Дворец принца Ольденбургского после реставрации.
Княгиню Аграфину Дадиани, супругу Тариела Дадиани – известного кутилы и картежника, он увидел впервые в известном Тифлисском салоне Варвары (Бабале) Бараташвили. Она представляла царицу Тамару в «живой картине» художника Михая Зичи, тоже пребывающего тогда в Грузии. Его высочество совершенно потерял голову. Недолго думая, сиятельный гость предложил Дадиани баснословную сумму за право провести ночь с его прелестной женой. И, представьте, тот согласился! Одни говорили, что принц помог ему расплатиться с долгами, другие – что он проиграл жену в карты. Вряд ли наши герои предполагали, что непристойное предложение породит жизнь полную любви. Закипели такие страсти, что и не снились героям Роберта Редфорда и Деми Мур!
Агриппина Джапаридзе родилась в 1855 году в Грузии.
Ее первым мужем стал князь Тариел Дадиани – представитель знатной, но обедневшей фамилии. Князь был известным игроком и однажды оказался за одним карточным столом с принцем Константином Ольденбургским.
Когда проигрыш князя Дадиани стал слишком велик, он не выдержал и воскликнул: «Даже если я продам весь Тифлис, то все равно не смогу расплатиться по своим долгам!»
На что принц спокойно ответил: «Не надо продавать Тифлис, просто отдай мне свою жену. А я тебе за это еще и доплачу. Сколько там стоит ваш Тифлис?»
Дадиани, обрадованный тем, как легко разрешилась проблема, подозвал жену и сказал:
– А ведь я тебя продал!
– И кому? – только и поинтересовалась Агриппина.
– А вот принцу! – удивленный ее спокойствием (у них было двое детей) ответил князь Дадиани.
Агриппина, не говоря ни слова, дала теперь уже бывшему – для нее все было кончено – супругу пощечину, подошла к принцу Ольденбургскому, взяла его под руку и удалилась из комнаты.
О самом принце княгиня, конечно же, знала. Их первая встреча состоялась в 1881 году в Кутаиси, где придворный художник Михаил Зичи устраивал «живые картины» из поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».
Главными действующими лицами этой постановки были Светлейший князь Георгий Шарвашидзе и княгиня Агриппина Дадиани.
Тогда-то принц и обратил на грузинскую красавицу внимание. Ну, а проигрыш ее мужа в карты стал уже поводом для более близкого знакомства.
Начавшаяся таким странным образом новая семейная жизнь тем не менее оказалась довольно счастливой.
Говорят, Аграфена выставила Его высочеству свои условия: о чем вы там договорились с мужем – меня не касается! Хотите, чтоб я стала вашей? Так подарите мне дворец – достойную обитель для ночи любви. Княгиня тянула время, надеясь отвязаться от поклонника. Но принц колебался недолго, и вскоре заказал проект дворца известному архитектору Паулю Штерну. По распоряжению принца, вокруг дворца разбили обширный парк. Тут же разместилась конюшня и хозяйственные помещения. На сооружение всего комплекса понадобилось немалое время – больше года. Принято считать, что гордая красавица выдержала характер и не уступила домоганиям принца, который, в результате, сумел разглядеть и оценить не только красоту, но и духовные достойнства Аграфины. К концу строительства принц уже был влюблен окончательно, бесповоротно и взаимно. Когда дворец был закончен, долгожданная ночь стала не удовлетворением каприза богача, а венцом глубокой любви.
Не желая видеть любимую женщину в двусмысленном положении, Его высочество решил на ней жениться. Адвокаты быстренько организовали бракоразводный процесс и в октябре 1882 года Аграфена вышла замуж за принца Ольденбургского. У супругов родились шесть детей: Александра, Екатерина, Николай, Алексей, Петр и Нина. Судьба каждого из них достойна отдельного повествования.
Венчание состоялось 8 октября 1882 года. Принц Константин Ольденбургский в результате этого морганатического брака лишился права на родительское наследство, а его дети не могли носить титул принцев Ольденбургских.
Впрочем, состояние Константина Петровича позволяло не обращать внимание на подобные формальности. Специальным императорским указом потомству принца Ольденбургского присваивалась другая фамилия. Да и расположения императора молодожен тоже не потерял – Николай Второй потом не раз выручал его деньгами.
В результате бывшая теперь уже княгиня Дадиани после свадьбы получила для себя и своего потомства титул графов Зарнекау – по местности в Голштинии, владетелями которой являлись Ольденбургские.
В советский период одиноко стоящее здание стало, как это было принято называть, народным достоянием. Богатство и ценности семьи принца Ольденбургского быстро исчезли. Недолгое время тут проживал Андрия Дадиани, никакого отношения к не имеющий к первому мужу Аграфины. А в тридцатых годах советская власть открыла в здании дворца интернат для глухонемых детей. Инициатива принадлежала Лаврентию Берия, у которого была глухонемая сестра. В исторической части дворца изменили внутреннюю планировку – соорудили перегородки. А снаружи пристроили продолговатое продолжение фасада выдержанное в том же стиле. За десятилетия город разросся. Теперь нет и следа от того прекрасного парка, дворец оказался на узкой улице, окруженный зданиями, построенными значительно позднее. Долгое время он вообще пустовал и пришел в упадок, а с 1989 года тут расположился Государственный музей театра, музыки, кино и хореографии.
Прошло время, отгремели орудия двух войн, сменились поколения, а чудесный «Дворец одной ночи» так и стоит на тихой улице Каргаретели, храня память о большой любви заморского принца и грузинской княгини.
В музее выставлены экспонаты, отражающие все этапы истории грузинского театра, музыки, кино и хореографии. Всего тут восемь фондов: изобразительного искусства, рукописей, мемориальный, фонд афиш, фотографий, скульптур. Как сказалив пресс-центре музея, «нет такого спектакля, эскизы которого тут бы не хранились, и нет такой афиши, которую бы сотрудники музея не сберегли». Любой желающий ознакомится с историей постановок в театре, опере и т.д. сможет тут получить исчерпывающую информацию. В фонде рукописей хранятся личные архивы Акакия Хорава, Шалвы Дадиани, Вахтанга Чабукиани, Ушанги Чхеидзе и многих других. Есть и видеозаписи спектаклей, но в небольшом количестве. Зато фотофонд необычайно богат: спектакли можно восстановить буквально по кадрам.
Комментарии 6
хоть, порою бывает ненастная,
но дана тебе жизнь лишь одна -
пусть счастливою будет она!