Масличная гора… Здесь, среди олив, Спаситель любил отдохнуть и побеседовать с учениками (Лк 21, 37). Здесь говорил о последних судьбах мира и Втором пришествии, раскрывая смысл библейских пророчеств (Мф 24, 3-25; 46). Спустившись с этой горы, Господь совершил торжественный Вход в Иерусалим (Мф 21. 1), а в ночь ареста молился на ее склоне о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, завершая земное служение, Спаситель вознесся в сороковой день по Воскресении с вершины горы Елеон (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12).
Елеон – это горная цепь, облегающая Иерусалим с востока и ограждающая его от разрушительного соседства пустыни. На западных склонах сохранились остатки оливковых рощ, от которых и произошло название. У Елеона три вершины. Средняя, самая высокая, называется горой Вознесения – с нее вознесся Господь. Северную именуют Малой Галилеей. Здесь, по преданию, было подворье, где останавливались паломники из Галилеи, приходившие в Иерусалим на праздники, и в их числе апостолы.
Уже в начале эпохи царей (2-я пол. XI в. до Р.Х.) Елеон был, по-видимому, священной горой. В Писании он впервые упоминается в связи с восстанием Авессалома, когда царь Давид бежал из Иерусалима от своего сына: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой…» и на вершине горы поклонялся Богу (2 Цар 15, 30-32). Со времен Второго храма (ок. 516 г. до Р.Х.) с Масличной горой связан праздник Кущей (Неем 8, 15), здесь же сжигалось жертвенное животное для ритуальных очищений (Числ 19).
В ветхозаветных пророчествах есть несколько указаний на Елеонскую гору. В видении пророка Иезекииля говорится о славе Господней: «Тогда Херувимы подняли крылья свои, и колеса подле них; и слава Бога Израилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11, 22-23).
Захария пророчествует о явлении Мессии и дне Господнем: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед лицем Иерусалима к востоку; и раздвоится гора Елеонская… и придет Господь Бог мой и все святые с Ним (Зах 14, 4-6).
О Судном дне говорит пророк Иоиль: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду…» (Иоил 3, 12-15). В день Суда Божия, согласно пророчеству Даниила, по долине потечет огненная река: «Престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрыли книги» (Дан 7, 9-10).
Пророчество о Елеонской горе есть и в Новом завете. В книге Деяний св. апостолов ангел после Вознесения Господня говорит ученикам, что Иисус придет тем же образом, каким взошел на небо (Деян 1, 9-11). Он ясно дает понять, что Второе пришествие будет на том же месте, где совершилось Вознесение, т. е. на Елеонской горе, над долиной Иосафата. Долина эта – русло потока Кедрон, отделяющее храмовую гору и Иерусалим от Елеона. Сам Кедрон давно иссох, а в долине находятся гробницы пророков и царя Иосафата, поэтому ее и называют Иосафатовой. Долина и склоны Елеонской горы с древнейших времен использовались для погребений. Место на западе у подножия Елеона, где растут древние оливы, называют Гефсиманией. Здесь, в пещере рядом с гробницами праведных Иоакима и Анны и пр. Иосифа-Обручника, апостолы положили тело Пресвятой Богородицы. Во времена равноапостольного Константина над гробницей Богоматери была построена церковь Успения.
Рядом, на склоне горы, расположился русский Гефсиманский монастырь во имя св. Марии Магдалины. Издалека виден главный его храм с семью золотыми главами. Здесь покоятся мощи преподобномучениц великой кн. Елизаветы и инокини Варвары. Елизавета Феодоровна сама пожелала быть погребенной на Святой земле, когда в 1888 году вместе с мужем, великим князем Сергеем Александровичем, присутствовала на освящении храма. Мощи ее и келейницы Варвары везли из Алапаевска кружным путем через Китай в 1919-1921 – полтора года. По воспоминаниям сопровождавшего игумена Серафима (Кузнецова), мощи св. Елизаветы Феодоровны благоухали
Имвомон – Храм Вознесения
От монастыря Марии Магдалины можно подняться к самой вершине Елеонской горы. Около 333 г. император Константин Великий воздвиг на Елеоне «базилику необычайной красоты», но не на месте Вознесения, а над пещерой, где Христос беседовал с учениками. При персидском нашествии в 614 г. храм был разрушен, точное его нахождение не установлено. Предположительно, сейчас там находится кармелитский монастырь «Отче наш» (Pater Noster). По другой версии – Елеонский Вознесенский русский монастырь, построенный в конце XIX- начале XX в. Монастырская 64-метровая колокольня, т.н. «Русская свеча», – самое высокое церковное здание в Иерусалиме.
На месте Вознесения римлянка Пимения построила в IV в. большую круглую или восьмиугольную церковь – Имвомон. Храм не имел ни крыши, ни свода, чтобы можно было созерцать то небо, куда вознесся Господь. Камень, на котором отпечатались стопы Его ног, был обнесен золотой решеткой. Разрушенный персами в 614 г., Имвомон был отстроен Иерусалимским патриархом св. Модестом (634). В 1106 г. этот храм посетил игумен Даниил, первый из русских авторов, оставивший описание паломничества в Палестину. В его «Хождении в Святую землю» говорится, что над камнем, «на котором стояли пречистые ноги Владыки и Господа нашего… сделана трапеза (престол) из мраморных плит, и на той трапезе служат ныне литургии. Камень же находится внизу, под святой трапезой, вокруг весь обложен мраморными плитами, только верх его виден немного, и его целуют все христиане».
Вознесенский храм, который описывал игум. Даниил, не сохранился. В настоящее время на месте Вознесения стоит небольшая часовня, построенная в эпоху крестоносцев. В полу напротив западного входа находится камень в прямоугольной мраморной рамке, врезанной в естественную скалу, на котором ясно отпечатался след левой человеческой стопы. «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима» – подчеркивал в своих записках архим. Антонин (Капустин), начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме в 1865-1894 гг. Почему только левая стопа? По замечанию архим. Леонида (Кавелина, +1891) «Даниил видел здесь еще две стопы, но позже мусульмане высекли из скалы одну стопу и перенесли ее в мечеть Ель-Акса (в Иерусалиме), где этот след и сохраняется поныне».
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев