Забытая утопия 60-х: как был создан солнечный альбом вне времени
Вышедший в 1968 году Begin – первый и последний альбом лос-анджелесской группы The Millennium. Это был дерзкий, почти утопический проект, в котором стиль саншайн поп обрёл форму почти академической сложности: плотные вокальные гармонии, 16-дорожечная запись, бюджет на уровне звёзд, идеализм на грани безрассудства. Всё это ради альбома, практически не замеченного в своё время, но с годами получившего культовый статус. И он входит в тридцатку о моих любимых и в эту рубрику.
Предыстория
The Millennium был своего рода «супергруппой» из представителей калифорнийской поп-сцены 60-х. Продюсер и идеолог Курт Беттчер, уже успевший заявить о себе как мастер многоголосных аранжировок и соавтор песен для The Association, был уверен: он может создать суперпоп-группу, которая превзойдёт The Beach Boys.
Важным предшественником Millennium стала группа The Ballroom, созданная Беттчером годом ранее. С ней он отточил студийный подход, который довёл до совершенства в Begin.
Так и появился проект The Millennium – собрание лучших сессионных музыкантов Лос-Анджелеса, среди которых были вокалист и гитарист Ли Мэллори, поэт и композитор Сэнди Солсбери, Майкл Феннелли (в будущем – лидер Crabby Appleton), Джоуи Стек, Рон Эдгар и Дуг Родс – последние трое играли вместе в фолк-поп-группе The GoldeBriars, а Дуг ещё и в гаражной команде The Music Machine.
История создания
Begin стал первым в истории альбомом, полностью записанным на 16-дорожечной студии Columbia. Беттчер добился небывалого по тем временам бюджета – около 100 тысяч долларов (сегодня это около $800 000. Для сравнения, Sgt. Pepper's «Битлз» стоил примерно $75 000) – и контролировал процесс как настоящий поп-архитектор: многослойные вокалы, оркестровки, звуковые эффекты, скрупулёзная проработка деталей. Студия ожидала, что пластинка станет крупным прорывом. Но в итоге Columbia выпустила пластинку в разгар лета 1968 года без серьёзной поддержки. Радиостанции не понимали, в какой формат её поставить, и ни одна песня не стала хитом. Группа распалась, так и не сыграв ни одного концерта.
Концепция
Begin задумывался как совершенный поп-альбом, объединяющий многоголосие, сложные аранжировки и психоделические элементы. Альбом начинается с Prelude, переходящего в To Claudia on Thursday, и далее разворачивается как цельное произведение, где каждая песня логически вытекает из предыдущей. Это музыкальное путешествие, наполненное светлыми мелодиями и тонкой меланхолией. Песни наполнены атмосферой открытия и внутреннего путешествия, а музыкальные ходы часто удивляют неожиданными поворотами.
На момент выхода альбом остался почти незамеченным. Но позже стал артефактом для коллекционеров и предметом поклонения для меломанов. С 90-х годов Begin начали переиздавать, а в 2003 году британский журнал Mojo включил его в список «100 самых недооценённых альбомов всех времён». К тому моменту он уже стал «священным граалем» саншайн попа. Музыканты из Belle and Sebastian, Stereolab, High Llamas и других «интеллигентных» поп-групп с восторгом отзывались о нём.
Сегодня Begin воспринимается как вершина жанра – не в коммерческом, а художественном отношении. Он вызывает восторг своей масштабностью и искренностью.
Бонусы
Переиздания:
Magic Time: The Millennium/Ballroom Sessions (2001): включает в себя Begin, не вышедший альбом The Ballroom и редкие записи Sagittarius и Беттчера.
Pieces (2004) – сборник демо-записей возможного второго альбома The Millennium.
The Millennium At Last – 8-дисковый (!!!) бокс-сет, выпущенный в Японии в 2012 году, который включает практически все записи, связанные с The Millennium и их участниками. В составе не только Begin, но и редкие и ранее не издававшиеся треки, демо, альтернативные версии, сольные работы музыкантов.
Родственные проекты:
Present Tense – альбом проекта Sagittarius, продюсированный Беттчером (1968).
There's an Innocent Face – сольник Беттчера (1973), камерный и всё такой же солнечный.
Sandy – сборник неизданных песен Сэнди Солсбери.
Crabby Appleton – группа Майкла Феннелли, балансировавшая между попом и гаражным роком.
That's the Way It's Gonna Be и Many Are the Times – сольные альбомы Ли Мэллори.
А какой самый недооценённый альбом 60-х для вас? Делитесь вашими находками в комментариях – возможно, именно ваш вариант станет темой нашего следующего материала.
Плёнки и винил
Популярная культура 20 века: забытые и всенародно любимые советские фильмы, зарубежные группы 60-70-х - из Западной Европы, США, Азии, Африки - неважно. Главное, чтобы интересно было!
А недооценённый - Holger Czukay "Canaxis". Только с годом непонятная ситуация. Вроде бы в 1968 спели на каком-то радио, а пластинка датируется 1969 годом.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 4
(моё мнение)