
Загадка страданий — одна из неразрешимых тайн.
И многие богословы, проповедники,
да и светские философы сплошь и рядом пытаются подойти к ее решению с позиций логики,
словно она — математическая задача. Пытаются дать исчерпывающие ответы, объясняющие
причину страданий и бедствий в жизни людей в целом и христиан в частности. И основной
вопрос: «Почему? Почему, Господи, это происходит?»
Как правило, когда в жизнь христианина приходят бедствия, скорби или страдания,
окружающие пытаются хоть чуть–чуть утешить, хоть как–то прояснить то, что происходит.
В большинстве случаев мы можем видеть следующие варианты поведения окружающих:

1. Страдающему советуют поразмышлять о том, чему Бог пытается научить. «Видимо,
что-то в твоей жизни Богу не угодно, — говорят такому человеку. — Ты в чем-то отошел от
Его воли. Такие болезни или бедствия просто так не случаются! Бог использует внешние
обстоятельства, чтобы предостеречь нас или наказать. Что Он тебе говорит через это?»

2. Страдающего пытаются ободрить и побудить не обращать внимание на трудности, а
сосредоточиться на прославлении. Они предполагают, что страдания можно победить
веселием и радостью, сосредоточившись только на позитивном, цитируя тексты Писания,
типа: «да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы» (Пс 97:8). Слова ободрения звучат
примерно так: «Не переживай! Скажи себе, что такова Божья воля и что я славлю Его за то,
что Он позволяет пройти через эти испытания. Не сказано ли: «За все благодарите: ибо
такова о вас воля Божия»? (1 Фес 5:18)».

3. Страдающего, особенно того, кто сильно болеет, убеждают, что это все происки сил
зла: «Болезнь не может быть Божьей волей! Разве ты не читала Библию? Это дьявол! Это он
рыщет как рыкающий лев, ища кого проглотить, а Бог исцеляет. Однако тебе недостает веры,
чтобы обрести исцеление! Помни, что вера движет горами. Она может сдвинуть и твою
болезнь. Главное, произнеси с верой Божье обетование и провозглашай победу!»

4. Страдающего убеждают, что это крест Христов и это страдания ради Христа, за
которые в итоге Бог особенно вознаградит, если человек будет сохранять бодрый дух и
станет примером безропотного прохождения всех этих бед.
Неправильно будет говорить, что все приведенные выше слова являются неверными. Нет. Но
и нельзя сказать, что они подходят для всех случаев страданий. Как же тогда быть и что
делать?
Прежде всего следует отметить, что в категорию страданий ради Христа, которые можно
описать термином «крест Христов», входят только гонения и страдания, связанные с верой в
Бога и христианским образом жизни, которые не приемлет этот мир и за которые,
собственно, он и гонит христиан, подвергая их скорбям. В эту категорию не входят болезни,
скорби и беды, которые происходят как в жизни верующих, так в жизни и неверующих
людей. Скорби и гонения за Христа вполне понятны и объяснимы.
Мы говорим в целом о вопросе страданий в жизни человека. Почему они происходят и в
жизни верующих людей?

Следует отметить, что такого рода человеческие страдания — это результат действия
двух сил, вложенных Богом в Его творение: законы природы и свободная человеческая
воля.
Сами по себе они хороши, но, сделав эти две силы неодолимыми, Бог не запретил ими
злоупотреблять.
Возьмем, например, дерево. Деревья плодоносят, дают тень и служат жилищем для
некоторых птиц и животных. Срубленное дерево имеет не меньшую ценность: дровами все
еще во многих местах отапливают жилище, из древесины делают дома и мебель. Прочность
дерева, его твердость и возможность горения являются теми свойствами древесины, которые
позволяют людям использовать ее с большой пользой. Но на земле, где обитают люди со
свободной волей, полезные свойства древесины можно обратить во зло. Свободный человек
способен взять корягу и, благо она твердая, ударить по голове другому человеку. С одной
стороны, Бог мог бы всякий раз вмешиваться в ход событий и изменять свойства древесины,
делая ее то мягкой и упругой, как губка, чтобы она отскакивала от головы, не причиняя
вреда, то снова твердой. Но Бог так не поступает. Он запустил в действие законы природы,
которые неизменны. А человек волен обратить их во благо или зло, воспользовавшись своей
свободой.
Можно до бесконечности спорить о том, можно ли было устроить наш мир по–другому.
Например, сделать так, чтобы было поменьше вирусов и бактерий. Но никто не способен
ответить на эти вопросы. Мы даже не знаем, как вирусы попали в наш мир. (Их создал Бог?
Или вредоносные вирусы — следствие грехопадения, результат вмешательства сатаны,
продукт молекулярно–биологических процессов?)
Любые рассуждения бессмысленны, если вспомнить, как на вопрос о том, является ли наша
земля лучшим местом для человека, отвечает Сам Бог. Он однозначно говорит: «НЕТ!»
Вот что говорит об этом апостол Павел: «Ибо тварь с надеждою ожидает откровения
сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего
ее… Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-20; 22).
Злоупотребление свободой привело к тому, что боль и страдания на земле умножились.
Когда первые люди нарушили волю Бога, их мир был испорчен навеки. Как признает
апостол Павел, после грехопадения страдание окутало всю Землю и всех ее обитателей. Вот
почему, говоря о несправедливости земных страданий, нужно начинать с того, что Бог и Сам
не рад тому, какой стала Земля. Все библейское повествование — от Бытия до Откровения
— это рассказ о том, как Бог возвращает Своему творению утраченное совершенство. В
начале и в конце Библии мы видим одну и ту же картину: рай, река, сияющая слава Бога и
древо жизни. А история человечества втиснута где–то между началом Бытия и концом
Откровения и являет собой борьбу за возвращение утраченного.
Поэтому судить о Боге по нынешнему состоянию мира — это глубочайшая ошибка. Библия
не оставляет сомнений: Бог крайне недоволен нынешним состоянием творения в целом и
человека в частности.
Ветхий Завет, например, не единожды рассказывает о том, как Бог сверхъестественным
образом вмешивается в ход истории, чтобы наказать зло. Взять хотя бы историю десяти
египетских казней! Есть и другие подобные примеры.

Если рассматривать Писание, то можно сделать несколько выводов относительно
происхождения страданий и бед. Исходя из написанного в Ветхом Завете можно сделать
два вывода:

1. Многие тексты Ветхого Завета предупреждают о плачевных последствиях, к
которым могут привести конкретные неправильные действия человека. В большинстве
книг Библии мы видим принцип: «неправедные деяния приводят к серьезным
последствиям». Например, Притчи предупреждают: «Леность погружает в сонливость, и
нерадивая душа будет терпеть голод» (Пр. 19:15). Честность, справедливость, милосердие
приносят добрые плоды, а обман, несправедливость, жадность порождают ответное зло.

2. Некоторые тексты Ветхого Завета говорят о том, что Бог посылает людям бедствия в
наказание за их злые дела. В книгах пророков есть множество предупреждений о грядущем
суде. Но обратите внимание: словам о неизбежной расплате всегда предшествует
предостережение. Пророки — Амос и Иеремия, Исайя и Аввакум, Осия и Иезекииль —
перечисляют множество пороков и грехов, которые влекут за собой наказание. Но в почти в
каждом случае пророки оставляют надежду: Бог смилуется, если человек раскается в своих
грехах и вернется к Богу Но если народ будет упорствовать, Бог накажет. В подобных
случаях наказание явно приходит от Бога, но оно никогда не бывает вызвано прихотью Бога,
никогда не бывает несправедливым.
Вернемся к первому выводу, который гласит: определенные действия приводят к плачевным
последствиям. Этот принцип в полной мере действует и в настоящее время. Водитель,
превышающий скорость на мокром шоссе, сам ставит себя под удар. Но Библия говорит не
только о влиянии физических действий, но и указывает, что каждый наш поступок имеет и
нравственный аспект: творимое нами добро и зло сказывается на нашем здоровье и оставляет
след в нашей жизни. Современные аналоги древних пороков — курение, аморальный образ
жизни, производство и употребление наркотиков, загрязнение окружающей среды,
обжорство — напрямую ведут к серьезным последствиям. Выявленные закономерности
стали предметом широкого обсуждения. Законы, заложенные при сотворении мира,
одинаковы и для христиан, и для неверующих.
А что сказать о втором выводе: вмешивается ли Бог непосредственно в жизнь людей,
наказывая их за неправедные поступки? Очень часто и иногда необдуманно современные
христиане ссылаются на этот принцип. Навещая больного, они приносят в подарок чувство
вины («Должно быть, ты чем–то заслужил такое наказание») или обвинение («Ты, наверное,
мало молилась или молился»). Заметьте: существует огромная разница между теми
несчастьями, которые сваливаются на нас — травмы, заболевания или автокатастрофы, и
теми страданиями, которые Бог посылал в наказание в ветхозаветные времена. Каждое
Божье наказание следовало лишь после однозначного предупреждения — ты творишь зло.
Общеизвестно: чтобы наказание было эффективным, оно должно быть четко связано с
проступком. Мало пользы, если родители будут время от времени подходить к ребенку и
награждать его шлепком или подзатыльником. При таком подходе из ребенка вырастет
неврастеник, а не ответственный и разумный человек. Израильский народ прекрасно
понимал, за что терпел наказания — пророки его детально предупреждали. Египетский
фараон точно знал, за что на его землю обрушились десять казней: Бог предрек бедствия,
указал их причины и объяснил, как можно предотвратить наказание. Библейские примеры
бедствий, которые являются Божьей карой, укладываются в одну схему: беды постигают
людей после многочисленных предостережений. Всем все понятно и никто не мучается
вопросом: «Почему?»
Так ли происходит сегодня с большинством людей? Получаем ли мы перед всяким
бедствием прямое предупреждение от Бога о грядущей катастрофе? А когда беда приходит,
сопровождается ли она исчерпывающими объяснениями? Если нет, то мы должны задаться
вопросом: правда ли, что мое несчастье — болезнь или автокатастрофа — это Божье
наказание? Если страдания действительно являются наказанием, то кого и за что наказывает
Бог? Болезни и бедствия поражают людей произвольно, вне зависимости от их пороков или
добродетелей. Честно говоря, я считаю: если Бог не дает конкретного откровения, то
следует поискать другую причину случившегося. В Библии есть места, в которых
говорится о людских страданиях, никак не являющихся Божьей карой.
Нет комментариев