– Рафис муаллим, сегодня вы, пожалуй, единственный свидетель, кто видел и может рассказать, как прошло самое первое публичное выступление Муслима Магомаева…
– Я учился тогда на втором курсе художественного училища и был старостой группы. У нас в основном учились парни, девушек на каждом курсе было одна-две. Однажды мы решили организовать вечер, и директор посоветовал нам пригласить девушек из музучилища. «А вы сделайте выставку своих студенческих работ, – сказал он нам. – Они выступят с концертом, потом потанцуете…». Мы все оформили, договорились с руководством музучилища.
В день праздника студенты музучилища выступили у нас с концертом, и вдруг объявляют: «А теперь выступает студент второго курса Муслим Магомаев». Как сейчас помню: вышел худой высокий мальчик в черном костюме с бабочкой, и все стали хихикать, дескать, интеллигент какой-то. Объявили, что он исполнит песню «Санта Лючия». А в зале шум, студенты болтают, думают, очередной какой-то номер. И вдруг он как запел, все просто очумели и мгновенно притихли. Когда закончил, вначале повисла мертвая тишина, а потом грянули овации. Его попросили спеть еще что-нибудь, и он исполнил итальянскую песню. После Муслим выступал в ансамблях, а я уже учился в Москве, когда он исполнил «Бухенвальдский набат».
– Но судьба ведь свела вас еще раз...
– В начале 1970-х я приехал в Баку собирать материал для дипломной работы о Низами или Физули, потому что исторические персонажи, различные эпохи, требующие максимума знаний, умения передавать культуру, традиции народов, художнику всегда интересны. И вдруг мне, студенту, предлагают поработать в фильме о Муслиме Магомаеве. Денег на картину дали мало, и никто из художников не захотел, тем более, как они тогда думали, «какой-то Магомаев». И мне говорят: «Давай ты». А я только перешел на пятый курс. Прочел сценарий, и меня буквально заворожило, что в фильме будут исполнены арии Евгения Онегина, Мафусаила и другие, а значит, надо будет работать над костюмами, интерьером, архитектурой разных стран. Россия – в «Евгении Онегине», Италия, Венеция – в связи с тем, что Муслим играет влюбленного венецианца, значит, там и костюмы, и интерьер, над которыми придется поработать. «Фауст» Гуно – совсем другая страна, там и костюмы другие, и вооружение, и архитектура… Я был настолько благодарен судьбе, что никаких денег не надо было, я с головой окунулся в культуру сразу нескольких стран. Во ВГИКе было очень серьезное отношение к художественной проработке темы, поэтому я был, можно сказать, во всеоружии.
Мне стало интересно поработать над разными эпохами, и я согласился. А сейчас фильм «Муслим Магомаев» показывают, но никто не говорит о работе художника. Впрочем, не в этом дело, мне приятно, что я еще студентом включился в серьезную работу, получил новый опыт, а фильм потом показывали по всему Советскому Союзу.
– Вы ведь еще были свидетелем того, как создавался образ Мефистофеля и проявился доставшийся Магомаеву от отца художнический дар. Яркий, запоминающийся образ…
– Да, это так. Съемки проходили с ночи до утра возле Баксовета. Оператором фильма был приглашенный по моему совету из Москвы Игорь Богданов. Я работал над костюмом Мефистофеля, его плащом, который должен был раскрыть образ сатаны. Сделал ярко-красную подкладку, и когда Муслим пел знаменитое «Люди гибнут за металл», взмахивая черным плащом, ее цвет казался всполохом огня. Получалось очень выразительно, Муслиму понравилось. Он лишь сказал: «Рафис, ты только рожки убери у Мефистофеля». «Муслим, сатана безрогим не бывает, во всем мире так исполняют эту арию, еще подумают, что художник не знает элементарной вещи», – сказал я. «Я тебя умоляю, потом же у нас будут шутить: «рогоносец». «Претензии ведь будут ко мне!», – сказал я. «А ты скажи, что я попросил»… На следующий день мы должны были снимать этот эпизод. Муслим за ночь вылепил из пластилина голову Мефистофеля – лысую и без рожек. Он привез ее в театр, где мы с ним встретились: «Рафис, видишь, как хорошо без рожек!». Я вынужден был согласиться... https://kaspiy.az/rafis-ismajlov-ya-blagodaren-sudbe-za-eti-bescennye-vstrechi?fbclid=IwY2xjawJ__8VleHRuA2FlbQIxMQBicmlkETFZVzJOZDdJV1BqQkJEZGpKAR7enXnnyNTj0XAmlQhw0FJ69OfByPw5QcbDwWw7-B7Kt6IulkHFo9_tN_FrSQ_aem_-EVO9f77zZ7AwFjYNDJbWg

Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3