Немцы снова овладели утерянными недавно траншеями. Наши обозлены, обвиняют в этом чехов. Кое-кто силится доказать, что чехи, вообще, трусы, несравненно хуже русских.
Бесспорно, советские солдаты более отважны, что наблюдаешь всюду. Только к чему тут национальность? Армия у нас многонациональная, и мы не вправе заявить, что русский сражается лучше татарина или грузина. Все они – советские солдаты, и в этом вся соль. Такой ненависти к фашизму, как у них, действительно, нет у чехов, нет и такого опыта ведения войны. Но как бы то ни было, приклеить к чехам слово «трусы» может только политический остолоп, которых, к сожалению, среди нашего брата много. Высказывания таких остолопов всегда били по нервам, но сейчас особенно. Дело в том, что Павлов и я продолжаем жить с ними в одной землянке в селе Святой Андрей, едим из одних котелков. Ребята чудесные, особенно парни из рабочих и крестьян. Есть среди них подлинные герои.
Произошло же следующее. Часть нашей артиллерии временно перевели на другой участок фронта, в то время как немцы, наоборот, получили новые подкрепления. Пронюхав об отводе нашей артиллерии и пользуясь плохой погодой, поднялись в атаку. В результате чехи были выбиты из траншей, а немцы восстановили прежнюю линию обороны.
Сейчас снова потеплело. Под солнцем плавится снег. Мороз появляется только ночью. В землянке, в эти часы курится печка.
Вероятно, отзовут во второй эшелон. Там будем отмечать годовщину Красной Армии. Для предотвращения самовольного ухода на НП побывал старший лейтенант Кувенев. «Ждите распоряжения Радченко!» - сказал он. Но где этот Радченко, никто не знает. Давно, наверное, во втором эшелоне.
А положение на нашем участке тревожное. Горы по обеим сторонам от шоссе в руках противника, и само шоссе, идущее от Святого Микулаша в наш тыл, может оказаться перехваченным немцами позади нас. В таком случае, чехи, да и мы в том числе, окажемся в окружении.
Газеты сообщили две печальные новости: убит генерал Черняховский, талантливый полководец сталинской школы, выдвинувшийся в годы войны; умер Алексей Толстой – крупнейший советский писатель.
28 февраля 1945 года.
Настоящая весна. Ночью лил дождь. Речка вскрылась. Со склонов гор бегут ручьи.
Третий день живём во втором эшелоне. Нас, разведчиков, здесь всего трое: являемся связными от штаба. Уже надоело здесь пребывать. Надеемся, что завтра удастся вырваться на передовую. Иначе прокиснешь. Тоска берёт от сознания, что находишься частично в стороне от наиболее важного дела. Томит настоящее безделье. Даже читать нечего. Центральные газеты доставляются с большим запозданием. Сегодня, например, получены лишь за 17-е число.
Хотелось бы почитать умную статью о творчестве Алексея Толстого. Даже наше казачество, боготворящее Михаила Шолохова, а это, конечно, хорошо, с горечью встретило известие о смерти Алексея Толстого.
Пытался читать две детских книжонки на чешском языке. Одну фразу пойму, другую – нет. В конце концов закрыл книжки и с благодарностью вернул их хозяину.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1