Лук. 22:13-20 «Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час,
Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху
прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не
совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и
разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного,
доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря:
сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и
чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас
проливается».
1Кор. 5:7 «…ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ».
📍 Смысл Cедера для евреев – вспомнить события, связанные с исходом из Египта, когда
Господь дал им избавление от рабства, совершил суд над богами Египта и теми, кто
поклонялся им, при этом Господь с судом прошел мимо (отсюда слово ПЕЙСАХ – пройти
мимо) домов евреев, благодаря тому, что по слову Бога перекладины и косяки дверей были
помазаны кровью жертвенного агнца. И в итоге Господь ввел их в обетованную землю,
сделав их Своим народом, дав им закон и заключив с ними завет. Сам Седер не описан в
Библии, так как эта традиция появилась в период рассеянья, когда не было возможности
собраться в храме на пасхальную вечерю, когда закалался агнец и съедался в память об
освобождении и искуплении. И хотя традиция не была описана в Писании, тем не менее
Иисус ее исполнил, видя в этом правильное действие, но при этом Он придал Седеру особый
смысл, указывая на то, что все эти действия будут говорить и напоминать о Нем. В итоге
Седер стал тем, что христиане называют «тайной вечерей», на которой Христос установил
Новый Завет и повелел совершать это в Его воспоминание, пока Он не придет вновь на
Землю за Своей Церковью. Поэтому мы, как христиан, не просто совершаем еврейский
Пасхальный Седер, а совершаем вечерю (причастие, евхаристию), посвященную
вспоминанию Христа и того, что Он для нас совершил.
📍 События последнего Пасхального Седера Христа с Его учениками
Самой распространенной ошибкой многих христиан является непонимание разницы между
празднованием Пейсаха, описанным в 12 главе книги Исход и Пасхальным Седером,
который в Торе вообще не упоминается, а является традицией. Дело в том, что оба этих
ритуала в тексте Евангелий называются одним арамейским словом Пасха, записанным
греческими буквами. Так в Евангелии от Иоанна 18:28 говорится о том, что
первосвященники привели Иисуса к Пилату, но «не вошли в преторию, чтобы не
оскверниться, но чтобы можно было есть пасху». С другой стороны в Евангелиях от Матфея,
Марка и Луки говориться о том, что ученики Иисуса спрашивают Его «где хочешь есть
пасху? мы пойдем и приготовим» (Марка 14:12). На примере этих двух текстов становится
видна одна из самых главных проблем Евангельской хронологии. Не разобравшись в разнице
между Пасхальным ритуалом, описанным в книге Исход, 12 глава и Седером, можно прийти
к выводу, что Евангелие от Иоанна противоречит Синоптическим Евангелиям. Иоанн
говорит о том, что на момент, когда Иисуса привели к Пилату, Пасхальный агнец еще не был
заклан, а другие евангелисты в один голос утверждают, что Иисус с учениками уже съели
Пасху. Абсолютно очевидным является тот факт, что Евангелие от Иоанна говорит о
Пасхальном Агнце, который должен был быть заклан 14-го Нисана. Если это так, и при этом
Иисус уже арестован и находится у Пилата в претории, то что тогда ел Иисус с учениками в
верхней горнице? Могли ученики есть пасхального агнца до того, как пасхальная жертва
была принесена в храме?
Все эти вопросы подтверждают тот факт, что во времена Второго Храма пасхальная
традиция отличалась от ритуала, который был описан в книге Исход. Дело в том, что только
единожды в истории Ангел Губитель прошел по земле Египетской. А потому только один
раз кровь на косяках дверей домов спасла жизнь первенцев. А потому в Торе нет заповеди, в
которой бы содержалось требование продолжать совершать ритуал заклания агнца и
помазания косяков дверей. Более того, в 13-й главе книги Исход конкретно говорится о том,
что в память об убитых первенцах необходимо было посвящать Господу всех первородных.
Что же касается Пасхального агнца, который на Иврите называется Пейсах Ла-Адонай
(Пасха Господня), то в книге Второзаконие заповедь модифицируется: «Наблюдай месяц
Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя
Господь, Бог твой, из Египта ночью. И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и
крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его... Не
можешь ты заколать Пасху в котором-нибудь из жилищ твоих, которые Господь, Бог
твой, даст тебе; но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы
пребывало там имя Его, заколай Пасху вечером при захождении солнца, в то самое время, в
которое ты вышел из Египта; и испеки и съешь на том месте, которое изберет Господь,
Бог твой, а на другой день можешь возвратиться и войти в шатры твои» (Втор. 16:1-7).
На основании этого отрывка становится понятным, что ученики никаким образом не могли
заколоть Пасхального агнца в верхней горнице и тем более не мазали косяки дверей кровью.
На основании вышесказанного очевидно, что слова о приготовлении Пасхи, записанные в
Евангелии от Марка 14:12-16 явно не говорят о намерении Иисуса принять участие в
церемонии заклания Пасхального агнца в Храме и потом есть его на храмовой горе.
Удивительно, что Евангелие от Луки, описывает смерть Иисуса на Голгофе буквально по
часам: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
и померкло солнце, и завеса в храме разодралась по средине. Иисус, возгласив громким
голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лук.
23:44-46).
Таким образом, сопоставляя традицию, изложенную в Мишне с Евангельским
повествованием, можно видеть, что время смерти Иисуса буквально совпало со временем
принесения вечерней жертвы и закланием Пасхального агнца. Подобное описание дает также
и Матфей в своем Евангелии, добавляя, что по смерти Иисуса случилось землетрясение, от
которого расселись камни могил, расположенных на склоне Масличной горы прямо
напротив Храмовой горы, где народ должен был печь закланных пасхальных агнцев.
Очевидно, что в этот предвечерний час в силу подобных обстоятельств вечернее
жертвоприношение и заклание Пасхального агнца были сорваны.
📍 Пасхальный Седер и Евангельское повествование.
Проанализировав информацию о Пасхальных традициях, существовавших в эпоху Второго
Храма, мы получаем возможность реконструировать хронологию событий последних дней
жизни Иисуса, разрешив при этом кажущееся противоречие между повествованием,
содержащимся в Евангелии от Иоанна и в Синоптических Евангелиях. 13 Нисана – ученики
арендуют комнату в Иерусалиме и приготавливают в ней Пасхальный Седер. Вечер,
наступление 14 Нисана – Иисус возлег со своими учениками для совершения Седера. Утро
14 Нисана – Иисус арестован и приведен на суд в Синедрион, а потом к Пилату. После
полудня 14-го Нисана – Иисуса ведут на распятие. 9-й час (3 часа дня), два часа до захода
солнца – наступает смерть Иисуса.
📍 Вернемся к совершению Христом Пасхального Седера.
В повествовании о Последней Вечере евангелист Лука описывает последовательность
действий: «И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою... И,
взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас
предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша
есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Луки 22:17-20).
Иисус берет еврейские пасхальные традиции и наделяет их иным значением. В Его учении
преломляемый после праздничной еды пресный хлеб является символом Его ломимого тела,
которое надо было вкушать для воспоминания о Нем (Луки 22:19).
Данная символика является чрезвычайно важной. Как уже было обосновано ранее, на
Последней Вечере Иисуса не было и не могло быть Пасхального агнца (тем более, что в
итоге именно Христос стал однажды и навсегда совершенным Пасхальным Агнцем). Иисус,
взяв обычную народную традицию, извлек из нее духовный урок. В отличие от
жертвоприношения Пасхального Агнца в Храме, в домашнем Пасхальном Седере не было
ничего сакрального. Это была трапеза, на которой вспоминалась история Божьего действия к
Его народу и звучала благодарность Богу за соделанное.
Поэтому мы, следуя установленному Христом правилу, во время этой вечери вспоминаем
историю нашего искупления из рабства греха – историю прихода Христа на землю, Его
служения людям и главное – Его искупительной жертвы за грехи всего мира.
Итак, Христос взял хлеб, возблагодарил и преломил…
После вечери Христос взял чашу и сказал, что эта чаша Нового Завета в Его крови…
Матфей в своем Евангелии дополняет картину происходящего словами: «И, воспев, пошли на
гору Елеонскую» (Мтф. 26:30). Согласно записанному в трактате Песахим, после последней
чаши пели так называемый Пасхальный Халлел. В книге Псалмов есть Псалмы со 110-го по
112-й, озаглавленные по-русски «Аллилуйя», а так же Псалмы 116 и 117. На иврите Халелу-
Йя означает «славьте Господа». Буквально с иврита халел переводится как «славословие».
Прочтем Пс. 116: «Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все племена; ибо велика
милость Его к нам, и истина Господня – вовек. Аллилуйя».
Сергей Поднюк,
заместитель епископа Объединенной Церкви ХВЕ в Беларуси,
ректор Теологического института
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев