ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
Автор Межова С.Л.
Каждый человек – индивидуальность и причины его професионального выгорания тоже различны. Для начала надо выявить именно причины приведшие к снижению работоспособности и восприятию нового. Это в основном три направления, в которых педагоги, иногда сами того не замечая, оказываются в плену. Банальная усталость и опустошенность от многолетней работы в сфере педагогики (постоянное напряжение от общения с родителями, начальством, эмоциональное напряжение от общения с детьми – да и это тоже), во-вторых циничное отношение к труду и тому, что делаешь (только получение материального от работы), в третьих педагоги, иногда проработав много лет, чувствуют себя некомпетентным специалистом в профессиональных вопросах (в основном пугают нововведения, повышенные требования). Во всех перечисленных случаях процесс профессионального выгорания длительный и незаметный.
Исходя из вышеперечисленных причин, можно подобрать и мотивацию для «пробуждения» педагогов. Очень хорошо использовать тренинги, которые проводятся совместно с психологом, где присутствуют молодые и опытные педагоги. Тематика таких тренингов может быть совершенно разнообразной. Интерактивные упражнения, игры-ассоциации, где педагоги могут почувствовать себя и в роли руководителя и в роли ребенка. Такие мероприятия незаметно и постепенно помогут оживить не только профессиональный интерес, но и почувствовать себя по-иному, просто нужным и счастливым человеком. Методика самовнушения, похвалы, умение посмотреть на себя и других со стороны очень действенна. Вот здесь можно увидеть, какие скрытые таланты есть у педагогов, к чему есть тяга больше даже в простой обыденной жизни. Хорошо мотивируют и молодые педагоги, которые горят идеями, здесь можно подпитаться энергией и познанием нового. Привлечь к совместной работе, проведению мастер-классов, дать почувствовать себя в роли ведущего наставника.
Очень полезна и саморегуляция, то есть самовосстановление. Педагогам предлагается записать 10 приятных для них дел, доставляющих им удовольствие (т.е. ответить на вопрос «Что мне доставляет удовольствие?») Далее данный список необходимо проранжировать по степени удовольствия, доступности и частоте использования, что позволит выбрать наиболее приятные и доступные занятия. В результате можно выбрать самый оптимальный способ восстановления психоэмоционального состояния.
И конечно не забывать, что очень полезно живое общение вне работы, вне профессиональных интересов. Вместе отдыхать, просто общаться – выставки, походы в театр, совместные праздники, обсуждение прочитанного – это не только поможет отвлечься от работы, но и сплотит коллектив.
И конечно – важно иметь мечту. Часто люди работают из-за заработной платы, не имея определенной цели или причины. В результате мотивации к работе никакой нет. Важно найти причину, по которой необходимо работать, тогда удастся вернуть радость. Конечно, деньги – главная мотивирующая сила, но ведь можно подумать о том, на какие нужды их можно потратить. Вольтер написал: «Человек должен мечтать, чтобы видеть смысл жизни». Мечта ведет к успеху. Успех пораждает успех. И даже самая маленькая победа повысит мотивацию.
Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего. Поэтому выбирая для себя тему надо учитывать ее важность и актуальность в данный момент, а так же подумать как вы лично можете раскрыть эту тему в ближайший период, для какой категории детей (возраст, особенности развития) можно будет применить наработки по теме. Так же важно изучить литературу, которая подойдет для выбранной темы и здесь важно в начале не разбрасываться, а остановиться для начала на 2-3 источниках. ВАЖНО, чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа.
Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу. ВАЖНО уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы.Они пригодятся для выступления на семинарах, педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Исходя из своего опыта Вам важно пересмотреть свои результаты и наработки со стороны и решить, что будет важно не только для Вас,но и что измениться для ваших воспитанников, какой будет конечный результат.Если детский сад работает в инновационном режиме, то и вопрос самообразования включаются в тематику экспериментальной деятельности ДОУ.
Если специалист молодой, можно взять более общие темы по изучению: ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;Изучение учебной и научно-методической литературы;
Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; Изучение новых программ и педагогических технологий. С опытом педагог может выбрать более узкую направленность, исходя из интересов дошкольников или своих интересов. Например не просто "Экологическое воспитание", а "Нравственный аспект в воспитании дошкольников через приобщение к экологической культуре" или "Нетрадиционные оздоровительные технологии в приобщении дошкольников к ЗОЖ".
Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
Повышение общекультурного уровня
Большинство педагогов все-таки путают самообразование по определенной выбранной теме и вообще работу в течении года. То есть смешивают все подряд (мероприятия с родителями, праздники, конкурсы, посещения других мероприятий) не акцентируя внимания именно по своей теме. Смысл самообразования ведь и состоит именно в том, что человек выбрав для себя мало изученную проблему, постепенно накапливает материал именно по ней, не примешивая сопутствующую ежедневную работу(соглашусь, тоже не менее важную и трудоемкую)
✅ ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ САМООБРАЗОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
1. Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
2. Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
3. Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
4. Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста
посредством русских народных сказок.
5. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
6. Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
7. Дидактические игры в обучении детей основам математики.
8. Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
9. Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
10. Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
11. Игра как средство общения дошкольников.
12. Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего
к дошкольному детству.
13. Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
14. Использование развивающей игры во время нод по математике
с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
15. Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.
16. Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
17. Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.
18. Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
19. Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
20. Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
21. Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
22. Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.
23. Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
24. Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
25. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
26. Правила дорожного движения для дошкольников.
27. Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.
28. Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.
29. Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
30. Развивающие игры как средство формирования познавательных
способностей детей дошкольного возраста.
31. Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).
32. Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через
общение с природой.
34. Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
35. Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.
36. Развитие мелкой моторики дошкольников.
37. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.
38. Развитие познавательной деятельности дошкольников.
39. Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.
40. Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
41. Развитие речи - уроки риторики и речевой этикет.
42. Развитие сенсорных способностей дошкольников.
43. Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
44. Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.
45. Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.
46. Речевое развитие дошкольников
47. Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
48. Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
49. Роль загадки в развитии дошкольника.
50. Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
51. Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
52. Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
53. Сказкотерапия как средство формирования развития речи дошкольников.
54. Современные подходы к реализации задач образовательной области
"Познание".
55. Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
56. Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребёнка.
57. Физическое развитие детей в игровой деятельности.
58. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
59. Формирование коммуникативных качеств у детей
младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
60. Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой.
61. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
62. Формирование начал экологической культуры дошкольников.
63. Формирование основ педагогического мастерства.
64. Формирование патриотических чувств у дошкольников.
65. Формирование речи детей в игровой деятельности.
66. Художественная литература как средство всестороннего развития
дошкольника.
67. Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.
68. Экологическое воспитание детей в детском саду.
69. Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей)
возрастной группе.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3