The Village поговорил с шестью горожанами, которые когда-то уехали из страны, но затем вернулись по собственной инициативе, — о том, почему московская неустроенность лучше западной стабильности.
Желание свалить появляется у многих — когда в очередной раз нахамили в ЖЭКе, отдавили ногу в метро или сказали, что новым президентом будет старый президент. Опросы показывают, что мечтающих эмигрировать из России не меньше 20 %, и кажется, абсолютно все, у кого есть возможность уехать учиться или работать в Европу или США, не упустят своего шанса. Но встречается и обратная ситуация. The Village собрал истории людей, которые могли остаться, но, пожив за границей, почему-либо решили вернуться.
Вот одна из опрошенных:
Даша Зорич
29 лет, совладелица петанк-кафе
La Boule в парке Горького
Страны: Франция, США
Уехала в 2000 г., вернулась в 2010 г.
Чем занималась за границей:
Учёба: Rutgers Business School
в Нью-Джерси, программа MBA Marketing in the Arts.
Работа: Международный координатор Vichy в агентстве BETC Euro RSCG, координатор учебной программы, спецкурсов и мастер-классов в школе Juste Debout, фриланс-организатор концертов и туров.
Почему уехала?
Я уехала учиться в Classe Preparatoire HEC в столице Бретани — Ренне, где живёт, изучает и преподаёт математику мой папа. Потом поступила в бизнес-школу в научном городке на юге Франции, а оттуда уехала в Нью-Йорк на часть MBA программы Marketing in the Arts. Мне нравилось жить в Европе. Мне нравилось чувство социальной справедливости, которого мы напрочь лишены в России. Государство там заботится о людях — об этом можно судить хотя бы по тому, как города приспособлены под нужды инвалидов: транспорт, общественные пространства, школы, университеты, общежития. Но при этом социальная справедливость — забота не только государства: рабочие места для инвалидов постоянно открываются в компаниях различных профилей, руководство любой компании отчитывается об экологичности своих производств, проводятся благотворительные акции. Там есть ежедневное ощущение, что вокруг тебя всё движется в лучшую сторону, эволюционирует, и ты тоже.
Я стажировалась и потом работала в самых разных местах: в маркетинговых отделах глянцевого журнала и крупной косметической компании, в двух филиалах международного рекламного агентства, в небольших андеграундных ивентовых продакшенах и даже в музеях. Года три назад я начала новую профессиональную деятельность — ушла из главного офиса рекламного агентства во вновь открытую школу искусств. Я выполняла там обязанности от человека на ресепшене до финансового аналитика и координатора учебной программы. Параллельно оставалось время, чтобы заниматься своим делом — я организовывала туры и концерты молодых музыкантов.
Почему вернулась?
Два раза в год я приезжала в Москву на каникулы и видела, как меняется мой город. Как мои друзья открывают свой бизнес, проводят какие-то фестивали, праздники; я увидела здесь жизнь более динамичную, чем в Европе, и мне захотелось самой участвовать в изменениях, а не смотреть на них со стороны.
Я обдумывала своё возвращение в Москву, но окончательно решиться мне помогли обстоятельства. Знакомая из России предложила организовать вместе с ней крупный фестиваль Dance as You are (S-Versia) в Казани. Я поняла, что очень хочу поучаствовать в этом проекте: у меня появится возможность реализовать накопленный опыт, я смогу быть архитектором — то есть осуществить свои, а не чьи-то идеи по проведению крупного городского события. Параллельно я смогла разведать обстановку в Москве: что изменилось, что волнует людей, к чему они стремятся, что читают, что обсуждают, какую музыку слушают, чем увлекаются. И я нашла здесь себя, нашла себе тысячу занятий. Наш фестиваль в Казани прошёл очень успешно, я прощупала почву для привоза зарубежных артистов, которые, на мой взгляд, достойны внимания российского зрителя и слушателя. Вместе с другом и его коллегами из агентства Shaco мы организовали выступления в Москве французского современного балета и в дальнейшем собиралась заниматься подобными турами. Но организацией фестивалей всё не ограничилось.
Как-то я попала на корпоративно-дружеский день петанка — его несколько лет подряд проводила моя подруга-француженка Бланш Нейманн, которая уже восемь лет живёт в Москве. Меня настолько вдохновило соединение людей самых разных возрастов, профессий и происхождений, так понравилось, как беззаботно и дружелюбно выглядят люди с шарами от петанка, что я решила «двигать петанк в массы». Мы с моей Бланш открыли кафе-петанк в месте, которое стало символом перемен в Москве, — в парке Горького.
Долгие годы, прожитые за границей, меня многому научили. Я очень полюбила и Париж, и Нью-Йорк, и не раз ещё туда вернусь, но также я поняла, что не так много зависит от обстоятельств и условий окружающей среды. Если делать что-то своими руками, менять мир вокруг себя, заботиться о людях вокруг, то всё может получиться.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1