′Абдуллах ибн ′Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, рассказывал, что (когда-то сразу нескольким) сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей (рамадана). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт (ночь предопределения), ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей рамадана)»
[Аль-Бухари, 2015; Муслим, 1165]
___________________________________________
Говорит шейх `АбдуРразак Аль-Бадр:
Автор книги, имам ′Абд уль-Ганий аль-Мак диси, да помилует его Всевышний Аллах, сказал: «Глава о ночи предопределения (лейлят аль-кадр)». Он привёл эту главу, чтобы разъяснить великое достоинство этой ночи — ночи предопределения. О Аллах! Дай нам всем дожить до этой ночи! Позволь нам обрести её блага, о Господь миров!
Это абсолютно самая лучшая ночь. Это — великая ночь, которая несёт в себе много благодати и добра. Сам Господь миров сообщил о том, что эта ночь является благодатной. То есть она заключает в себе великую благодать и великое добро. Также Господь миров описал её тем, что она — мир (салям). То есть в ней нет никакого зла. Эта ночь целиком представляет собой лишь благо, награду и прибыль. В ней нет зла. Она защищена от зла до самого восхода зари.
Аллах сказал: «Она [эта ночь] — мир [благо и спокойствие] до восхода зари!»
[Сура «аль-Кадр», аят 5.]
В ней нет никакого зла. Если человек был лишен благодати и добра этой ночи, то он, на самом деле, является лишённым. Пусть Аллах убережет нас от этого!
Из особенностей этой ночи то, что в эту ночь на землю нисходят ангелы милости с добром и благодатью. Это указывает на великое положение этой ночи.
На её великое положение также указывает то, что сам Аллах возвеличил и возвысил её. Аллах сказал: «Поистине, Мы ниспослали его [весь Коран целиком] (с Хранимой Скрижали на ближайшее небо) в ночь предопределения! И что дало тебе знать (о, пророк), что такое ночь предопределения? Ночь предопределения лучше тысячи месяцев» [Сура «аль-Кадр», аяты 1—3.]
Одна ночь по своему достоинству и вознаграждению величественнее, чем тысяча месяцев. Если ты решишь посчитать тысячу месяцев по годам, то получится более восьмидесяти лет, а точнее восемьдесят три года и еще несколько месяцев. То есть это срок жизни человека, которому была дарована долгая жизнь. Наш пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что члены этой общины в основном будут жить от шестидесяти до семидесяти лет.
[Ат-Тирмизи, 3550; Ибн Маджа, 4263.]
А восемьдесят три года — это срок жизни того, кому была дарована долгая жизнь.
Всё это указывает на великое положение этой ночи и на то, что рабу Аллаха следует стремиться к тому, чтобы застать эту благодатную ночь. Он должен мечтать достичь её и заниматься в ней поклонением. Он должен оберегать её время, посвятив его повиновению Аллаху и поиску близости к Нему.
Почему эта ночь была названа «лейлят аль-кадр» (ночь предопределения или величия)?!
Некоторые сказали, что она получила такое название из-за своего великого положения.
[Потому что арабское слово «кадр» среди прочего можно перевести и как «высокое положение». «Лейлят аль-кадр» — то есть ночь, имеющая высокое положение.]
Она — ночь, имеющая великое положение и высокое место.
Другие сказали, что она получила такое название из-за того, что в течение неё поклонение имеет особенно великую ценность, а награда за благие дела увеличивается из-за благодати этой ночи.
Третьи сказали, что она получила такое название из-за того, что в эту ночь предопределяется то, что будет происходить до следующей ночи предопределения. Аллах сказал: «В нее решаются все мудрые дела». [Сура «ад-Духан», аят 4.]
То есть предопределяются.
Здесь речь идёт о предопределении на год. Это предопределение входит в общее предопределение, которое было записано в Хранимой Скрижали (аль-ляух аль-махфуз) за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли.
(′Абдуллах ибн ′Амр ибн уль-′Ас, да будет доволен Аллах им и его отцом, слышал, как посланник Аллаха ﷺ говорил: «Аллах записал предопределение творений за пятьдесят тысяч лет до сотворения небес и земли, а Его трон (был) над водой». Муслим, 2653)
Значит, это — предопределение после предопределения. Оно не выходит за рамки общего предопределения. Оно включено в общее предопределение.
Таким образом, речь идёт о почётной, великой и благодатной ночи. Каждый мусульманин должен отводить этой ночи великое место.
Вместе с этим враги религии Аллаха — да опозорит их Аллах — усердствуют для того, чтобы лишить сыновей и дочерей мусульман благодати этой ночи.
Но каждый мусульманин должен желать добра себе и своим детям. Он должен возвеличивать эту благодатную ночь и внимательно искать её среди десяти последних ночей рамадана. Он должен проявлять усердие, будить членов своей семьи и оживлять эту ночь, следуя за благородным пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Он должен искать блага этой ночи и её великую благодать.
В этой главе автор книги, да помилует его Всевышний Аллах, привёл несколько хадисов, начав с хадиса ′АбдуЛлаха ибн ′Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. Он рассказывал, что когда-то сразу нескольким сподвижникам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, было открыто во сне, что ночью предопределения будет одна из семи последних ночей рамадана.
Благородные сподвижники увидели во сне ночь предопределения среди семи последних ночей рамадана. Это ясно указывает на то, как сильно их сердца были заняты поиском этой ночи, как они сильно заботились о том, чтобы найти её, как они сильно надеялись застать её. И вот Всевышний Аллах почтил их этим сновидением, причем все они увидели ночь предопределения среди семи последних ночей рамадана.
На сновидения не опираются как на самостоятельный довод, но они успокаивают человека. Именно поэтому не будет правильным утверждать, что такая-то конкретная ночь является ночью предопределения, опираясь на то, что какой-то человек увидел во сне, что она и есть ночь предопределения. Подобное утверждение не будет правильным, даже если такой сон увидят много людей.
Сновидение является радостной вестью, но на него не опираются как на самостоятельный довод. Если человек станет опираться на сновидение, он, возможно, небрежно отнесётся к остальным ночам этого месяца. И, возможно, такое, что ночь предопределения на самом деле окажется среди тех ночей, к которым он отнесся небрежно.
Благородные сподвижники, да будет доволен ими Аллах, увидев этот сон, не стали опираться на него, (а отправились к пророку, да благословит его Аллах и приветствует).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал им: «Я вижу, что ваши сновидения сходятся на семи последних ночах, так пусть же тот, кто ждёт (ночь предопределения), ожидает её (наступления) в течение семи последних (ночей рамадана)».
Когда сподвижники стали ожидать ночь предопределения среди семи последних ночей, опирались ли они просто на сновидение?! Или же они опирались на слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который подтвердил их сновидение?!
Поразмысли и ответ станет для тебя предельно очевидным.
Они не опирались на то, что увидели во сне. Они стали опираться на этот сон лишь после того, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подтвердил то, что пришло в их снах.
Из этого хадиса извлекается, что семь последних ночей рамадана — это наиболее вероятное время, когда следует ожидать ночь предопределения.
Источник: «Шарх на книгу Умдатуль Ахкам».
Группы по этой книге:
Вк: https://vk.com/umdatulahkam ТГ: https://t.me/taisiru1
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев