Упражнение 1
Всем известная игра в слова. Когда первый игрок называет любое слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова.
Корова — апельсин — носорог — гигант — троллейбус — сапоги — иголка и т.д.
У этой игры может быть много разновидностей. Приведу для примера некоторые из них. Слова называются:
- На предпоследнюю букву;
- На третью, четвёртую с конца или с начала слова;
- На последний слог;
- На заданную тематику (вспомним игру в города);
- На последний звук прозвучавшего слова.
Более сложный вариант, если слова берутся определенного рода, склонения и т.д. можно объединять по два и более критерия. Ребёнок будет учиться удерживать в голове сразу несколько задач.
Усложнить игру можно также, используя какой-либо предмет, который будет передаваться от игрока к игроку при назывании слова.
Таким образом, используя один принцип, мы получаем сразу несколько интересных и очень полезных игр, которые отлично развивают словарный запас, помогают ребенку научиться «представлять» слово, его графическое написание, развивают умение переключать внимание с одного задания на другое.
Упражнение 2
Известная и старинная игра «Балда»
Один игрок загадывает слово, называя из какой оно области (или же нет, по договорённости) и обозначает первую и последнюю букву.
Например: это овощ к — — — — — а
Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать слово. Правильная буква ставится на своё место, а неправильная превращается в буквы слова «БАЛДА».
Победа засчитывается, если игрок успел угадать слово до того, как собралось слово «БАЛДА».
Упражнение 3
Придумывать слова на каждую букву выбранного предмета.
Например:С – сосулька
Т – тапочки
О – осы
Л – листок
Упражнение можно усложнить, если называть слова из той же группы, к которой относится слово. Например, если это белка, то на каждую букву придумываем именно название животного.
Б – бегемот
Е – енот
Л – лиса
К – кабан
А – анаконда
Упражнение 4
Записывание слов специальным образом. Возможны два варианта:
- Ребенок записывает только гласные буквы;
- Ребенок записывает только согласные буквы.
На практике это выглядит следующим образом: слово деревня
- е.е.я
- д.р.вн
После того, как ребёнок научится писать отдельные слова, можно переходить к записи предложений.
Например предложение: Медведь вылез из берлоги.
М.дв.дь в.л.з .з б.рл.г.
Сразу же предлагаем записать это же предложение только гласными: ее ые и еои
При выполнении этого упражнения отрабатывается механизм переключения, избирательности при письме. Через некоторое время дети пишут только согласными целые тексты, а показателем их мастерства считаем время в секундах и отсутствие помарок.
Упражнение 5
Взрослый называет несколько слов подряд с одинаковым количеством букв. Ребенок мысленно представляет эти слова, записанными в столбик.
Взрослый предлагает задание — назови вторые буквы в словах:Кот
Лук
Лис
Ребенок называет по порядку буквы о, у, и
Можно попросить назвать первую, третью, пятую букву. Количество слов лучше брать 2-4, количество букв 3-7.
Эта игра помогает представлять слово перед собой, мысленно прописывать и запоминать его образ, удерживать буквенную структуру слова в памяти, развивает умение концентрировать внимание.
Нет комментариев