Степовые казаки носили мундир, чекмень и шаровары с лампасами, горные - черкеску.
Имел значение цвет мундира и приклада: лампасов, околыша, погона и выпушки на нем, шифровки, клапанов на шинели и т.д.
По шеврону на рукаве можно было определить, сколько казак служит. У горных казаков - кубанцев и терцев - званию соответствовало число газырей на черкесках. Форма менялась, но многое оставалось неизменным. Так, донские, уральские, астраханские казаки имели синий цвет мундиров и чекменей. Казаки остальных войск - темно-зеленый. Весь металлический прибор в казачьих войсках был серебряным. А вот цвет лампасов устанавливался в зависимости от того, какое войско от какого считалось образованным.
Так, донские казаки носили алые лампасы. Считалось, что сибирские ведут свою родословную от них, поэтому у сибиряков лампасы были красные. А вот погоны у донских казаков - синие с алой выпушкой, у сибирских - красные.
Уральское войско носило малиновые лампасы, и образованное от него Семиреченское - тоже.
Оренбургское, единственное из всех войск, имело светло-синие лампасы, околыши, клапаны на шинелях; того же цвета был и верх папах.
Все остальные поселенные войска - Астраханское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Якутский полк, Иркутские и Красноярские сотни - носили желтые лампасы.
Горные войска на шароварах носили кант: кубанцы — малиновый, терцы — голубой. Черкески были разных цветов, а вот цвет башлыков, бешметов и верха папах был традиционным: у кубанцев — малиновый или — алый , у терцев —- голубой. От одежды горцев казачья черкеска отличается покроем. Она запахивается, как свитка или кафтан. Горская застегивается встык. Казаки имели сотенные знаки, которые носили на пиках. Они походили на «флюгер» с двумя косицами: верхняя — цвет войска, нижняя — сотни. В казачьих войсках, имевших одинаковый цвет приборного сукна (кроме Донского, Астраханского и Уральского), на верхней половинке косицы сотенного знака пришивалась узкая белая полоска.
Казачья одежда простая, одновременно удобная и ноская, но всегда с особым шиком, складывалась веками. Костюм, а уж тем более форма и в наши дни говорит о месте человека в обществе. Как говорится, «по одежке встречают…» Но в отличие, пожалуй, от всех народов и сословий мира казаки, жившие в строгих рамках , обязанные носить стандартную форму, видели в одежде и другое…
"Казаки" под ред. Б. Алмазова, 1999
Нет комментариев