И при этом все заботы о новорожденном тоже ложились исключительно на женские плечи. «У богатых бабка пребывает иногда дня по три, по четыре после родов, кормясь за их столом. А у бедных ребёнок уже с первого дня совсем предоставляется матери и её уходу, - пишет Семёнова-Тян-Шанская. - Попадает в грязную люльку, где подстилкой ему служит материнская старая грязная понева. Более опрятные матери подкладывают в люльку соломку, которую меняют через день или два. Это, однако, бывает реже: "Хорошо и на поневе полежит, не лучше других. Небось другие не подохли - выросли"».
⠀
С тех пор прошло лет 50-70 и рожали уже наши бабушки: всё реже дома, всё чаще - в больнице, под присмотром врачей и акушерок. Агитационные плакаты тех лет настойчиво рекомендовали отказаться от услуг бабок-повитух и рожать в больнице. Но бывало, что в глухих деревнях женщины по старинке рожали дома.
«Ой-ой, как я рожала! - восклицает 82-летняя Евгения Горбацкая, оба сына которой появились на свет в хате, в деревне Залядынье в Ивановском районе. - Помню, меня схватки начали брать с утра. Как схватит - кажется, уже концы отдаёшь. А потом отпустит. Я ждала до вечера, чтобы все легли спать. Таила в себе, чтобы не беспокоить никого. И вот все легли спать… А я не могу держать, мне уже кричать надо! Одеяло в рот пхаю - и плачу. Мужик встал, свекор встал, куда-то пошёл… И приводит бабку Катерину, повитуху. Моя свекруха была как та Катерина, тоже роды принимала, но у меня она, видно, боялась. А повитуха распорядилась по-своему. Взяла меня и начала водить вокруг стола, что-то про себя читала. Я уже сама не могла идти - меня под ручки держали. Нужно было до каждого уголочка животом дотронуться, чтоб разродиться быстрее. Обвели меня, положили на койку… И я уже быстро родила… Баба-повитуха всем командовала. А потом слышу, говорят свекру: «Принеси секиру и молоток». Надо было дать в руки малому, чтобы хорошим хозяином был. Видите? Нет чтоб для розуму какую книжку дали, абы грамотный был. А то секиру, чтоб плотником! Они были столяры - хай и внук таким будет! Девочкам, может, что-то другое давали. Иголку, нитки, чтобы была мастерица. А потом положили моё дитятко в такое деревянное корытце и отнесли в тёплое место. И снова за меня принялись - послед долго не выходил. Принесли мне бутылку и говорят: дуй! А у меня уже сил нет! Потом послед где-то закапывают…»
⠀
Хорошо, если роды разрешались благополучно - и ребёнок был цел, и мать оставалась здорова. Но тогда, как и сейчас, случалось разное. Например, малыш мог появиться на свет недоношенным. «Ой как я сына спасала! - вспоминает 88-летняя Ольга Агафоновна Козеко. - Родила я сына 23 февраля, а должна была в марте. И как он появился, не сосал цицку. Я даю, а он не тянет, не берёт. И не плакал даже. Я ему носик закрывала и лила в роток молоко. Пришла соседка, говорит: «Надо греть!» А чем? В бутылки налили тёплую воду, обложили его со всех сторон и так три недели грели. И когда он уже «родился», тогда заплакал. Так и выгодовала я его, выхухола. Вышел в люди теперь, трое детей у него...»
Наши предки считали, что ребёнок рождается «сырым», поэтому в некоторых областях страны все новорожденные, а тем более недоношенные младенцы , подвергались «доделыванию», «допусканию»: ребёнка заворачивали в пресное ржаное тесто, привязывали к лопате и сажали в тёплую печь подобно хлебу. Недоношенного или слабого малыша мать «перераживала» - становилась на место происходивших родов и до трёх раз протаскивала ребёнка через ворот своей сорочки сверху вниз. Также больных младенцев протаскивали через дупло, расщепленное дерево и другие отверстия (например, хомут), символизирующие вход в иной мир, куда ребёнок временно возвращался, чтобы вновь родиться.
⠀
В послевоенные годы, как вспоминают женщины, в деревнях беременные или родившие не знали какой-то особой заботы. Женщины даже на последних сроках беременности шли в поле наравне со всеми, иначе было не прокормиться. «И работали, и нагинались… Не береглись. Теперь всё по-другому, больше двух килограммов нельзя поднять. А мы тянули всё… Бывало, в борозде прямо рожали. Работала-работала, взяли роды - ну и родила. В фартух завернула и пошла дальше работать. А когда мою сестру взяло на роды, то её мужик по коню - и мы в больницу её повезли. А дороги то не было, такой был брод, ужасно! Пока ехали, сестра уж родила…» - рассказывала Ольга Агафоновна, подтверждая слова о том, что всякое в те времена бывало.
⠀
Что же касается возрастных рожениц, то пальму первенства в «старейшем» рождении живого ребёнка, зачатого естественным путём и рождённого естественно (то есть без кесарева сечения), одерживает Марина Константиновна Махнина, родившая свою дочь Марию в 1907 году. Из сохранившейся записи в метрической книге Воскресенской церкви села Бонячек Кинешемского уезда Костромской губернии известно, что 23 декабря 1907 года жена отставного штаб-горниста трубача Марина Махнина, римско-католического вероисповедания, родила дочь в возрасте 68 (!) лет. Не знаю, как это возможно, быть может, это была описка, но возраст прописан отчетливо: 68 летъ…
К сожалению, на следующий день мать умерла. Причина была указана - «от воспаления лёгких», но так названа, возможно, послеродовая горячка (сепсис). Муж Марины Константиновны, Василий Алексеевич Махнин, умер в 75 лет от старости ещё до рождения дочери, 10 мая 1907 года, то есть через пару месяцев после зачатия ребёнка. Таким образом, он может быть также одним из старейших отцов.Как рожали наши бабушки и прабабушки.
Комментарии 4
.Моя бабушка 1884г.р. вышла замуж в 26лет,деду42года.Рожала 12раз,выжили 6 детей.Двое сыновей погибли в 1943г.Бабушка прожила 102года.Самая младшая дочь (моя тетя)жива,ей 95 лет.Живем на Кубани.Всем добра!!!
Я и лошадь,я и бык!
Я и баба,и мужик!
Иначе не скажешь!