), и язык наших детей.
Я уже давно пришел к выводу о том, что для четкого произношения звуков в словах нужен навык разговорной речи. Это само по себе и не новость, но я пришел к выводу о том, что для произнесения сложных звуков, а особенно звука «р», одной жизни не достаточно. Проблема сводится к тому, что человек будет говорить так, как говорят родители. Таким образом, получается, что для овладения сложными звуками нужны столетия (тысячелетия?) целым народам. И когда западные европейцы говорят на Русском Языке, возникает ощущение, что говорят дети в возрасте 3-5 лет. Звуки «р», шипящие звуки, и уж совершенно не выговариваемый звук «Щ» упорно наталкивают на ощущение собеседования в детском саду. В начальных группах.
А недавно случилось мне гостить у знакомых. Пока мы пьем чай, их дочь восьми лет сидит неподалеку, увлеченно занятая, как позже выяснится, компьютерной игрой. В какой-то момент она радостно восклицает:
- Ура, я получила титул «Неопытный»!
Мы все понимаем, что это что-то из достижений ее персонажа в игре, но меня удивляет такой титул, и я спрашиваю разрешения взглянуть. Очень гордая своим достижением, она, к некоторому сожалению родителей, соглашается.
Я подхожу к компьютеру, и сразу удивляюсь тому, что игра не русифицирована, а я доподлинно знаю, что девочка не владеет английским языком! И я прошу показать ее достижение на экране. Она открывает какую-то заставку, и…
- Neophyt (неофит) (лат.)!
Ну, да, мы все знаем слово неофит, и все знаем, что им обозначают новичка в каком-либо деле. Но ведь, это же и означает, что мы обозначим этим словом человека неопытного! Я всматриваюсь в это слово. Да, опусти мы и так не читаемую «h» и… «неопыт»!
Сначала я хотел возразить сам себе (ну, лопух, бывает). Я знаю, что слово «neo» от нашего «новый», а «неофит» состоит из двух слов! Но второе же слово - тоже наше! Корень «пыт» мы знаем! «Испытатель», «опыт», «пытка». А в других версиях Русского Языка (Словакия, Украина, и др.) слово «пытать» означает «спрашивать»! И существует достаточно большое количество слов, образованных от этого корня, как в Русском Языке, так и во всех его местных разновидностях! Ну, а сам-то этот корень означает «искать знание»… Получается, что неофит – это новичок в деле овладения каким-либо знанием, т.е. как раз тот, кто и есть неопытный! Неофит – это новый испытатель!
Вот и выходит, что латинские слова, даже будучи сложенными из двух слов, складываются из слов Русского Языка…
Земной поклон этой юной, но уже столь опытной, исследовательнице! Да-да, именно исследовательнице! Помните наши с Вами размышления от 12 июля? Я твердо знаю: наши дети, рожденные русскоговорящими, с первых своих шагов уже исследователи Мироздания. Потому что уже дан им для этого универсальный инструмент познания – Русский Язык! Мы с Вами тоже обладатели этого инструмента, но нам никто об этом в детстве не сказал, и нам потребовалось 30-40 лет, прежде чем мы стали им пользоваться осознанно…
Поэтому я прошу Вас, сохраните Вашим детям эти 30-40 лет. Помогите им осознанно пользоваться своим даром. Сейчас! Сегодня! Пока рекламно-порнографическая, идиотическая, тыкающая поп-«культура» не лишила их возможности осознать свой дар. Рассказывайте им, что такое Русский Язык. Дайте им шанс осознанно познавать Мироздание с самого начала жизни! Рассказывайте детям о Русском Языке. Покажите им, что это не средство передачи ничтожных байтов информации! Покажите им, что это гигантский, самый мощный из вообще возможных, телескоп, всматривающийся в глубины Мироздания.
И конечно, вслушивайтесь в то, что говорят дети. Вы услышите очень много интересного. Поверьте, за невозможностью изложить мысль взрослым языком не прячется бессмысленность. Они не всё могут сказать так, чтобы мы поняли. Но это отнюдь не означает, что они несут чушь. Отнюдь.
Единственное, что означает наше невнимание к их неловким фразам и мыслям – это неготовность – наша с Вами неготовность! – понять и увидеть мир в таком его многообразии, о котором нам с Вами в детстве даже думать не разрешали… Нас с Вами в нашем детстве взрослый мир отформатировал, но не лишил способности понять это позже. И не лишил нас права помешать также форматировать наших детей!
Ну, и конечно, если Вы услышали, что Ваш ребенок неверно произнес слово Русского Языка, обратите внимание на это слово. Не торопитесь ребенка поправить, или одернуть, сперва вдумайтесь в услышанное. Возможно, Вы только что узнали, как звучало это слово тысячи лет назад где-либо в Этрурии, или на Землях Лады, в Элладе… Возможно, Вы узнали, каким словам мы обучали еще не говорящие в то время племена. И конечно, напишите мне о Ваших наблюдениях.
Я, и поверьте, отнюдь не я один, буду Вам искренне признателен! И да, я буду писать об этом!
Кто знает, что помнят наши дети, но просто не знают, как это выразить, как сказать это доступным для нас - своих «взрослых» - языком!
Александр Воронцов https://ok.ru/profile/567773174513


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев