Куинджи начал ощущать гармонию неярких красок северного ландшафта и на время всецело отдался новым впечатлениям. Источником вдохновения для живописца стал остров Валаам, расположенный на Ладожском озере. Там он нашел сюжеты своих будущих пейзажей - огромное, как море, озеро с прозрачной водой, гранитные валуны, отполированные дождем и ветром, темные могучие ели и сосны, тонкие светящиеся стволы берез, небо, затянутое тучами, сквозь которые иногда проглядывало бледное северное солнце. Лето 1870 года Куинджи провел на Валааме, много и увлеченно работая с натуры. В это время он создал десятки этюдов и рисунков.
Возвратившись в Петербург, Куинджи написал два пейзажа в 1873 году - «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». В это время интерес к творчеству Куинджи возник не только у художников, но и у публики.
В 1873 году после большого успеха валаамских пейзажей Куинджи отправился в свою первую заграничную поездку. Его путь лежал через Германию, в Мюнхене и Берлине его ожидала встреча с превосходными собраниями старых мастеров. Затем художник остановился в Париже, побывал в Лондоне, Базеле и Вене. После ознакомления с произведениями зарубежных художников Куинджи счел, что русская живопись стоит много выше прославленных, но бессодержательных образцов парижского Салона.
1875 год был наполнен важными для Куинджи событиями. Он стал известным пейзажистом, признанным и критикой, и публикой, вступил в члены Товарищества передвижных художественных выставок, женился на обрусевшей гречанке Вере Кетчерджи, с которой познакомился в Мариуполе еще в юношеские годы. Вера Кетчерджи была дочерью состоятельного купца из обрусевших греков, и не могла ранее соединить свою судьбу с нищим художником. Однако, любя Куинджи, она много лет отказывала всем женихам. Куинджи в награду за верность был готов бросить к ногам любимой все заработанное. После оглушительного успеха художник сбежал от всех в Мариуполь на свадьбу. Ради будущей жены он даже изменил своей непритязательности – свадьба была пышной, а жених с невестой были одеты по последней моде. В свадебное путешествие молодожены отправились на Валаам, покоривший художника своей северной природой и необычной атмосферой. Архип Куинджи открыл для себя остров как мощный духовный центр и спешил поделиться своим открытием с молодой женой.
Ладога встретила чету сильным штормом. Пароход долго не мог причалить к берегу Валаамской обители, палуба захлестывалась пятиметровыми волнами. Экипаж всю ночь сражался со стихией, а к рассвету судно наскочило на скалу, и дальше пассажиры боролись за жизнь в спущенных на воду шлюпках. Лодка Архипа и Веры Куинджи чудом проскочила в тихую Никоновскую бухту. Из Валаамского монастыря Куинджи вернулся обновленным с новыми идеями и грандиозными замыслами.
Позже Куинджи вновь отправился за границу, в Париж. Импрессионисты внимания Куинджи не привлекли. Он изучал картины художников Барбизонской школы. Суждения Куинджи о французской живописи были довольно резкими.
Тем временем критика признала за художником безоговорочную победу. Творчеством художника восторгались Тургенев и Достоевский. Федор Михайлович называл полотна Куинджи «застывшей молитвой». Друзья рассыпались в поздравлениях. Коллекционеры осаждали мастерскую художника, многие были готовы купить еще ненаписанные картины. В салонах стали появляться копии картин знаменитого пейзажиста, некоторые из которых выдавались за подлинники. У Куинджи появились подражатели.
В свободное время он с Верой Елевфериевной посещал театры и музыкальные вечера, заходил на чай к старым знакомым. Художник еще ближе сошелся с Дмитрием Менделеевым и его коллегой физиком Федором Петрушевским – живописец пытался осознать свое творчество, постичь природу света и цвета не только на практике.
Кроме того, Куинджи заинтересовался городским пейзажем, но не локальным и замкнутым, его влекли освещенные панорамы. Увлеченный новой идеей, он стал искать подходящую площадку для рисования. Ей стала крыша старого доходного дома на Десятой линии Васильевского острова, откуда разворачивался захватывающий вид на Исаакиевский и Смольный соборы, открывался взору Финский залив. В конце 1880-х годов Куинджи выкупил все здание, ужасно запущенное и требующее основательного ремонта.
Художник сам взялся за хозяйство, сконструировал систему отопления, сам менял двери и замки, участвовал в отделке. Приведенные в порядок квартиры он сдал друзьям и знакомым, оставил себе одну квартиру для проживания и оборудовал там мастерскую. Жили Куинджи, как обычно, скромно, из мебели купили только самое необходимое и простое, и обходились без прислуги. Зато на крыше для всех обитателей дома художник разбил прекрасный сад. Куда со всего города слетались птицы, которых Куинджи кормил, рисовал и даже лечил. Карикатурист Павел Щербов однажды даже изобразил художника ставящим вороне клизму. Репин рассказывал, как Архип Иванович сделал трахеотомию задыхающемуся голубю, сам Куинджи очень гордился операцией, в ходе которой спас бескрылую бабочку.
Куинджи не только сам обслуживал себя и семью, но и в остальном был очень аскетичен. Он носил старую, но добротную одежду, путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в самых недорогих гостиницах, часто ночевал в палатках или шалашах. Семья Куинджи очень любила путешествовать. Летом супруги неизменно ездили в Крым, на Украину, посещали Кавказ, путешествовали по древним городам на Волге.
Куинджи всячески помогал молодым художникам. В 1904 году он выделил на поощрение талантливой молодежи фонд в сто тысяч рублей, который предназначался для ежегодной выплаты премий ученикам Академии художеств. Так появился конкурс имени Архипа Ивановича Куинджи. Первая конкурсная весенняя выставка открылась в 1905 году. Но она не могла служить тем идеям, которые вынашивал Куинджи. Он мечтал об объединении, где все художники были бы равны и могли творить свободно, без оглядки на вкусы заказчиков. В 1908 году ряд живописцев - участников академических выставок - решили создать новое общество, в которое Куинджи предложил вложить свой миллионный капитал. В него вошли Н.К.Рерих, А.А.Рылов, А.А.Борисов, Н.П.Химона, В.И.Зарубин, В.Е.Маковский, В.А.Беклемишев‚ А.В.Щусев и другие художники. Таким образом, ядро будущего объединения составляли ученики Куинджи. Собственно, это был своего рода «профсоюз» художников, который должен был оказывать материальную и моральную поддержку нуждающимся, организовывать выставки, строить выставочные помещения. К 1910 году в Обществе состоял сто один человек. К сожалению, за годы своего существования объединение так и не превратилось в сплоченную организацию. Мечте Куинджи о творческом единении художников, о слиянии всех в одну семью не суждено было осуществиться.
В 1909 году у Куинджи начала развиваться тяжелая сердечная болезнь.
Комментарии 1