в который пост запрещен), и после этого дня начинается Рамадан.
3 Если после 29-го числа небо было ясным и люди не увидели месяц, то следующий день 30 день Шаабана, и после этого дня начинается Рамадан.
14) Условия обязательности поста.
1 Ислам. Пост обязателен для мусульман и не принимается от неверных.
2 Разум (’Акль). Пост предписан только для здравомыслящих людей и не является обязательным для умалишённых.
3 Половозрелость (Булюг). Пост не обязателен для маленьких детей.
4 Знание (’Ильм). Если человек не знает о посте, то на нём нет греха за его несоблюдение (это если он только принял Ислам, либо находится в той местности где нет знаний о Исламе и не возможно узнать, он оправдан пока до него не дойдет знание).
15) Когда следует побуждать детей к посту?
Если к семи годам ребёнок в состоянии поститься, то следует побуждать его к посту, а к десяти годам нужно настойчиво велеть ему соблюдать пост так же, как это делается в отношении намаза.
Пост ребёнка не является обязательным, но он желателен: если ребёнок будет поститься, то получит за это награду, а если не будет, то греха ему не будет, но родителям следует побуждать дитя к посту, чтобы приучить его к этому.
16) Условия, при которых соблюдение поста становится обязательным.
1 Хорошее здоровье и отсутствие физических отклонений, препятствующих соблюдению поста. Во время болезни пост не является обязательным.
2 Пребывание по месту жительства. Если человек находится в пути, то пост для него не обязателен. Всевышний Аллах сказал: «А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время». [Коран, сура 2 «аль-Бакара», аят 184].
Пост в месяц Рамадан обязаны соблюдать только здоровые люди и те, которые не отягощены трудностями пути. Когда же больной человек поправится, он должен восполнить пропущенные дни. То же самое касается и путешественников.
3 Чистота женщины от месячных и послеродовых кровотечений. Во время месячных женщины не должны читать намаз и соблюдать пост, более того, это не только нежелательно, но даже запрещено. Что касается намаза, то его не нужно восполнять после завершения месячных, а пост следует восполнить. Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Нам было велено восполнять пост и не было велено восполнять намаз». [Аль-Бухари и Муслим].
17) Намерение (ният) при совершении обязательного поста.
Для соблюдения обязательного поста у человека ещё до наступления рассвета должно появиться намерение (ният) сделать это. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не будет поста у того, кто ещё с ночи не вознамерится, что будет поститься» [Абу Дауд].
Намерение может появиться в любое время ночи, предшествующей посту, пусть даже за мгновение до наступления рассвета. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто до рассвета (фаджр) не решился на соблюдение поста, у того нет поста» [Абу Дауд].
Намерение должно быть твёрдым и не должно содержать в себе сомнений или неопределённости, – таким является мнение большинства учёных.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя считал, что когда человек скажет в своём сердце: «Если завтра наступит Рамадан, то я буду поститься», – то такое намерение будет правильным. Но большинство учёных (джумхур) утверждают, что намерение должно быть определённым.
18) Намерение (ният) при совершении обязательного поста не в месяце Рамадан.
Заблаговременное намерение является условием для любого обязательного поста – как в Рамадане, так и вне этого месяца (например, для таких постов, как восполнение пропущенных дней Рамадана или различных обязательных искупительных постов).
19) Намерение (ният) при совершении добровольного поста.
По мнению большинства учёных, добровольный пост разрешается соблюдать даже тогда, когда у человека изначально не было намерения поститься.
Сообщается со слов Аиши (да будет доволен ею Аллах): «В один из дней к нам зашёл Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: „Есть ли у вас что-нибудь поесть?”, мы сказали, что ничего нет, и он сказал: „В таком случае, я пощусь”» [Муслим].
Что касается добровольных постов, которые имеют определённую дату (таких как пост Ашура или пост в день Арафата), то некоторые учёные считали, что для таких постов также необходимо заблаговременное намерение.
20) Как должно рождаться намерение?
Намерение рождается в сердце и связано со знанием того, какое дело человек собирается совершить. Когда человек готовится что-то сделать, это и является его намерением.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя говорил: «Если человек знает, что завтра будет Рамадан и желает поститься в этот месяц, то это и является его намерением (ниятом). Так всегда поступали все мусульмане».
21) Произнесение намерения (ният).
Место намерения – в сердце, а проговаривание намерения, его озвучивание является в Религии новшеством (бидаат). Поэтому озвучивать намерение не разрешается, нужно просто иметь в сердце решимость вступить в пост без каких-либо слов. Если человек знает, что завтра наступит Рамадан, то он просто мысленно намеревается поститься, и это будет самым правильным намерением.
22) Прерывается ли пост человека, который твёрдо вознамерился прервать его, но ещё не сделал этого.
[Примечание не из книги]: Шейха Ибн ‘Усаймиина (да помилует его Аллах) спросили: «Мужчина путешествовал и постился в Рамадане, и он намеревался прервать свой пост, но не нашел ничего чем прервать пост, тогда он передумал и завершил пост до Магреба. Будет ли действителен его пост?»
Он ответил: «Его пост недействителен и ему надо восполнить его (пост), потому что когда он намеревался прервать пост, то он уже прервал его. Но если он сказал: «Если я найду воду, чтоб попить, иначе я продолжу поститься» и он не нашел воды, тогда его пост действителен, потому что его намерение не было определенным, а для прерывания поста было условие найти что-нибудь, но он не нашел этого, таким образом его первоначальное намерение остается в силе.
Некоторые могут спросить: «Как отвечать человеку, который говорит, что ученые не говорили о том, что намерение прервать пост нарушает пост?»
Он ответил: «Тому, кто говорит это, мы отвечаем: «Он не знаком с книгами ученых – книгами по фикху и специалистов. Например в Заад аль-Мустакни’ говорится: «Тот, кто намеревается прервать пост – нарушает пост. И я предостерегаю вас мои братья, относительно тех, которые не сведущи. Я предостерегаю вас относительно них. Если они говорят, что не знают никого, кто бы говорил об этом, или что никто не говорил об этом. Они, возможно, говорят правду, потому что они не знают книг ученых и не изучали их, и они не знают ничего о них. Более того, даже если мы допустим, что этого нет в книгах ученых, разве Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал: «Дела оцениваются по намерениям»? Да, он на самом деле говорил это. И если он сказал «Дела оцениваются по намерениям» и этот человек намеревался прервать свой пост, разве он не прервал свой пост? Да, он прервал свой пост”. Конец цитаты из Ликаа’аат аль-Бааб иль-Мафтуух (29/20)
Вопрос: “Человек в один из дней месяца Рамадан решил прервать свой пост, но затем он передумал. Каково суждение относительно этой ситуации?”
Ответ шейха Ибн ‘Усеймин: “Пост, который он вознамерился прервать, считается прерванным и недействительным. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Поистине дела оцениваются по намерениям, и каждому человеку достанется то, что он намеревался обрести».
И поэтому когда этот человек решил прервать пост, его пост прервался, и он обязан возместить тот день. Он не может возобновить намерение соблюдения поста в течение светового промежутка дня поста, поскольку утвердить намерение соблюдения обязательного поста необходимо до наступления времени утренней молитвы, иначе пост не будет действительным. В пользу этого свидетельствуют слова Всевышнего (смысловой перевод): «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187).
Человек который утвердил намерение поститься лишь в течение светового промежутка дня не может считаться постившимся целый день, ибо утвердить намерение соблюдения обязательного поста необходимо до наступления времени утренней молитвы”. См. «Маджму’ Фатауа уа расаиль аш-Шейх Мухаммад бин Салих аль-‘Усеймин» 19/187. [Конец примечания].
23) Пост в бессознательном состоянии.
Если человек вознамерился поститься, а затем упал в обморок и пробыл в бессознательном состоянии весь день, от рассвета (фаджр) до заката (магриб), то, по мнению большинства учёных (джумхур), такой пост считается недействительным. Если же человек, потерявший сознание, в течение дня (в его начале или в конце) всё-таки очнётся, то пост его будет считаться действительным.
24) Пост вероотступника (муртад).
Если мусульманин вознамерился поститься и после этого решил отречься от Ислама (да убережёт Аллах мусульман), в таком случае его намерение аннулируется и пост становится не действительным.
К большому сожалению, дорогие братья, многие люди, называющие себя мусульманами, ругают Аллаха (Велик Он и Славен), ругают Его религию и священный Коран. Они делают это когда гневаются или с кем-то ссорятся, нанося самим себе огромный вред. Некоторые считают, что так они проявляют свою оригинальность или мужество. Нет никаких сомнений, что поношение имени Аллаха, Его посланника и Его религии – это абсолютное неверие (куфр), и тот, кто делает это, является вероотступником, вышедшим из Ислама.
Тот, кто сделает нечто подобное, обязан искренне покаяться перед Аллахом, снова вернуться в Ислам, произнеся свидетельство («Ля иляха илля-Ллах, Мухаммада-ррасулю-Ллах»), затем довести пост в оставшуюся часть дня до конца и после Рамадана восполнить этот день как пропущенный.
25) Желательные действия (сунна) во время поста.
1 Сухур (утренний приём пищи). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Принимайте сухур, воистину, в сухуре содержится благодать (баракат)» [Аль-Бухари].
2 Сухур следует принимать как можно ближе ко времени наступления рассвета, а ифтар [разговение, вечерний приём пищи по завершении дневного поста] следует совершать сразу же после заката. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Люди будут пребывать во благе до тех пор, пока будут торопиться с ифтаром» [Аль-Бухари].
3 Ифтар желательно начать свежими финиками, а если нет свежих, – то сушёными. Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал ифтар до намаза (магриб) свежими финиками, если же не было свежих фиников, – то сушёными, а если не было и сушёных, то делал несколько глотков воды» [Ат-Тирмизи (хадис хасан)].
4 Обращение к Аллаху с мольбой (дуа) во время ифтара.
Нет достоверных хадисов, в которых бы сообщалось, что время ифтара является особенным и что в это время следует обращаться к Аллаху с мольбами. Всё время поста является благоприятным для молитв.
26) Действия, нарушающие пост (муфсидат).
В общих чертах можно сказать, что пост нарушают действия, которые противоречат условиям и основным правилам поста: приём пищи или питья, половой акт, наступление месячных или послеродовых кровотечений, вероотступничество, попадание чего-либо в полости человека извне.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 47
Если человек, находясь в тюрьме в заключении, не знает, какой сейчас месяц и не может определить время Рамадана, то обязанность держать пост тем не менее не снимается. Если нет никого, кто мог бы предоставить ему достоверную информацию о начале месяца Рамадан, то заключённый должен постараться хотя бы примерно вычислить его и определить для себя предположительный отрезок времени длинной в месяц, и так он должен поститься с намерением, что соблюдает Рамадан.
Если впоследствии заключённый так и не сможет узнать точное время Рамадана, то пост его будет действительным, ведь он постарался и сделал всё возможное, чтобы не нарушить религиозных обычаев, а Аллах не налагает на душу то, что ей не по силам.
Но если позднее он узнает о точном времени Рамадана, то далее может быть два варианта:
1 Если он узнал, что его пост действительно совпал с Рамаданом, тогда пост его действителен, и в этом вопросе нет никаких затруднений.
2 Если заключённый узнал, ч...Ещё84) Пост в заключении или в плену.
Если человек, находясь в тюрьме в заключении, не знает, какой сейчас месяц и не может определить время Рамадана, то обязанность держать пост тем не менее не снимается. Если нет никого, кто мог бы предоставить ему достоверную информацию о начале месяца Рамадан, то заключённый должен постараться хотя бы примерно вычислить его и определить для себя предположительный отрезок времени длинной в месяц, и так он должен поститься с намерением, что соблюдает Рамадан.
Если впоследствии заключённый так и не сможет узнать точное время Рамадана, то пост его будет действительным, ведь он постарался и сделал всё возможное, чтобы не нарушить религиозных обычаев, а Аллах не налагает на душу то, что ей не по силам.
Но если позднее он узнает о точном времени Рамадана, то далее может быть два варианта:
1 Если он узнал, что его пост действительно совпал с Рамаданом, тогда пост его действителен, и в этом вопросе нет никаких затруднений.
2 Если заключённый узнал, что Рамадан был раньше, и оказалось, что он постился уже после Рамадана, то, по мнению большинства учёных (джумхур), такой пост действителен, потому что его можно считать восполнением (када) пропущенного поста в Рамадане. Также большинство учёных считают, что если некоторые дни поста выпали на дни, в которые запрещено поститься (два исламских праздника), то эти дни нужно восполнить.
Если же выясниться, что человек постился до Рамадана, то такой пост не может замещать собой дни Рамадана и его надо восполнить. Если же некоторые дни совпали с Рамаданом, то эти дни засчитываются, а остальные дни нужно восполнить.
Если пленник сидит в полностью закрытом помещении и не знает о наступлении дня и ночи, то он по мере возможности должен постараться определить день и ночь и поститься тот отрезок суток, который, по его мнению, является днём.
Если женщина не может забеременеть и врачи говорят, что для лечения нужно восстановить правильный менструальный цикл и велят употреблять препараты, вызывающие наступление менструации, то можно ли делать это искусственно в месяце Рамадан, что естественно приведёт к прерыванию поста?
Ответ: да, учёные современности вынесли фетву, что в этом нет ничего предосудительного, если это делается с целью лечения.
Ответ: Нет, так поступать не разрешается, потому что это является хитростью против Религии. Если же пилот опустил самолёт по делу, совершив в воздухе необходимый манёвр и при этом солнце скрылось за горизонтом, то в таком случае лётчик может принять пищу.
Нет, в таком случае человек уже не обязан воздерживаться от еды, если на земле он довёл свой пост до конца, в соответствии с земными признаками наступления вечера.
Ответ: Нет, если солнце скрылось за горизонтом, то не нужно ждать ни азана, ни исчезновения красной полосы, потому что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Если ночь надвигается оттуда (с востока), а день уходит туда (на восток), и село солнце, то постящийся совершает ифтар».
Если человек нуждается в полоскании горла водой, смешанной с какими-либо медикаментами, то это разрешается с условием, что человек ничего не проглотит. Но обращаться к такому методу лечения следует только при наличии реальной необходимости в нём.
Сдача крови для анализов не нарушает поста.
Вопрос: Разрешается ли человеку отправиться в поездку специально с намерением прервать пост для того, чтобы иметь близость с женой в дневное время.
Ответ: Нет, человеку не разрешается выходить в дорогу с целью прерывания поста, потому что это является хитростью против законов Шариата.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Этот человек обязан совершить полное искупление (каффара)* за этот серьёзный проступок, потому что он ослушник, грешник. Это невозможно, чтобы наш Шариат говорил людям „Если хотите избежать искупления (каффара) за половую близость в Рамадане, то тогда нарушьте пост едой, а потом можете вступать в половой контакт”**. Нет, такому человеку следует совершить искупление (каффара), и положение его хуже, чем у того, кто не хитрил, замышляя грех [и вступил в близость с женой просто в порыве страсти]».
*[См.: пункт 60].
**[Как сказано в 60-ом пункте, искупительные действия за половой акт во время поста намного суровее, чем восполнение за нарушение поста путём намеренного приёма пищи].
Ответ: В тех случаях, когда муж силой или побоями принудил её к половой близости. Или если он произнёс угрозу, которую, по мнению жены, он, скорее всего, выполнит, и выполнение этой угрозы нанесёт ей существенный вред, как например угроза разводом. В таком случае считается, что женщину принудили (мукраха) и она не обязана совершать искупительные действия (каффара). Но это лишь при условии, что она активно сопротивлялась половой близости. Если же она не сопротивлялась, то она несёт такую же ответственность, как и её муж.
Ответ: Если кровь пошла без искусственного вмешательства самого человека, то это никак не влияет на пост. Если же кровь пошла в процессе хиджамы, то, как мы говорили ранее, в данном вопросе существует некоторое разногласие среди учёных (см. п. 75).
Некоторые учёные полагают, что питательные инъекции (глюкоза и т. п.) нарушают пост, а инъекции, которые не являются питательными (антибиотики, препараты и т. п.), – не нарушают. Другие придерживаются мнения, что инъекции, вводимые в вены, нарушают пост, а те, что вводятся в мышцы, – не нарушают.
Аллах об этом знает лучше, но более обоснованным представляется первое мнение: при введении питательных инъекций, которые заменяют собой еду и питьё, пост нарушается, потому что такие инъекции дают человеку силы так же, как это происходит после приёма пищи. То же самое касается и вливания крови в организм, потому что это подобно приёму пищи.
Ответ: Чистота женщины наступает, когда выделения становятся чисто белыми (прозрачными) или же когда они вовсе прекращаются – так, что на кусочке ваты не остаётся следов после проведения им по влагалищу. Если таким образом установлена чистота, то женщина должна начать поститься.
Ответ: Да она обязана намериться соблюдать пост и не должна прерывать пост до тех пор, пока не увидит кровь.
Ответ: Если у женщины случился выкидыш, и при этом у данного плода наблюдаются очертания человека, а части тела, такие как руки, ноги, голова, уже сформировались и видно, что плод обрёл человеческие черты, – то в таком случае начавшееся у женщины после выкидыша кровотечение называется нифас. Формирование человеческого облика у зародыша начинается после восьмидесяти дней. Первые сорок дней плод подобен капле, следующие сорок дней подобен сгустку, и лишь затем начинается формирование человеческого образа. Поэтому если выкидыш случился после восьмидесяти дней с момента зачатия и зародыш имеет человеческий облик, то последующее кровотечение является нифасом (послеродовым) и женщина должна прекратить свой пост. Если же выкидыш случился раньше этого срока, то кровотечение является истихадой (приравнивается к болезни) и женщина должна соблюдать пост.
Хайд (менструация) – это ежемесячное регулярное кровотечение; в это время нельзя соблюдать пост и читать намаз.
Нифас (послеродовое кровотечение) – это кровотечение, которое начинается у женщины после рождения ребёнка или после выкидыша сформированного плода. Во время нифаса также нельзя соблюдать пост и читать намаз. Максимальный срок нифаса составляет сорок дней.
Истихада (кровотечение, приравненное к болезни) – это кровотечение, вызванное некими отклонениями в организме или болезнью. Во время истихады женщина обязана соблюдать намаз и пост, но перед каждым намазом ей следует совершить тахарат (малое омовение).
Если кровотечение не имеет признаков хайда (запах, цвет), то оно является истихадой. Если у женщины был хайд и обычное количество дней (цикл, который женщина знает) истекло, но кровотечение продолжается аномально долго, а кровь не имеет признаков хайда (т. е. кровь течёт алого цвета, без характерного запаха), то это являет...Ещё100) Виды кровотечения: хайд, нифас, истихада.
Хайд (менструация) – это ежемесячное регулярное кровотечение; в это время нельзя соблюдать пост и читать намаз.
Нифас (послеродовое кровотечение) – это кровотечение, которое начинается у женщины после рождения ребёнка или после выкидыша сформированного плода. Во время нифаса также нельзя соблюдать пост и читать намаз. Максимальный срок нифаса составляет сорок дней.
Истихада (кровотечение, приравненное к болезни) – это кровотечение, вызванное некими отклонениями в организме или болезнью. Во время истихады женщина обязана соблюдать намаз и пост, но перед каждым намазом ей следует совершить тахарат (малое омовение).
Если кровотечение не имеет признаков хайда (запах, цвет), то оно является истихадой. Если у женщины был хайд и обычное количество дней (цикл, который женщина знает) истекло, но кровотечение продолжается аномально долго, а кровь не имеет признаков хайда (т. е. кровь течёт алого цвета, без характерного запаха), то это является истихадой, и женщина должна совершить полное омовение (гусль) и начать предписанные религиозные действия.
Если нифас (послеродовое кровотечение) продолжается больше сорока дней после родов, то оно приравнивается к болезни с считается истихадой, т. к. всё, что дольше сорока дней, является истихадой: самый больший срок нифаса – сорок дней, а всё что более этого – истихада.
Ответ: Она должна покаяться перед Аллахом (тауба) и восполнить дни, которые она пропустила, начиная с того времени, как у неё закончилась первая менструация.
В этих вопросах не следует проявлять стеснительности: если девочка увидела кровотечение, то она должна сообщить об этом, так как с этим связаны определённые обязанности и ограничения.
Если же у девочки, которая соблюдала пост, начались месячные во время Рамадана, она не должна продолжать поститься и читать намаз из-за боязни раскрыть своё положение перед близкими, потому что во время менструации запрещается читать намаз и соблюдать пост.
Ответ: Шейх-уль-Ислам Ибн Таймийя сказал: «Относительно воздержания такого человека от всего, что нарушает пост, существует известное разногласие среди учёных. Но он обязан будет восполнить этот день вне зависимости, воздерживался ли он или не воздерживался. Однако будет лучше и безопаснее, если он воздержится от действий, нарушающих пост».
Если путник во время поездки, проезжая через свой город, решил остановиться и побыть дома, то он должен соблюдать пост и воздерживаться от еды и половой близости.
Если же он проехал по своему городу, не намереваясь оставаться в нём, а просто пересёк город, то он может продолжать пользоваться облегчениями, данными путнику, и не воздерживаться.
Например, если житель Москвы, находился в Казани, а затем решил поехать в Санкт-Петербург, то по пути, проезжая через Москву, он может не ограничивать себя предписаниями поста, даже когда едет по улицам своего города, при условии, что он не имеет намерения оставаться в Москве на какое-то время. (Текст адаптирован, в оригинале названы города, находящиеся в Саудовской Аравии, –соответственно, Шаркыйя – Казань, Эр-Рияд – Москва, Мекка – Санкт-Петербург).