В жизни легендарного командира бронетанковых войск Павла Алексеевича Ротмистрова было множество взлётов и падений. Будучи выходцем из крестьянского сословия, он сделал блестящую карьеру в Красной Армии и стал одной из ключевых фигур Победы. Без участия этого генерала сложно представить себе Сталинградскую или Курскую битву, а также большинство танковых боёв Великой Отечественной. Тем не менее, его рискованные операции вызывали множество вопросов у вышестоящего руководства и часто препятствовали карьере. На последнем этапе борьбы с фашизмом Ротмистров даже был отправлен на тыловую должность и не принимал участие во взятии Берлина.
Будущий легендарный танкист родился в многодетной крестьянской семье в Тверской губернии. Его родители не имели никакого отношения к армии, поэтому можно лишь догадываться об истории их «военной» фамилии (ротмистр – офицерское звание в кавалерии русской армии). До революций 1917 года жизнь Павла протекала так, как и у остальных его сверстников из бедных сословий – он совмещал учёбу и физический труд. В своей книге воспоминаний будущий маршал писал об этом периоде жизни: «Надо сказать, что даже в благополучные годы крестьянская беднота в нашей местности из-за малоземелья постоянно испытывала нужду в хлебе. Поэтому все мужчины на зиму, как правило, уезжали в города на так называемый отхожий промысел – трудились по найму плотниками, столярами, сапожниками, шорниками, кузнецами, лесорубами, покупая на заработанные деньги в купеческих лавках необходимые продукты питания, прежде всего зерно и муку» . Таким образом, жизнь Ротмистровых была тяжёлой, и Павел с детства знал цену каждому заработанному рублю.
Генерал Ротмистров со своей женой Еленой Константиновной
Когда началась Гражданская война, молодой человек добровольно вступил в ряды РККА. К тому времени ему ещё не исполнилось 18 лет, однако Павел был рослым юношей крепкого телосложения. В Самаре его приняли в Самарский рабочий полк и отправили на фронт. В это время активно шло наступление белых войск адмирала Александра Васильевича Колчака, и Ротмистров в боях под Бугульмой получил свой первый военный опыт. Позже, без всякого пафоса, он писал о том, что преодолевал сильный страх и часто был на краю гибели. Тем не менее, Павлу удалось выжить в этой братоубийственной мясорубке и даже получить военное образование, которое позже позволило ему занять командирскую должность.
После победы над Колчаком Ротмистров принял участие в войне с белополяками, а также в разгроме Кронштадтского восстания. В это время он получил свою первую и важную награду – Орден Красной Звезды. Стоит отметить, что все эти годы Павел провёл в рядах «царицы полей» пехоты и вряд ли представлял, что ему предстоит командовать танками. Эта военная техника ещё не получила своего развития в современных армиях и была представлена лишь неповоротливыми и громоздкими машинами, призванными скорее напугать противника, чем нанести ему существенный вред.
В 20-е годы Павел Алексеевич совмещал учёбу и военную карьеру, а также устраивал личную жизнь. По воспоминаниям сына, находясь в Ленинграде, он познакомился с дочерью бывшего генерала и сделал ей предложение. В те годы подобные «неравные» браки были скорее редкостью, однако свои чувства к жене Ротмистров ставил выше политических предрассудков.
Генерал Павел Ротмистров, 1942 г.
«Университетом» своей жизни будущий маршал считал Военную академию имени М.В.Фрунзе. Она не только восполнила пробелы в его знаниях, но и сформировала мировоззрение. В 30-е годы Ротмистрова перевели на Дальний Восток, где он познакомился с легендарным маршалом Василием Константиновичем Блюхером. В мемуарах Павел Алексеевич очень тепло отзывался об этом полководце, который оказал решающее влияние на исход Гражданской войны в регионе.
В 1937 году судьба Ротмистрова висела на волоске. Чекисты обвиняли его в связях со многими «врагами народа» в армии, а также в недостатке политической бдительности. Павел Алексеевич был даже исключён из партии, однако смог оправдаться и уцелел. К счастью, это был последний случай, когда ему грозило нелепое обвинение в контрреволюционной деятельности.
1937 год принёс Павлу Алексеевичу не только беды, но и призвание. Ему предложили должность преподавателя тактики в недавно созданной Военной академии моторизации и механизации РККА. На замечание Ротмистрова о том, как же он будет учить танкистов, если сам ничего в этом деле не смыслит, начальство ответило, что: «Все мы когда-то не были танкистами. Потребовали обучать танкистов – учим и сами учимся» . Будущий маршал отнёсся к новому назначению серьёзно и засел за учебники, чтобы стать профессионалом своего дела.
Свои знания ему пришлось применить на практике во время советско-финской войны 1939-1940 годов. Здесь он командовал танковым батальоном и настолько в этом преуспел, что навсегда остался в бронетанковых войсках, хотя прежде долго строил карьеру в пехоте.
Вторжение фашистов Павел Алексеевич встретил в Литве, где занимал должность начальника штаба 3-го механизированного корпуса. Его подразделение приняло участие в тяжёлых оборонительных боях Северо-Западного фронта (генерал-полковник Фёдор Исидорович Кузнецов). В своих мемуарах Ротмистров весьма нелицеприятно отозвался о том хаосе, который сопровождал отступление советских войск, и подчеркнул, что многие ошибочные действия можно было предотвратить.
Первую самостоятельность в роли танкового командира Павлу Алексеевичу довелось проявить в сентябре 1941 года, когда он возглавил 8-ю танковую бригаду 11-й армии Северо-Западного фронта. В жестоких боях под Калининым (ныне Тверь) Ротмистров совершил контратаку и даже ворвался на улицы города, однако силы были слишком неравными, и танкистам пришлось отступить. Позже, во главе всё той же бригады он участвовал в Московской битве и отличился при освобождении города Клина.
Главными битвами своей жизни Ротмистров справедливо считал Сталинград и Курск. Именно здесь ему в полной мере довелось проявить своё дарование. Под Сталинградом Павел Алексеевич участвовал в разгроме генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, который пытался разорвать кольцо окружения немецких войск. В сражении под Прохоровкой 5-я гвардейская танковая армия под командованием генерала-танкиста сыграла ключевую роль в Курской битве, что фактически предопределило исход Великой Отечественной войны. Впрочем, потери также были колоссальными, поэтому Ротмистрову позже пришлось давать отчёт о своих действиях верховному командованию.
Командующий 5-й гвардейской танковой армией маршал бронетанковых войск Павел Алексеевич Ротмистров в освобожденном Витебске. 1944 год
После Курска исход войны уже не был в тумане, однако Красной Армии требовалось не дать фашистам опомниться и восстановить силы. Танкисты нашего героя принимали участие в освобождении Украины и Белоруссии, где оказали огромную помощь наступающей пехоте. 21 февраля 1944 года Павел Алексеевич получил заслуженное звание маршала бронетанковых войск. Тем не менее, конфликт с командующим 3-м Белорусским фронтом Иваном Даниловичем Черняховским, который обвинял Ротмистрова в больших потерях, поставил жирный крест на военной карьере Павла Алексеевича. Он был снят с должности и отправлен в тыл, где служил заместителем командующего бронетанковыми и механизированными войсками РККА. Свою отставку Ротмистров воспринимал крайне болезненно, однако сделать ничего не мог.
Главный маршал бронетанковых войск СССР, Герой Советского Союза Павел Алексеевич Ротмистров. 1966 год. Фото Бориса Кауфмана
После войны Павел Алексеевич преимущественно занимался преподавательской деятельностью. В 1960 году ему было присвоено звание профессора Академии бронетанковых войск, а в 1962 году – звание главного маршала бронетанковых войск. В своих мемуарах он подробно остановился на истории танковых войск в годы Великой Отечественной войны, не умаляя, но и не преувеличивая своих заслуг. Умер Ротмистров в 1982 году, пережив многих своих оппонентов…
Заглавное фото. Командующий 5-й гвардейской танковой армией, генерал-полковник танковых войск Павел Ротмистров у танка Т-34. 1944 г.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев