Его называли патриархом русского театра, великим творцом, камертоном эпохи, выдающимся мастером русской сцены. И он служил ей до последних дней. Считая, что не имеет права все бросить, сказать: «Я устал». И пожить наконец для себя. Хотя уже подготовил молодого режиссёра на своё место.
18 июня 2025 года Юрию Соломину могло бы исполниться 90 лет.
В Малом театре за ним сохранили должность художественного руководителя, открыли мемориальный кабинет, куда можно попасть в рамках экскурсии «Малый театр. Мой дом — моя судьба». А в день рождения актёра и режиссёра на Цветном бульваре заработала выставка «И это все о нём», на которой представлены 32 стенда с материалами из музейных фондов Малого театра.
Сюда, на Театральный проезд в самом центре Москвы, Юрий Соломин пришёл сразу после училища в 1957-м. Сюда же собирался, едва выйдя из больницы в январе прошлого года. Но не доехал.
В театральном мире его порой считали консерватором, потому что в театре, которым он руководил много лет, ставят только классику.
«Кто-то называет нас "музеем", – объяснял он. – Но разве музей – это плохо? Музей – это хорошо!.. Неглупые родители водят детей сюда, чтобы посмотреть Островского, Пушкина, Лермонтова в оригинале, а не в "придумке" какого-то человека под названием "режиссёр". Ведь этими "придумками" идет развращение публики. Я и наше поколение артистов воспитаны поколениями "великих стариков". По возможности, я пытаюсь делать так же, как помогали мне в свое время».
Последние пять лет ему было тяжело. И очень одиноко. В 2019-м ушла из жизни Ольга Николаевна — жена Юрия Мефодьевича, которая была с ним со студенческих времен (поженились в год выпуска из училища) — и в «Щепке», и в театре, и дома. Они давно стали одним целым. И теперь, без неё, Соломин был не просто как без рук. Словно без воздуха.
«Он очень тяжело переживал, — делилась со мной дочь актёра Дарья. — Мама долго болела, лежала в больнице. Там и умерла».
Организм Соломина стал «сбоить», посыпались болячки, подводила память, после ковида руки потеряли чувствительность — он даже не мог застегнуть рубашку. Оставлять его одного было уже нельзя. Требовался постоянный уход. «Тяжело было наблюдать процесс угасания. Папа всё больше старел».
Дарья переехала вместе с собаками в родительскую квартиру и была с отцом 24 часа в сутки: одевала, отправляла в театр, когда возвращался, кормила и укладывала спать, не забывая делать процедуры, в том числе, закапывать в глаза. Есть ему можно было только диетическое, горстями пить таблетки. И вот против этого актёр пытался бунтовать: «Зачем так много?» Лечиться не отказывался. Но...
На глазах Дарьи у Юрия Мефодьевича случился ишемический инсульт. Каждый день в течение двух месяцев дочь и внучка ездили к нему в больницу. За два месяца в Боткинской Соломин трижды попадал в реанимацию. И трижды его вытаскивали с того света.
«Он очень хотел домой, — рассказывала Дарья. — А когда вернулся, расслабился, и через два дня легко и спокойно ушёл, держа меня за руку. Будто для этого только и рвался из больницы».
Рвался он и в театр. Его ждали коллеги, зрители. Все жили надеждой, каждый день ожидая сводки о состоянии здоровья Юрия Соломина. Да и сам он держал руку на пульсе, не упуская из вида дела в родном театре. А как иначе, если в 2019-м Министерство культуры продлило с ним, 84-летним, контракт?!
Не всем, конечно, нравилось, что по Уставу Малого театра худрука выбирает коллектив, звучали предложения изменить документ. «Желающих дать под зад коленкой всегда хватало. Но под зад коленкой в Малом театре не получится, никто тут зад не подставит», — жестко говорил интеллигентный Соломин.
Сын музыкальных педагогов, с детства выходивший на сцену читинского Дворца пионеров, Юрий Соломин и роли выбирал для себя... правильные. Сложно вспомнить его в образе отрицательного персонажа. Напротив, говоришь — Соломин — и перед глазами встают Владимир Арсеньев из оскароносного «Дерсу Узала» Акиры Куросавы, с которым актёра связали годы дружбы; капитан Кольцов из «Адъютанта его превосходительства», принесший ему бешеную славу всесоюзного масштаба; «Летучая мышь», где Юрий блистал на пару с братом Виталием. А ещё были «Блокада», «ТАСС уполномочен заявить...», «Обыкновенное чудо». Даром что сам Юрий Мефодьевич больше ценил свою работу в фильмах «И был вечер, и было утро...» Алексея Салтыкова и «Сильные духом» Виктора Георгиева.
В советские годы популярность Соломина зашкаливала. Не помогали ни тёмные очки, ни кепки. Он не мог передвигаться по улице, ездить в автобусах. Первая машина, которую актёр купил довольно поздно, стала спасением. Только там и получалось скрываться.
Дочь актёра рассказывала: «Слава была такая, что ему не давали ни поесть, ни шагу ступить. Тут же обступали толпы поклонников, просили сфотографироваться. А он никому не мог отказать». То же самое творилось после спектаклей — зрители ждали любимца у шестого подъезда, заваливали цветами. Супруга даже ворчала: «Надоели эти охапки!» А Соломин очень ценил поклонников, старался отвечать на письма. И до конца дней хранил, например, карандашный рисунок школьницы, изобразившей актёра в роли адъютанта Кольцова.
В ресторан Юрия Мефодьевича можно было вытащить лишь на день рождения жены Ольги Николаевны. В последние годы семья уже собиралась только узким кругом. Столик просили где-нибудь подальше, в уголке. И всё равно люди узнавали.
Это при том, что ролей на экране у Юрия Соломина могло быть больше, а кинокарьера — ярче. Но когда коллектив Малого выбрал его худруком, от многих предложений актёр вынужден был отказываться. Потому что руководил, выходил на сцену, ставил спектакли, снимал фильмы, с 24 лет преподавал в родной «Щепке». Главное — сохранял и сохранил традиции Русского театра. Каждый сезон Малого и сегодня открывается великой гоголевской фразой: «К нам едет ревизор!»
«Глыба», «величайший артист», никогда в жизни Соломин не вёл себя, как звезда. И близкие, и коллеги отмечают, что Юрий Мефодьевич был очень простым человеком. И относился ко всему просто, без капризов. Очень любил свой домик в Валентиновке, собак кошек, которых сам приезжал кормить: резал колбаску, гладил, разговаривал с ними. «Они ведь очень скучают», — признавался он. Хотя понятно было, что больше всего скучает сам.
Какие там модные райдеры?! Когда сотрудники театра приходили к нему в кабинет, он выслушивал каждого не как начальник, а как человек. Интересовался домашними делами, здоровьем близких. Помогал деньгами, лечением. Ходил, просил, договаривался. И обязательно всем посетителям предлагал сначала выпить чаю. Не формально, а от души.
Артист, Талант, Личность, Соломин был одним из тех, с чьей потерей невозможно смириться. В русской культуре незаменимые есть. Когда этот мир покинули Ефремов, Любимов, Волчек, Захаров, Табаков, Соломин, это стало очевидно. Поколение Личностей практически ушло.
Они были разными. Но для всех было важно одно: приходить в Театр, как в Храм. Не работать, а служить. И оставаться верными сцене до последнего вздоха. На таких людях держался русский театр. Благодаря им он дышал, жил, развивался. Хотя и проблем в коллективах хватало, и исторических катаклизмов. Спектакли зарубали до премьеры или снимали из репертуара позже, деятелей искусства ругали почем зря. И личные неурядицы у всех были. Тем не менее такие личности, как Юрий Соломин, сохранили русский театр.
В память о выдающемся актере, театральном режиссере и педагоге телеканал "Россия-Культура" подготовил специальную программу.
Выставка «И это всё о нём», посвящённая 90-летию со дня рождения народного артиста СССР Юрия Соломина, откроется на Цветном бульваре 18 июня.
Когда работают артисты, то бьется сердце живое, и оно, естественно, как-то передается на экран и в зал. Интонацией, взглядом. Этого никогда не достичь компьютерными технологиями. На сцене всегда надо оставлять кусочек своего сердца.
Юрий Соломин
Родился 18 июня 1935 года в Чите.
Русский актёр театра и кино, режиссёр.
Заслуженный артист РСФСР (2.09.1971).
Народный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист СССР (9.02.1988).
Народный артист Кыргызстана (1996).
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.
Вырос в семье профессиональных музыкантов, старший брат актёра Виталия Соломина (1941-2002).
В 1957 году, по окончании Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина (курс В.Н. Пашенной), был принят в Малый театр.
Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара. Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В 1966 году в спектакле Игоря Ильинского "Ревизор" Н.В. Гоголя Соломин сыграл Хлестакова — юного, лёгкого, порхающего.
В 1970 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", приобрёл всесоюзную известность.
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" (1975) сделала актёра известным мировому кинематографу.
1970-е годы — начало периода творческой зрелости актёра. В ролях классического русского репертуара проявились склонность актёра к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента.
Неслучайно критика часто называет Соломина «чеховским актёром Малого театра», отмечает особую «русскую национальную трогательность» актёра, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней.
В 2000 году в "Горе от ума" А.С. Грибоедова Соломин сыграл Фамусова, обнаружив блестящие комедийные возможности, склонность к яркой характерности и вписав эту роль в число выдающихся своих сценических созданий.
Оставаясь ведущим актёром, выступает и как режиссёр.
Не менее известен Соломин как актёр кино. Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов ("Сердце матери", 1965), майор Геттель ("Сильные духом", 1967), Телегин (телефильм "Хождение по мукам", 1977), майор Звягинцев ("Блокада", 1975–1978), Трактирщик и Генрих Айзенштайн (телефильмы "Обыкновенное чудо" и "Летучая мышь", оба — 1979), Владимир Александрович ("Свет в окне", 1980), Славин ("ТАСС уполномочен заявить…", 1984).
Ю.М. Соломин выступал и как кинорежиссёр. Им сняты телефильмы "Скандальное происшествие в Брикмилле" (1981), "Берег его жизни" (1985), "В начале было Слово" (1992).
Получивший прекрасную школу русского реалистического искусства, ученик Пашенной, Соломин с 1961 года преподаёт в училище имени М.С. Щепкина. Руководитель курса, профессор (1986).
Занимал пост министра культуры Российской Федерации (1990-1992). Член КПСС с 1966 года.
В 1998 году был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
Президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР).
Академик Международной академии творчества.
Почётный член Российской академии художеств.
Член-корреспондент Российской академии образования (1992).
Почётный профессор МГУ (2012).
В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 — «Юрий Соломин» (2001).


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев