Виллем Де Кунинг (Willem de Kooning) — нидерландский художник. Родился в 1904 году в Роттердаме, — одном из самых развитых в то время голландских городов. Позже переехал в Америку, где прожил 70 лет и по праву считается ещё и американским выдающимся художником.
Отец будущего художника занимался торговлей вином и другими напитками, мать держала бар недалеко от порта. В 1909 году родители маленького Виллема развелись. Сначала мальчик живёт с отцом, позже переезжает к матери.
Академия искусств и ремесел
В 1916 году молодой Кунинг начинает работу на предприятии, занимающемся декорацией интерьеров — Ян энд Яаап Гиддинг. В это же время он записывается на вечернее отделение роттердамской Академии искусств и ремёсел. Виллем получает там академическое образование, сводящемся, главным образом, к истории искусств и рисунку с натуры.
В это время Кунинг находится в раздумьях, определяя своё жизненное поприще. Позже он скажет об этом периоде своей жизни:
“Когда мы учились в академии, рисуя или работая над декорацией квартир, чтобы заработать какую-нибудь копейку, живопись как таковая, казалось, оставалась вне сферы наших интересов. Это было занятие для стариков. Образ палитры с красками принадлежал скорее к идиотским мыслям. В том, чтобы быть современным художником, не было ничего общего с желанием быть живописцем”.
В 1920 году Виллем Кунинг прерывает обучение и становится ассистентом Бернара Ромейна, художественного декоратора и дизайнера крупного магазина, предлагающего работы, а также изделия в стиле “сецессион”. Это занятие позволяет Виллему наконец достойно зарабатывать на жизнь.
В 1924 году вместе с группой приятелей Кунинг едет в Бельгию, знакомится с достопримечательностями страны, ходит по музеям. Он посещает лекции в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, на жизнь же зарабатывает, выполняя небольшие рекламные заказы. Через год Кунинг уже снова в Голландии, где он оканчивает учёбу и получает диплом роттердамской Академии искусств и ремёсел. Однако и после получения диплома молодой специалист ещё не определился со своим призванием.
Новая жизнь
Внезапно к нему приходит идея: “Мне пришло в голову уехать в направлении Нового Света”. Вскоре Виллем садится на отплывающий в Соединённые Штаты корабль. Знакомые матросы устраивают его на работу по уборке машинного отделения трансатлантического судна. Позже художник скажет : “Во время этого полного приключений путешествия музы ни на шаг от меня не отставали”.
15 июля 1926 года вместе с другом Лео Коханом Кунинг сходит на американскую землю в Ньюпорт Ньюз в Вирджинии. Сначала он скорее был разочарован :
“Тут, где я живу, какая-то разновидность Голландии, плоская страна, похожая на ту, которую я только что покинул. Какого чёрта я тащился в эту Америку? Я не видел небоскрёбов, они исчезли во мгле. Тогда я сел на паром до Хобокена. Мои приятели-моряки знали какой-то голландский дом и проводили меня в этот дом для моряков, похожий на семейный пансионат. Хозяйка, слава Богу, 3 недели давала мне всё в кредит. Это был хорошенький чистый дом. Он мне очень нравился”.
Кунинг вынужден заняться поисками работы. Проблем с этим не возникло и уже через несколько дней он работает надомным художником и зарабатывает 9$ в день. По тем временам это было не так уж плохо, и Кунинг начинает проникаться нежными чувствами к принявшей его стране.
В 1927 году Виллем переезжает в Нью-Йорк. Он стал для Кунинга возможностью познакомиться с выдающимися мастерами современной живописи.
В середине 30-х годов де Кунинг (в 1937 году художник прибавляет к своей фамилии частицу “де”) в поисках собственного творческого пути создаёт ряд небольших, впоследствии им уничтоженных, абстрактных картин. Однако в те времена трудно было найти покупателей на такого рода живопись.
Соединённые Штаты переживают экономический кризис. Введённая Рузвельтом политическая программа New Deal станет спасительной для художников. Благодаря ей была создана Work Progress Administration (WPA) — организация, призванная обеспечивать художников заказами. Благодаря этому де Кунинг, вместе с другими художниками, участвует в выполнении настенной росписи 2 гражданских учреждений.
Бушующая в Европе война привела к тому, что в Нью-Йорке появилось много художников со Старого Континента, в основном сюрреалистов. В США обожаемые местными художники Эрнст, Дали, Бретон, а также Мондриан и Дюшан переживают свой ренессанс. Де Кунинг остаётся вне круга их почитателей. Однако он примет участие в организованной в 1943 году нью-йоркской галереей Бингоу выставке “Искусство 20-го столетия”. В тот же год он женится на Элейн Фриед.
Успех
Наконец о де Кунинге всерьёз заговорили. Музей современного искусства просит фотографии его работ. Чтобы пройти в офис, где у него назначена встреча, художник покупает входной билет как рядовой посетитель. После разговора художник возвращается домой пешком, так как у него уже нет денег, чтобы доехать. Однако, несмотря на финансовые затруднения, для него определённо начинается полоса удач.
Его работами всё больше интересуются владельцы галерей, критики и нью-йоркские интеллектуалы. В 1948 году Галерея Эган организовывает 1-ую персональную выставку Виллема де Кунинга, которая продемонстрирует в основном чёрно-белые картины.
Художник был замечен известным критиком Клементом Гринбергом, который в статье от 24 апреля квалифицирует де Кунинга как “совершенно абстрактного художника”. Через 2 года де Кунинг вместе с Горки и Джексоном Поллоком представляет Музей современного искусства на Венецианском Биеннале. Картины де Кунинга начинают попадать в музеи.
В начале 50-ых годов его полотна покупают Нью-йоркский музей современного искусства и Художественный институт Чикаго. В глазах многих знатоков Виллем де Кунинг является наиболее важным представителем обновлённой американской живописи. Однако его творчество, вызывающее такой сильный энтузиазм критики, очень часто шокирует простую публику.
Оконченная в 1952 году картина из цикла “Женщины” вызывает настоящую бурю. А в Европе творчество де Кунинга было принято довольно холодно и не без некоторой предвзятости. Однако ничто не в состоянии удержать художника, который решительно, несмотря на разгоревшуюся вокруг него полемику, идёт по однажды выбранному пути, не давая себя сдвинуть ни благосклонным, ни негативным отзывам критики.
Путешествия и вдохновение
54-летний художник начинает путешествовать. В 1958 году он отправляется в Венецию, а годом позже приезжает в Рим. Это путешествие по Италии впоследствии вдохновит де Кунинга на целый цикл рисунков голубой тушью, в которых впервые с 1955 года появляются антропоморфные формы.
Поводом для следующих путешествий мастера за границу являются всё более частые персональные выставки. В 1968 году де Кунинг появляется в Париже, а потом в Голландии. Через год художник едет в Японию, после чего направляется в Италию. Между этими путешествиями он не перестаёт творить.
Цены на его картины становятся просто астрономическими. Полотно де Кунинга “Interchange” (1955) было продано с аукциона за 20 миллионов 680 тысяч долларов. Это — непревзойдённый рекорд цены, заплаченной за картину живого автора.
Официально художник перестаёт работать в 1984 году. К тому времени он уже 4 года страдает болезнью Альцгеймера. В 1989 году его состояние становится настолько серьёзным, что художник уже не в состоянии управлять своим имуществом. Это подтвердит решение Верховного суда США. Де Кунинг прожил ещё 8 лет и скончался в 92 года 19 марта 1997 года в Ист Гемптоне.
В 2006 году картина “Женщина III” была продана американским коллекционером Дэвидом Геффеном миллионеру Стивену Коэну за 137,5 миллионов долларов. Сейчас это третья среди самых дорогих картин мира.
Комментарии 2
Творчество дегенерата.
(Вспомнилась сказка "О голом короле"