ЙОГА КАК НАУКА
Человек является частицей Космоса, Мира, высшего Единого Бытия. И он реализует и развивает своё единение с Миром посредством деятельности Разума. Разум же есть способность к психическому отражению Мира в его единстве; способность к созданию в уме «целостной картинки» Мироздания. Также разум проявляется в способности к осознанию и созданию образа своего личного «Я» как активной части Мира, Космоса, Единого Бытия. В даре разума проявляется сущностное единство человека с Миром. Продуктом деятельности разума является вера — информационное самоопределение человека в Мире и соответствующая организация всей его жизни. Научное знание предполагает убеждение и является формой веры. Это вера, порождённая и подтверждённая опытом. Первичные эмоции есть психическое отражение физиологических ощущений. А чувства, по определению науки психологии, есть устойчивые эмоционально-волевые отношения, что без знания и рассуждения тоже невозможно. Таким образом, частое противопоставление в рассуждениях некоторых людей чувств и разума неоправданно. Чувства, по научному понятию, в их отличие от эмоций, — это тоже проявления разума. В знаниях человек отражает взаимосвязи разных сущностей и явлений Мира, а через способность чувства и любви человек ощущает необходимость личного единения с Мирозданием. Любовь — это чувство стремления к единению. Любви противопоставлен страх — чувство разделения. Практическое, действенное выражение веры называется культом (от латинского «культус» — «почитание», «преклонение»). Культ строится на чувствах любви и страха и служит основой культуры. Выходит, поиск и определение веры, смысла жизни и культа являются свойством разума и зависят от знания.
В конце XIX — начале XX века в мире доминировала европейская цивилизация, а в этой цивилизации господствовали три течения христианства римско-имперского корня («православие» (или ортодоксия), католицизм и протестантство). Эти религии, а также многие другие религии мира, во многом базировались на недоказуемых мифах, непререкаемых догмах и слепой вере. Но в это время человечество также достигло и большого развития в естествознании, точных науках и механической технике. Как источник научного знания, на высокий пьедестал было вознесено разумное сомнение. Получили широкое распространение теории эволюции и социализма, философия материализма и атеизма. Всё это сильно ударило по позициям доминирующих церквей, породило широкое распространение нигилизма, то есть отрицание традиционных ценностей морали и культуры, привело к падению духовности широких слоёв общества.
Прогресс научного знания привнёс много нового и ценного в понимание Мироздания, но он ударил по доминирующей религии, внёс много сомнений в разрешение вопросов смысла жизни, которыми традиционно занимаются религия и философия, не дав при этом своих ответов на эти вопросы. Это вопросы самопознания, самоидентификации, самосовершенствования, самореализации; вопросы «Кто Я есть?», «Как мне жить?», «Ради чего и чем мне жить?». От этого противоречия идут последствия и до нашего времени. Одни люди вообще не имеют ни какой глубокой веры, нравственности и культуры. А сознание других людей фрагментировано, раздроблено — есть область научного знания, практического опыта и логических выводов и есть область разрозненных мифов, суеверий, ментальных шаблонов, которые ограждаются от логического анализа общественным внушением и личным страхом.
Следует признать, что существуют образцы относительно неплохого разрешения этого конфликта и в современном богословии традиционного христианства. Но всё же традиционное христианство не решает данную проблему до конца, ибо в нём всегда остаётся область догм, область, куда не пускается сомнение, даже разумное сомнение.
И здесь поистине великолепным вариантом решения этой ситуации для людей европейской цивилизации стало открытие философии и практики Йоги. На первых порах наибольший вклад на этом поприще внесли Свами Вивекананда и Шри Ауробиндо. Они, и другие великие Гуру Йоги, подарили Западу учение Йоги как науку о человеке, науку о самопознании, самосовершенствовании и самореализации человека. Ведь Йога, взятая вне религиозных традиций, учит не слепой вере, а опыту слушать свою внутреннюю Сущность. Практика Йоги состоит в познании человеком самого себя, познании себя как части Единого Бытия, в развитии и реализации своей высшей внутренней Сущности. Сфера деятельности у Йоги та же, что и у религии, методы изучения в Йоге такие же, как и в науке — опыт, опыт, опыт. Йога — это и есть религия как наука.
Основной перевод слова "йога" — единение. Йога — это учение и практика единения человека с Природой, с Космосом, с Высшей Реальностью. Учение Йоги основано на практическом опыте множества йогов за период не менее пяти тысяч лет. Разные течения Йоги, это разные пути единения. Какой путь выбрать? С одной стороны, единение должно быть максимально широким, и поэтому наиболее разумно изучать разные течения Йоги, применять разные практики. С другой стороны, каждый человек уникален, у каждого есть свой личный путь, своя карма, своя дхарма.
Кто-то может возразить, что между некоторыми школами и течениями Йоги есть очень большие различия. Какая же это наука? В обычных науках тоже есть различающиеся подходы, теории и гипотезы.
Далее, для большего и лучшего раскрытия темы «Йога как наука», я с радостью предоставляю слово великим гуру Йоги.
Свами Вивекананда:
«Все религии мира строятся на универсальном и непреложном принципе всего нашего знания — на непосредственном опыте. Вероучители видели Бога, они видели собственные души, они видели своё будущее, они видели вечность, и что они видели, то и проповедуют. Однако есть и отличие: большинство религий, особенно в современный период, выдвигает странное утверждение о том, что этот опыт невозможен в наши дни, что он был доступен лишь немногим, лишь основоположникам соответствующих религий, которые и носят их имена. В наши дни их опыт устарел, поэтому мы должны принимать религию на веру. Я с этим категорически не согласен. Если в мире, не важно в какой области знания, был зафиксирован какой-то опыт, то отсюда явно следует, что этот опыт был возможен миллионы раз до этого и будет повторяться до бесконечности. Единообразие — непреложный закон природы, что произошло однажды, может происходить всегда. Именно поэтому учителя Йоги утверждают не только, что религия основывается на опыте древних времен, но что человек не способен быть религиозным, если он сам не обладает теми же самыми восприятиями. Йога и есть наука, обучающая нас развивать эти восприятия. Нет смысла рассуждать о религии, пока человек не почувствует, о чём идёт речь. Почему на свете столько напряженности, столько борьбы и ссор во имя Бога? Во имя Бога пролилось больше крови, чем по любой другой причине, и всё потому, что люди не обращаются к первоисточнику.» (из цикла лекций "РАДЖА-ЙОГА", 1895 г.).
Шри Ауробиндо:
«При правильном подходе как сама Жизнь, так и Жизнь в Йоге являются сознательно или бессознательно Йогой, поскольку мы подразумеваем под этим термином приведенные в систему усилия, направленные на самосовершенствование путем задействования потенциальных возможностей, скрытых в человеке, и единение человеческой индивидуальности с универсальным и трансцендентным существованием, частично выраженным в человеке и в Космосе. Но вся жизнь, если мы отвлечемся от её внешних проявлений, есть безбрежная Йога Природы, пытающаяся осмыслить своё совершенство во всё более нарастающем раскрытии своих возможностей, стремящаяся объединиться с собственной божественной реальностью.».
«Методы Йоги имеют такое же отношение к обычной психологической деятельности человека, как научное использование естественной силы электричества или пара к природным свойствам пара и электричества. Эти методы также формируются на основе знания, обогащенного и подтверждённого систематическими экспериментами, практическим анализом и повторяющимися результатами.» (из трактата "СИНТЕЗ ЙОГИ", 1914 г.).
Автор статьи: Дмитрий Коноплицкий.
Комментарии 4
Мне интерЭсно... что ж у ВСЕХ равнозначные... начальные... так сказать СТАРТОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ развития экстрасенсорных и ОСОБЕННО интересует... МАГИЧЕСКИХ возможностей.. способностей??
И глянулась... финальная часть... о низших телах... напомнила, что все же мы не Боги...и возможно способности небезграничны...как кажется...
Я ИЗВИНЯЮСЬ... ежели проглядываетЬ сарказЬм... без оного никак не могу!!!
Хотя мне и ПРАВДА ИНТЕРЕСНО...
ИЗВИНЯЮСЬ