(опус № 45, часть 1)
1. Ангарский – потому что на Ангаре. Почему Вавилон? А потому что на этот счет есть библейская легенда и вдруг в ней есть крупица аналогии, кто знает …
Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: все были потомками рода Ноя, спасшегося во время потопа и нашедшего пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли. Многому научились люди к тому времени: обжигали кирпичи, собирали камни, укладывая их в фундамент. Постепенно башня росла, поднимаясь все выше к небу. Радовались люди, видя, как стремительно растет их творение. Узнал об этом Господь и удивился, увидев огромную башню, которая тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. И сказал он: «Вот один народ, все понимают друг друга, все говорят на одном языке. Но что они делают? Гордые и упрямые они хотят возвыситься до неба, приблизится к самому Господу!». Не стал он смертью карать людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили. Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом, люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на землю со своей недостроенной башни, чтобы выяснить, что с ними случилось. Но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык, обряды и обычаи. А недостроенный город, где возводили башню, получил название Вавилон — «смешение». Ведь именно здесь Господь смешал все языки, вынудил людей разъехаться по разным землям, так и не закончив строительство Вавилонской башни.
А если Вавилон – это не только в Месопотамии, а если на Ангаре? … А если на Ангаре, то и совсем не Вавилон, а наоборот - стали друг друга понимать и что-то строить? Ведь есть и другое библейское крылатое выражение, выражающее непредсказуемость жизни, невозможность предвидения всех поворотов судьбы, известных лишь Богу: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисповедимы пути Его! …
Вот на Ангаре-то и пошло не так, как в Месопотамии: время другое, место другое, люди другие.
2 Современный поселок Бельск Мотыгинского района Красноярского края, малая Родина некоторых ангарцев, появился как поселение первого круга построек при Рыбинском остроге Енисейской губернии. Этот острог - одногодок городу Красноярску – был заложен в 1628, а деревня Бельская впервые упоминается при перечислении по III ревизии от 1762 года в числе девяти деревень, в том числе: Старо-Николаевский Погост, Зырянова, Бельская, Пашенная, Кокуйская, Потоскуйская, Островная, Манзинская, Бузыканова. Однозначно, что 4 населенных пункта по названию и порядку перечисления, а именно деревни Бельская, Пашенная, Кокуйская, Потоскуйская – это населенные пункты сегодняшнего Мотыгинского района. Все эти деревни по сравнению с деревнями европейской России были маленькими. Можно сказать, мизерными: 5-6 дворов и уже деревня.
Для чего они создавались? Только для одного: служивым людям Рыбинского острога нужен был хлеб. Хлеб на Ангару тогда не завезешь: самолетов и железной дороги нет, реками муку и зерно везти 2 года: во-первых, если всё возить, то волоков не хватит, да и не будет никто из Московии товар доставлять в колонию (в империи все и всё тащут в империю на продажу), во-вторых, через волоки вся мука или зерно попреет и сгниёт. Однозначно. … Дай Бог порох и свинец не утопить!
Поселок Бельск всегда был небольшим и численность его существенно прирастала в тёплый период года. В общем в 70-е годы был более 300 человек, но 700 человек в летнее время не превышал. Люди жили в общежитиях, снимали комнаты, углы, отдельно стоящие поварни, летние кухни.
С детства помню, что отец неоднократно на спор перечислял среди жителей Бельска того момента более 40 национальностей. Попытаюсь это сделать на период времени 1975-1986: 1) русские; 2) украинцы; 3) белорусы; 4) татары; 5) коми; 6) чуваши; 7) мордва; 8) молдаване; 9) цыгане; 10) немцы; 11) финны; 12) грузины; 13) китайцы; 14) корейцы; 15) буряты; 16) поляки; 17) греки; 18) калмыки; 19) эстонцы; 20) литовцы; 21) латыши; … . Двадцаточка получилась с трудом … Интересно оценить количество этого интернационального явления, которое можно определить как интернациональную плотность. Например, если взять численность жителей Мотыгино в 5000 человек и допустить, что там было 50 национальностей, то получится: 5000 человек / 50 национальностей = 100, т.е. каждый сотый мотыгинец был представителем какой-то национальности. Этот же показатель для Рыбного составит: 2000 / 40 = 50, т.е. каждый пятидесятый рыбинец был представителем какой-то национальности. Считаем этот же показатель для Бельска: 600 человек / 40 национальностей = 15. Каждый пятнадцатый был представителем какой-то национальности! Конечно, Бельск до Ноева ковчега, где каждой твари было по паре, не дотягивает, но про ангарский Вавилон говорить можно …
Отсюда и возникла идея статьи: Как, не зная историй отдельных семей, рассказать о них? В общем-то никак. Но можно … Можно рассказать через предысторию, т.е. попытаться рассказать, во-первых, про известные этапы миграции населения в крае и районе, во-вторых, можно осветить смысл фамилий. Вот и получится какая-то мозаика в первом приближении.
3 О миграции.
Вероятно, что современная многонациональность района и Бельска, в частности, возникла в несколько этапов.
3.1 Самый ранний из известных «вкладов» связан с Екатериной II. Сама, пришедшая к власти путём переворота в 1862 году, она использовала населенные пункты Ангары, как места ссылок дворянства. По мнению В. Пикуля, изложенном в романе «Фаворит», в системе наказаний после смертельной казни ссылка на Ангару занимала второе по жестокости место – это была ссылка далеко и навсегда. Ссылка насмерть. Например, Омск, основанный в 1716 году на расстоянии 2235 км на восток от Москвы, по своей аббревиатуре расшифровывался как «отдаленное место ссылки каторжан». Томск, основанный в 1604 году на расстоянии 2877 км на восток от Москвы, по своей аббревиатуре расшифровывался как «таежно отдаленное место ссылки каторжан». Расстояние Москва – Красноярск по прямой – это на восток от Москвы на 3352 км, а Москва – Паново Кежемского района Красноярского края – это 3900 км. Вот куда была это ссылка: в никуда, откуда не возвращаются. Именно тогда на ангарское поселение был сослан поляк-дворянин, сословие которого в виде прозвища «пан» дало имя селу Паново Кежемского района.
3.2 Другой этап был связан со столыпинским переселением европейского населения России в её азиатскую часть. Впервые об этом я услышал пацаном от мамы: перебирали по весне картошку в подполье, спросил про ее родителей. Она и отвечает: мои деды – это разорившиеся мещане из-под Смоленска, т.к. землю обирали крупные помещики и не только у крестьян; 1903 год, столыпинская реформа, переселение, заключение мамиными дедами договора на переезд на Дальний Восток, выплата частичная подъемных, моя бабушка, т.е. мамина мама, имеет возраст меньше года, семьи летом везут в просто в некрытых вагонах. Мужики само делают крыши, ставят печки по типу буржуек. Эти вагоны - без крыш и обогрева - тогда и назовет народ столыпинскими теплушками.
Многие - даже известные писатели - допускают одну и ту же ошибку: приписывают понятие столыпинские вагоны арестантам. Это ошибка. Столыпинские вагоны для арестантов - это вагоны без обогрева и удобств, разделённые решёткой на две части с нарами на обеих сторонах: в большей части арестанты, в меньшей части - конвоиры. Печка у конвоиров. Это пошло после Столыпина и его переселения. Заключенных в Сибирь гнали этапами и никто никого не возил. Появился Транссиб: сперва до Новосибирска, потом к 1900 году Красноярск, 1903-1905 - уже дошли до Нижнего Ингаша. Дорога строилась быстро - держали дело мосты. Итак, столыпинская теплушка - нагрузка на ось - маленькая по сравнению с сегодняшней (не помню точно - но около 5-12 тонн, в вагоне 2 оси, т.е. масса вагона с грузом: 10-24 тонны: считаем сегодняшние вагоны, помня надпись на грузовых вагонах: масса - 47-49 тонн, груз - 65-69 тонн, итого: 48 + 67 = 115 тонн, нагрузка на ось: 115 / 4 = 30 тонн, в интернете - данные о 25 тоннах/ось, т.е. посчитали правильно). Крытый вагон начала века - это чуть больше современных полвагона. В каждом вагоне – несколько семей. Доезжают до сегодняшнего Нижнеингашского района, дальше Транссиба нет, на Дальний Восток не проехать. Решение от Столыпина или Правительства такое: жить там, кто куда доехал, т.к. деньги получены переезжающими и договор с Правительством должен быть выполнен. Как состав стоял в поле, так и стали в этом поле уже ближе к осени, когда вагоны в Европу гнать не захотели. Так и получилась деревня Елизаветка Нижнеингашского района Красноярского края. В 90-е годы ХХ века видел ее остатки. Стоят остатки домов ровными улицами параллельно полотну железной дороги в открытом поле (что ни характерно для той местности): при деревне нет ни станции, ни запасных путей, даже стрелок нет. Хорошо сохранился только заколоченный магазин зеленого цвета, потому что решётки были внутри окна, т.е так же как в мотыгинских магазинах.
3.3-3.4 Другой этап подселения в Мотыгинский район и Бельск был связан с этапом раскулачивания в СССР в 20-30-е годы ХХ века и расселением этих раскулаченных как спецпереселенцев. В район поступали лица, из Забайкалья и Дальнего Востока. Это мнение хорошо прослеживается на примере деревни Татарки (читаем на http://www.angaratatarka.org/ ).
Кроме того, запомнился мне рассказ бабы Оли Власовой в 1977 (?) году. Моя мама лежала больше года в больнице, отец на пасеке, дома хозяйство. Два больших огорода картошки выкопали за 1 день. Народу было много – человек 12: тетя Лиза Дворянчикова, тетя Надя Шарикова, тетя Оля Власова, баба Катя Ивашнёва, тетя Валя и дядя Ваня Бойко … После второго огорода сели ужинать. По рюмочке было. День был отличный по погоде: сухо, чисто. День был прекрасный по сути: я в школу не ходил! Был при взрослых в роли «принеси – подай»: ведра, кули, завязки, вода питьевая, вилы, посуда … Устали. Сели ужинать и тут баба Катя, сидевшая уже не за столом, тихо пела песни. Так раньше было принято: одни говорят, а другие в стороне поют. Вот тут на смешок чей-то она и говорит: День как в моей молодости – один в один: приятно вспомнить … И замолчала мечтательной женщиной. В те времена я ещё никак не мог не мог понять, что взрослые когда-то были маленькими. Для меня они были всю жизнь взрослыми … Люди, наоборот, заговорили и среди них тетя Оля. Заговорили про молодость, в том числе, пришедшуюся на гражданскую войну, раскулачивание, про белых и красных … В общем про то, что было в это время в стране и не прошло мимо Ангары. Всё было и было не менее трагично, чем в «Поднятой целине» Шолохова. В последок, тетя Оля осеклась и последние фразы были такие: «За всю жизнь добровольно первый раз вслух рассказала. За эти слова и жизнь сломалась. Ничего я не говорила, а вы не слышали». Она жила в домике напротив дяди Володи Точенюка, выше по улице жили Лапшины, ниже - Хрындиковы. У неё пенсия была 10 или 12 рублей, как у лица без трудового стажа. Всегда высокая, стройная. Сказал бы, что горделивая, но не заносчивая в тоже время. Всегда в чистом. Тот угол центральной улицы всегда был дружен: вечером летом дымокур заводят, соседи собираются, ребятишки крутятся и пошли рассказы - пересуды. Сидели обычно на скамейках и тротуаре. Удобно было сидеть у тети Оли Власовой, у бабы Кати Ивашнёвой. Мужики гоношили своё нехитрое дело, начиная от водки и заканчивая бражкой. Общая идея после рабочего дня в жару была такая:
- Что там у Вас?
- Немного винца …
- Наливай и нам:
Винца с легонца.
Вероятно, что часть переселенцев возникла в 1941-1942 годах и часть их была поволжскими немцами.
Где-то в эти годы – вернее до войны - вблизи нового гаража современного Бельска возникает зона (сегодняшних полей по обе стороны от шоссе в сторону Рыбного не было; именно они и появились к концу Великой Отечественной войны; http://музейвмотыгино.рф/belsk/ ): «Во времена советской власти на окраине поселка находилась зона для ссыльных людей разных национальностей: китайцев, греков, калмыков, татар, которую ликвидировали в 1948 году. В 1953 году политические ссыльные были по амнистии освобождены и получили возможность выехать из Мотыгинского района, однако часть их так и осталась жить в нашем районе».
3.5 Еще один этап окультуривания Бельск получил в 50-е годы: в поселке появились бичи. «Бич» - это не слово, это аббревиатура, обозначающая «бывший интеллегентный человек». Слово из лагерного жаргона, обозначающее человека, который после отбывания срока в лагере не смог приспособиться к обществу. Это были люди с высоким образованием, занимавшие высокий посты для обычного человека. Из рассказов на сейчас помню, что таким в Бельске был Кириков, главный инженер большого завода в Москве. Что они дали поселку? Посмотрите фото бельского клуба: его начали строить в 1940 году в каком-то мотыгинском или, вернее, удерейском, Бельске! Достроили после войны.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2