Один из талантливейших художников-передвижников, он вошел в историю как мастер жанровых картин.
Маковский происходил из известной московской творческой семьи, и до переезда в 1894 году в столицу Российской империи Петербург творчество художника было связано с Москвой. Здесь он, как и старший брат, Константин Маковский, окончил училище живописи, ваяния и зодчества, одним из основателей которого был их отец Егор Иванович Маковский. В 1872 году вступил в "Товарищество передвижных художественных выставок", творческим и идейным принципам которого был верен до конца своей жизни. В Москве им были написаны самые значительные произведения на социально-бытовые и революционные темы, ставшие классикой русского искусства – "Крах банка", "На бульваре", "Осужденный", "Вечеринка" и другие. Художнику была интересна жизнь во всех ее проявлениях – печальных и забавных, значительных и мимолетных. Каждая картина сначала создавалась в его воображении под влиянием какого-нибудь впечатления, рассказа или сцены.
Одним из самых сильных потрясений для Маковского стал день 9 января 1905 года, вошедший в историю как Кровавое воскресенье, когда он, профессор Императорской Академии художеств, оказался свидетелем расправы над безоружными людьми. С иконами, портретами Николая II, церковными хоругвями они организованно выстраивались в колонны и с молитвами направлялись в центр города – к Зимнему дворцу. Шествие под предводительством священника Гапона воспринималось участниками как "крестный ход". Но их уже поджидали отряды кавалерии и пехотинцев, которым был дан приказ – нагайками, саблями и пулями остановить демонстрантов, не дать им пройти к Дворцовой площади. У самого дворца людей встретили выстрелами.
На Васильевском острове расправа началась у стен Академии художеств на 4-ой линии. Рабочие стали возводить на улицах баррикады и оказывать вооруженное сопротивление.
События этого дня всколыхнули всю общественную и культурную жизнь столицы. Среди художников, откликнувшихся своим творчеством на трагедию, был и Владимир Маковский. Увиденное не смогло оставить его безучастным, он решает написать большое, многофигурное полотно. В течение нескольких лет художник упорно и кропотливо работал над композицией, типажами, создавая множество зарисовок, набросков, эскизов, этюдов.
В нашем музее хранится картина "9 января 1905 года на Васильевском острове" и пять эскизов к ней. Это произведение было запрещено царской цензурой к публичному показу, и впервые картина была представлена на выставке передвижников в 1922 году, уже после смерти Маковского.
Художник передал на полотне все многообразие чувств и эмоций, охвативших демонстрантов. Ужас и страх, отчаяние и растерянность, мольба и негодование застыли на лицах людей. На переднем плане – молодой рабочий с непокрытой головой в расстегнутом пальто, подставляющий под пули грудь. Эффект усиливают пятна крови на снегу, фигуры раненых и убитых. В наш музей картина вместе с этюдами поступила в 1930 году. Некоторое время она экспонировалась в музейных залах, посвященных событиям 1905 года.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев