Параклет-Йога. Такое название я придумал для своей Концепции потому, что основой для неё послужили два великих источника. Первый — это Учение Йоги. Второй — Учение Христа. Хотя и существует множество течений и школ Йоги, я взял одно слово "Йога", так как имею ввиду Йогу в широком смысле слова. Как квинтэссенцию наследия мудрости древних ариев; как практику самосовершенствования, описанную в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Бхагавад-Гите; как философскую школу из системы Шад-Даршана; как философское наследие Свами Вивекананды и Шри Ауробиндо; как систему методов психологической и физической тренировки, лёгшую в основу многих современных курсов личного развития. Второй источник моей Концепции — Учение Христа. Почему я говорю: «Учение Христа», — а не: «Христианство»? Христианство — более широкое понятие. В него входят многочисленные толкования и выдумки, принадлежащие ко времени уже после жизни Иисуса Христа. Я же прежде всего ориентируюсь на писание Нового Завета Библии. По возможности стараюсь анализировать это писание научно. Поэтому в качестве вспомогательного материала привлекаю и апокрифы.
Наивысшим аватаром (воплощением Бога) среди земных людей нашего биологического вида я считаю Иисуса Христа (его еврейское имя — Иешуа Га-Ноцри). Почему относительно других аватаров и вероучителей Иисус Христос достоин особого внимания и уважения? Он не хранил Знание, Гнозис, для «избранных», но учил всех; не полностью готовых наставлял через притчи. Он учил не войне с «неверными», а любви и прощению. Выдвигал идеалом не кастовость, не сословия и аристократию, а равноправие и общинную жизнь. Учил честному труду и справедливому распределению плодов общих дел. Учил искать ближнего не по сродству крови и мирского происхождения, но по единству духа. Утверждал, что люди Богу не рабы, а дети. Он не говорил, как некоторые, что земная жизнь есть тюрьма и обитель страдания, из которой надо вырваться. Но учил, что человек есть наместник Бога на Земле, что праведники достигнут вечной жизни и что в будущем Царство Божие придёт и на Землю.
Иисус Христос учил людей прислушиваться к своей внутренней божественной сущности, к Духу души, «искре Божиего Духа» в человеческой душе, то есть к Атману. Он провозглашал, что следование влечению Божиего Духа делает людей Божьими детьми.
«Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворных храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание, и всё. От одной крови Он произвёл весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живём и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род ".» (Деяния, 17:24–28). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.» (От Иоанна, 1:9–13). «Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам, 8:14).
«Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие достигают его» (От Матфея, 11:12). «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше.» (От Иоанна, 3:1–7).
Сочетание, соединение Учения Йоги с культурой, с достижениями европейской цивилизации породило и новые термины со словом "Йога" — «йога-терапия», «фитнес-йога». Один из примеров образования нового термина со словом "Йога" — "Агни-Йога" Николая и Елены Рерихов. Я соединил слово "Йога" с христианским термином "Параклет". Слово "Параклет" в переводе с древнегреческого значит «защитник, заступник, помощник». В Евангелии оно употребляется в значении «Утешитель» как одно из имён Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий есть тот Утешитель, Параклет, которого обещал дать своим ученикам Иисус Христос, когда Его телесно уже не будет с ними.
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет… Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам.» (От Иоанна, 14:16,17,26). «Не беспокойтесь о том, как или что сказать, ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (От Матфея, 10:19,20).
В качестве символа своего подхода я выбрал кельтский крест со вписанным в него в круге знаком "Ом" (или "Аум"). "Кельтский крест" (крест с описанным вокруг пересечения главных линий креста кругом) является солярным, солнечным символом дохристианского периода истории и Западной Европы, и Руси. Это символ солнечной веры ариев, имевший широкое распространение среди всех потомков ариев в Европе — кельтов, германцев, славян. По схожести с крестом Распятия Иисуса он, позже, использовался как символ и в ряде течений западного христианства. До крещения Руси князем Владимиром кельтский крест имел широкое распространение и на Руси. Позже солнечный аспект символа — круг — трактовался как солнце веры. Символ "Ом" уже давно используется как символ Учения Йоги. Согласно древней вере, мантра "Ом" (или "Аум") является первоначальной вибрацией мироздания, символом Высшей Реальности и Всевышнего Бога, средством энергетического единения человека со Всевышним Богом.
Некоторые люди утверждают, что образ Иисуса Христа несовместим с ведической верой. Это не так. В Новом Завете Библии есть так называемые «потерянные годы» Иисуса Христа. В канонических Евангелиях ни чего не говорится о периоде жизни Иисуса с 12 до 30 лет. Талмуд, утверждает, что Иисус обучался у одного раввина в Египте, в Александрии, но поссорился с ним и увлёкся магией. В древности Александрия Египетская была сокровищницей знаний земель Средиземноморья, здесь была великая Александрийская библиотека. Видимо, здесь Иисус и узнал о духовных идеях и практиках персидских магов и индийских браминов, йогов и буддистов. Открытое Николаем Нотовичем в 1887 году так называемое "Тибетское Евангелие", которое он опубликовал под названием "Жизнь святого Иссы, наилучшего из сынов человеческих", повествует, что Иисус Христос обучался эзотерическим знаниям и практикам в Персии, Индии и Тибете. Иса — это арабский вариант имени Иисус. Свами Абхедананда (известный ученик Рамакришны) говорил, что он сам видел в тибетской копии книгу, с которой Нотович сделал свой перевод. Николай и Елена Рерихи тоже подтверждали, что в основе публикации Нотовича лежат истинные легенды и записи Индии и Тибета. В своём экспедиционном дневнике Николай Рерих также приводит фрагменты из другого источника, где утверждается, что Иисус учился в храме около Лхасы, у восточного мудреца по имени Минг-Сте. О посещении Иисусом Индии и его обучении у мудрецов риши и сиддха-йогов говорится и в Бхавишья-Пуране, здесь он назван именем Иша Масих (Иисус Мессия по-еврейски — Иешуа Машиах).
Многие последователи разных течений ведической веры признают Иисуса Христа одним из аватаров (воплощений) Всевышнего Бога. Среди великих Учителей таковым признавали Иисуса Христа Шри Рамакришна, Свами Вивекананда, Махатма Ганди. Я же считаю Иисуса Христа важнейшим аватаром для современного человечества и величайшим Учителем человечества из людей нашего биологического вида.
И если говорить о христианстве в широком смысле этого слова, как движении последователей Христа, то также нельзя утверждать, что христианство никогда не было ведическим. Самым ярким ранним христианским богословом, который использовал в своей философии некоторые ведические идеи, был Ориген Александрийский (годы жизни: 185-254), глава Александрийской школы христианства с 203 года. Он учил, что процесс творения Богом Мироздания является вечным, и сотворенный Богом Мир не имеет начала во времени, а значит так же вечен, как и сам Создатель. Миров множество и время их существования циклично, хотя и не однообразно. Души способны перевоплощаться. Души, достигшие Спасения, по своей свободной воле могут обратно дойти до грехопадения. Дьявол может так же спастись. Учение Оригена со временем стало постепенно подвергаться запрету со стороны доминирующей церкви империи. В 543 году император Юстиниан издал эдикт, в котором осуждал Оригена как еретика. А на Вселенском Соборе в Константинополе (553 г.) учение Оригена было окончательно признано неканоническим. Имели место быть и другие отражения ведических мифов и идей в истории христианства. Древние христианские школы Гностицизма учили, что Космос и земной мир есть эманации из Единого Абсолюта. Практика традиции исихазма в ортодоксальном («православном») христианстве схожа с практиками медитации в Йоге и буддизме. Старинный текст народного духовного стиха "Голубиной Книги" на Руси оперирует именем Иисуса Христа, но по содержанию схож с гимнами индийской Риг-Веды и Старшей Эдды викингов. Христианские секты павликиан, богомилов, катаров традиционные христианские идеи связывали с идеями онтологического дуализма добра и зла, восходящими к зороастризму. Французский католический философ и теолог XX века, священник, член ордена иезуитов Пьер Тейяр де Шарден исповедовал пантеизм.
Так что моя попытка синтеза Учения Йоги и Учения Иисуса Христа не является полнейшей отсебятиной, или недостаточно обоснованной фантазией, несуразицей. Но имеет свои философские и исторические предпосылки. Что же касается логической стороны моей Концепции, судите сами.
P.S. Хотя я местами и говорю об ариях, об арийском культурном наследии, я не проповедую ни расизма, ни национализма. И величайшие Учителя человечества — Шри Кришна, Гаутама Шакьямуни, Иисус Христос — не учили ни чему такому.
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1