Почему Ж/Д колея в России шире, чем в Европе. Дело не в том, что "враг не проедет". Вы удивитесь!
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке. Ставьте КЛАСС статье и рекомендуем вступить в группу, чтобы не пропустить свежие и интересные публикации и поддержать нашу железную дорогу
Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Как известно, ширина железнодорожной колеи в России, на текущий момент, составляет 1520 миллиметров, в Советском Союзе, до перешивки в 60-70х годах - 1524 миллиметра, а первая в Российской империи, Царскосельская железная дорога имела ширину колеи так и вообще 1829 миллиметров. Суть в том, что никогда ширина колеи на российских железных дорогах не совпадала с европейской, которая равна 1435 миллиметров.
Спрашивается, почему тогда не сделали «унифицированную» ширину колеи, чтобы сделать международные грузовые и пассажирские перевозки проще и выгоднее? По интернету уже давно гуляет версия, что сделали ширину колеи шире для того, чтобы потенциальный враг не смог проехать по нашим железным дорогам. Смысл в этом, конечно есть, но есть нюанс, о котором я поведаю далее.
Есть ещё похожая версия, мол «купеческое лобби» в те времена совсем не хотело видеть приток иностранных товаров, который бы обеспечивался за счёт легкости доставки по железной дороге, а потому царя убедили в том, что колею то надо пошире сделать. Но, как вы понимаете, с вероятностью 99% - это просто очередная красивая байка.
Что не так с версией про «враг не проедет»?
Дело в том, что во времена, когда в Российской империи строились первые «серьёзные» железные дороги (Варшаво-Венская, а также Санкт-Петербурго-Московская - позже Николаевская, а ныне Октябрьская), железных дорог в Европе было настолько мало, что о военном вопросе просто не думали.
То есть, железные дороги в то время, как виделось правительству, не играли важной роли в военной логистике. Да, позже, в XX веке, во время Великой Отечественной войны, нам очень повезло, что ширина колеи на наших железных дорогах отличалась от европейской, тем не менее, причина всё же кроется в другом.
Когда дело подошло к строительству железной дороги между Петербургом и Москвой, российские, а также приглашенные иностранные инженеры, до этого изучавшие мировой опыт строительства стальных магистралей, пришли к выводу, что по климатическим соображениям, необходимо было делать более широкую колею, нежели в Европе.
Широкая колея гарантировала большую устойчивость состава при движении, а значит и более высокий уровень безопасности движения, и более того - позволяла повысить скорость движения поездов. Помимо этого, дополнительным выигрышем при выборе более широкой колеи стала большая грузоподъёмность вагонов, а значит и возможность перевести больше груза как бы за один раз.
Кстати «климатические соображения» также подтверждаются и тем, что вторая по счёту дорога в РИ - Варшаво-Венская была построена с шириной колеи 1435 миллиметров, а вот уже «первая настоящая русская железная дорога» - Петербурго-Московская» с шириной колеи 1524 миллиметра.
Также немаловажную роль сыграл и Павел Петрович Мельников - инженер путей сообщения, а также первый министр путей сообщения Российской империи, который перед строительством железной дороги, в 1939 году, был командирован в Западную Европу изучать железнодорожное дело, позже скажет, что «европейский опыт нам не подходит». #ржд#железнодорожный#ждбилеты#россия
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке. Ставьте КЛАСС статье и рекомендуем вступайте в группу, чтобы не пропустить свежие и интересные публикации и поддержать нашу железную дорогу
В подшивке газеты ищите и есть российский журнал гудок.и есть исторический экскурс Гапеев автор история Беларуский железной дороги это начальник нашей дороги автор был
Вы во ще почитайте как отправляли поезда до появления электронной централизации жезоовая система там ещё интереснее .и как снимали на ходу и жезл с стойки и документы там ещё интереснее.
Ну мне это наверное очень сложно будет читать! Я не сильно разбираюсь в названиях по железякам. Что такое поршень коленвал я конечно знаю, но на большее мой мозг не потянет!
Мне инженеры железнодорожники , ещё при СССР были , говорили - ширина это стратегическая причина !!! В 1976 году технику с нашего эшелона перегружали на чехословацкий эшелон и наоборот !!! В припограничной станции Чоп , на Украине !!!
При поездке в пассажирском вагоне по железной дороге СССР маленькие дети свободно бегали по вагону. После замены колесных пар и движению по польским железным дорогам. свободное перемещение детей по вагону становилось опасным.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 68