Символом французского танкостроения 30-х годов стал тяжёлый танк Char B1, с которым часто связывают генерала де Голля. 36-тонный танк, действительно, оказался лучшим образцом бронетанковой техники Франции во время боёв мая-июня 1940 года. Танк этот хорошо проявил себя во многом благодаря толстой броне, притом что сама концепция Char B1 безнадёжно устарела.
Что интересно, крупносерийное производство Char B1 могло и не состояться, поскольку в первой половине 30-х годов французские военные всерьёз рассматривали в качестве основного другой танк – с таким же вооружением, такой же бронёй, но более чем в 1,5 раза более лёгкий. Им был Renault D2, на котором, собственно говоря, полковник де Голль и служил.
О том, что танк Renault D1 не совсем соответствует их запросам, французские военные задумались ещё в январе 1930 года. Одним из инициаторов пересмотра требований, предъявляемых к танкам, выступил капитан Дейга (F. J. Deygas), видный теоретик и один из руководителей Технического отдела пехоты. Одной из основных претензий, выдвигаемой капитаном, стало недостаточное бронирование D1. Отчасти претензии были справедливыми, поскольку с D1 сложилась анекдотичная ситуация, когда толщина брони башни оказалась на 10 мм больше толщины корпуса.
Опасения капитана Дейга основывались на том, что для 25-мм пушки, которую французы как раз начали разрабатывать в начале 30-х, броня толщиной 30 мм не являлась проблемой. Дальнейшие размышления приводили французских военных к мысли, что не одни они такие умные, и вскоре противотанковое вооружение аналогичного типа появится и в других странах.
Спецификацию на улучшенный D1 фирма Renault получила в мае 1930 года. Согласно ей, требовался танк, подобный D1, но с увеличенной с 30 до 40 мм толщиной брони. Из-за утолщения брони ожидаемая боевая масса возрастала до 16 тонн, но при этом ожидалось, что в дальнейшем она может вырасти и до 20 тонн. Экипаж и вооружение оставались такими же, что и у D1.
Будущему танку, получившему в Renault внутреннее обозначение Renault UZ, не повезло с самого начала. Первым препятствием на его пути оказался финансовый кризис, разразившийся в 1929 году. Начался он в США, но отразился на экономике всего мира. Не стала исключением и Франция. В 1930 году финансирование французской армии резко сократилось, что ударило и по программе Renault UZ. Контракт на разработку и изготовление опытных образцов танка был подписан только в декабре 1931 года, спустя более чем полтора года после создания спецификации. Первый опытный образец Renault D2 был построен в апреле 1932 года, причём на испытания его прислали без башни. Экономия…
Комментарии 1