Измениться мог не только Смеагол, но и вся концовка. В этом случае Голлум всё равно крадёт или отбирает Кольцо у Фродо (Кольцо всегда возвращает его в замкнутый круг лжи и предательства), но, получив ясность видения, осознаёт, что присвоить Кольцо не в состоянии. Желая помочь Фродо и отомстить Саурону, бывший хоббит добровольно бросается в жерло Ородруина.
В любом случае, кто бы ни присвоил Кольцо на территории Мордора — Фродо, Смеагол, Сэм или случайный орк, — его ожидала схватка с Сауроном. Толкин писал по этому поводу:
А уж в присутствии Саурона никто, за исключением очень немногих, равных ему в могуществе, не мог и надеяться уберечь от него Кольцо. Из «смертных» — никто, даже Арагорн.
Только один персонаж мог сразиться с Сауроном на равных: Гэндальф с Кольцом.
Большие властелины
Для начала вспомним, что Гэндальф считается «волшебником» («wizard») лишь номинально, да и то не в значении чудотворца, а как производное от «wise» — «мудрый».
В действительности он истари, один из майар — могущественный древний дух Олорин, входивший в свиту Манвэ, главного среди Валар, «архангелов» толкиновского мира. Изучив сценарий несостоявшейся экранизации «Властелина колец» от Мортона Циммермана, Толкин так описал Гэндальфа:
Гэндальф, извольте запомнить, «слюной» не «брызжет». Хотя ему порою случается и вспылить, хотя он наделён чувством юмора и вроде как фамильярничает с хоббитами, он существо, облечённое высшей властью, исполненное благородства, и держится с исключительным достоинством.
Саурон — дух того же чина, но более могущественный, входивший в свиту падшего Вала Моргота.
Само противостояние Саурона и Гэндальфа, завладевшего Кольцом, уже означает, что книгу о Четвёртой эпохе Средиземья можно было бы написать не иначе как в жанре «тёмного фэнтези». Победа любого из них дала бы миру тёмного властелина с Кольцом — либо нового, либо старого. На вопрос, кто победит, Толкин отвечал:
Хрупкое вышло бы равновесие. На одной стороне — то, что на самом деле Кольцо сохраняет верность Саурону; на другой — превосходящие силы, поскольку Саурон Кольцом уже не владеет, и ещё, возможно, потому, что мощь его ослаблена — слишком долго он искажал и растрачивал волю, подчиняя себе низших.
Для начала разберём «привычный» вариант, против которого боролись герои трилогии. Что, собственно, произойдёт, если Саурон победит и захватит Средиземье?
Типичный Саурон
Известно, что Саурон не всегда был инфернальным сгустком тьмы и олицетворением вечного Врага. Его знания и мудрость восхищали эльфов и другие народы, именно поэтому были приняты его идеи и созданы Кольца Власти. Толкин так писал о Сауроне:
Он прошёл путь всех тиранов: начал хорошо, по крайней мере в том, что, желая всё обустроить по своему разумению, он всё же поначалу учитывал и благополучие (экономическое) других обитателей Земли.
Замысел раздать Кольца народам Средиземья в своей основе глубже, чем создание орудий для управления через Единое Кольцо. Саурон под маской доброжелательности склонял народы к бунту против Эру Илуватара, Создателя мира.
Нет комментариев