К 6 часам утра, ведя бои, группа вышла к северо-восточной окраине деревни Удриа. Там она была встречена примерно ротой пехоты противника с крупнокалиберными пулемётами и пушками. Командир группы принял решение отходить влево, к железной дороге. Там десантники также встретили серьёзное сопротивление. Около 10 часов утра им удалось уйти вправо, в район Мезиталу-Сюрятсе, где морские пехотинцы заняли круговую оборону. Здесь они продержались до вечера, отбиваясь от мелких групп противника.
Любимов со своими людьми попытался прорваться на соединение с 3-й ротой, которая, как тогда казалось уцелевшим, вела бой в районе Кивисаре-Пухкова (там слышались стрельба и крики «Ура!»). За первый день боёв, 14 февраля, группа потеряла 40 бойцов, был тяжело ранен и её командир. С 15 февраля группа скрывалась в лесу восточнее Репнику-Асула, где провела двое суток, ведя непрерывные бои с противником.
К ночи на 18 февраля с командиром группы осталось всего 8 краснофлотцев. Проведя ещё два дня в лесу, в ночь на 20 февраля они стали прорываться через шоссе к линии фронта. К нашим войскам из них вышли всего трое. Это были сам А. М. Любимов, Г. В. Семёнкин и И. В. Метеуш. Обнаружили их разведчики 80-й стрелковой дивизии.
О действиях второй группы десанта известно следующее. Группа имела в своём составе до 110 человек, в том числе самого командира десанта С. П. Маслова, его начальника штаба и одного из командиров рот. Рация у них тоже не работала. Выйдя на шоссе у Мерекюля, десантники уничтожили группу автомашин, повредили линии связи и начали поджигать дома в самой деревне. Организованного сопротивления противник не оказывал, ведя огонь лишь из пулемётов, установленных в домах. Против десантников действовали одиночные стрелки и небольшие группы из двух-трёх человек.
Отряд Маслова шёл без боя по шоссе до леса с отдельными домиками, где встретил проволочное заграждение, огневые точки и одно орудие, преграждавшие путь. Уничтожив несколько пулемётных точек, группа уклонилась от боя, свернула влево, пересекла железную дорогу и к 10 часам утра 14 февраля заняла круговую оборону в районе Пухково-Сооярве. К этому времени в группе оставалось около 70 человек с одним ручным пулемётом.
До начала сумерек группа, неся большие потери, вела бой с противником. В 19 часов немцы перешли в решительную атаку с танками и пушками, но и она была отбита. Поставив дымовую завесу, немцы снова атаковали группу десанта. В ходе боя трижды был ранен помощник командира батальона, ранен заместитель командира батальона, погиб командир взвода Сёмин.
Из состава группы Маслова к своим вышел лишь один человек, старший лейтенант В. С. Ильяшенко.
О действия третьей группы десанта у Мерекюля было известно меньше всего. В том месте, где она должна была находиться, слышалась стрельба. Это всё, что было известно о ней во время войны. Уже позже стало известно, что всего выйти к нашим частям смогли шестеро десантников.
А тем временем штаб адмирала Г. В. Жукова готовил отчёт о проведенной операции. Выводы штаба Островной военно-морской базы были краткими: командир десанта не смог его объединить после высадки, десант успешно выполнял свою задачу и действовал он шесть дней. Последнее утверждение подверглось критике уже во время войны. Например, штаб КБФ считал, что реально десант действовал всего сутки, после чего от него остались только мелкие группы, а большинство десантников погибло. При этом признавалось, что отряд корабельной поддержки своей задачи не выполнил.
В послевоенное время действия десантников у Мерекюля обросли многочисленными подробностями. Первое подробное описание этого десанта, основанное на документах, дал В. И. Дмитриев. Десанту была посвящена и небольшая книга В. И. Гринкевича, автор которой опросил выживших десантников. Такую же работу провели и сотрудники Нарвского музея Е. П. Кривошеев и Н. Ф. Костин. В их работах действия десантников предстали в виде картины массового героизма.
Каких-либо попыток проанализировать, что же в действительности произошло у Мерекюля, и кто вообще несёт ответственность за случившееся, не было. Зато появилась информация о некоем уничтоженном немецком штабе. Сложно обвинять авторов в таком подходе к своим исследованиям. Они не могли поступать иначе, ведь в противном случае в то время их работы, скорее всего, просто не были бы опубликованы.
Что известно о десанте у Мерекюля из немецких источников? Описание боя оставил Вильгельм Тике, автор истории 3-го танкового корпуса СС. Также информация о событиях у Мерекюля встречается в документах LIV армейского корпуса и армейской группы «Нарва».
Из истории 3-го танкового корпуса известно, что атака десантников утром 14 февраля смяла 3-ю роту батальона «Хоншильда». При расследовании причин того, почему советский десант высадился без серьёзного сопротивления, выяснилось, что два имевшихся здесь у немцев пулемёта отказали в самый критический момент. В самом штабе боевой группы «Берег» слышалась стрельба. Первыми на берег были отправлены от 50 до 70 человек из охраны штаба боевой группы, которые присоединились к солдатам батальона береговой обороны. В дальнейшем наши десантники смогли окружить штаб боевой группы «Берлин» (227-й дивизии). Вильгельм Тике, описывая бой, говорит, что под немецким огнём погибли сотни десантников, пытавшихся штурмовать береговую батарею. Это не так. Несколько иначе и точнее высадка описывается в документах.
Комментарии 1