Кузнечный промысел — одно из древнейших ремесел. Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменном веке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередко считали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращал кусок бурого камня в ценную вещь.
КОВКА — это один из способов обработки металлов давлением, при котором инструмент оказывает многократное прерывистое воздействие на заготовку, в результате чего она, деформируясь, постепенно приобретает заданную форму и размеры.
Всем известно, что с древних времён, холодная ковка меди, самородного железа являлась, пожалуй, самым основным способом обработки металла. Холодная ковка использовалась у индейцев Северной и Южной Америки до 16 века до н.э. Позже стали применять горячую ковку в Иране, Месопотамии, Египте в 4-3 вв. до н.э. Во все времена кузнецы пользовались высоким спросом, а об их мастерстве складывали легенды. Люди кузнечное дело всегда ставили в разряд наивысших искусств и окружали различными поверьями.
Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могут излечивать различные болезни, ворожить и отгонять нечистую силу. Кузнечное дело казалось таинственным и связанным с магией. Так как уровень техники был слишком низким, от мастера требовалось много умения, навыка, опыта в обращении с металлом. Различить, например, сорта стали можно было только по цвету и характеру искры или излому, а степень нагрева при ковке, закалке и сварке — на глаз по цвету раскаленного металла (каленого); о температуре отпуска стали мастер судил по цветам побежалости. В России, кузнечное дело в средние века вышло на высокий уровень. В 15-17 вв. в Новгороде и Москве стали возникать кузнечные корпорации, кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнецкая слобода в Старице).
Вручную ковалось: огнестрельное и холодное оружие, всевозможные инструменты, детали для дверей и сундуков, решётки, ворота, ставни, перила, балконы, подсвечники, замки, часы, подковы, украшения и предметы быта. В 15-19 вв. в мире произошла специализация по отраслям развития кузнечного ремесла, например, фонари, ограды, решётки, ворота интересней получались в Петербурге (Царское село) и Версале, оружие можно было приобрести в Туле, Астрахани, Милане, Дамаске и Аугсбурге. За ножами и инструментами ехали в Павловск на Оке, Ноттингем, Золинген, а замки делали в Нюрнберге. Ручная художественная ковка в 19 веке была вытеснена штамповкой и литьём, интерес к ней вернулся лишь в 20 веке, когда было создано кузнечное оборудование и многие трудоемкие операции стали механизированы, это позволило изготавливать кованые изделия быстрее и качественнее. Также стоит заметить — этот процесс стал приносить больше выгоды, что в свою очередь вернуло интерес к эксклюзивным изделиям ручной ковки. Древнерусская металлургия состоит из двух частей:1) выплавка железа из руды и 2) кузнечная обработка железа. Оба процесса тесно связаны между собой, но, по всей вероятности, давно уже произошло разделение на домников и кузнецов. Древние домники работали на особом виде сырья — болотной руде, которая вплоть до XVIII в. сохраняла промышленное значение. Болотная (озерная, дерновая, луговая) руда — бурый железняк органического происхождения (железистые отложения на корневищах болотных растений) — содержит от 18 до 40 % железа. Формула ее 2Fe2O3-3H2O.5. По своим технологическим качествам болотная руда была наиболее подходящим сырьем для примитивной металлургии, так как она принадлежит к наиболее легко восстановимым породам. Восстановление железа из руды начинается при температуре всего в 400°, а при 700-800° получается уже тестообразное железо.
Все восточнославянские племена, все позднейшие русские княжества лежали в зоне рудных месторождений; русские кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем. Найти железную руду было не труднее, чем залежи гончарной глины. Болотная руда сохранила свое значение для металлургической промышленности местами до XVIII в. (напр., в Белоруссии), когда на ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья (мельничный привод). По внешнему виду болотная руда представляет собой плотные тяжелые землистые комья красно-рыжего оттенка. В древнерусском языке слово «руда» означало одновременно и руду, и кровь, а прилагательное «рудый» было синонимом красного, рыжего. Болотная руда залегает иногда в земле слоями около 30 см толщиной, иной раз ее приходится выкапывать из земли; случается и так, что она выходит в разрез берега реки или озера, и ее можно выбирать сбоку. Чаще всего руда залегает на дне болот и озер, и ее разведывают там острым шестом, железным щупом-«рожном», а добывают на плотах или лодках черпаками с длинной рукоятью. Добыча и плавка железной руды обычно производились осенью и зимой. По данным академика Севергина, руду копали в августе и месяца два сушили. В октябре ее обжигали на кострах и уже по санному пути доставляли к месту выплавки. Слово - «кузнь», т. е. изделия кузнеца, обычно понималось в древности как совокупность металлических изделий вообще или же тонких ювелирных изделий из золота и серебра. Иногда даже встречается выражение «стеклянная кузнь». В этом случае слово «кузнь» употреблено в смысле изделия. В связи с таким расширительным пониманием функций кузнеца становится понятным постепенное добавление в более поздних памятниках узкого определения специальности: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру». Очевидно, слово «кузнец» в его древнейшем смысле означало мастера по металлу вообще, а не только «кузнеца железу».
Синонимами слова «кузнец» являются слова: хытрец, кърчъ, нътрь, железоковецъ, ковачь. Слово «хытрец» (Изборник 1073 г.) также восходит к древнейшим представлениям о первом мастере как о кузнеце. Позднее оно обозначало преимущественно художника, искусника, но его раннее упоминание связано именно с обработкой металла. Слова «кърчъ», «корчи» по своему смыслу ближе к нашему пониманию слова «кузнец». Они связаны с терминами: «крица», «кричное железо», «мехъ корчин» (кузнечный мех), «корчиница» — кузница, и с названиями городов, известных обработкой именно железа (Корчев — Керчь). Термин «корчий» всегда связан с ковкой железа. Древние русские кузнецы изготавливали иногда и винты (напр., дверные кольца для замков), но делали их не нарезкой, а путем перекручивания четырехгранного стержня. Получавшиеся винты значительно крепче сидели в дереве, чем обычные гвозди. Работы с зубилом, с вкладышем, кручение железа и сварка его — все это требовало обязательного участия двух кузнецов. В деревенских кузницах XI — XIII вв., по всей вероятности, работали по два кузнеца: один — в качестве основного мастера, а другой — подручным. Эти общинные ремесленники обслуживали все нужды ближайших поселков. Ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимый для стройки дома, сельского хозяйства, охоты и даже для обороны. Кузнец, да эта работа по плечу далеко не каждому человеку. Сущность его профессии заключается в изменении металла. Кузнец, как творец, создает из твердого полезного ископаемого железа и стали произведения искусства. Далеко не каждый желающий сможет работать кузнецом. Чтобы держать в руках тяжелый молот, в условиях высокой температуры окружающего воздуха, от плавления металла или от современной доменной печи, необходимо иметь достаточно крепкое здоровье и желание работать. Выносливость и личная дисциплинированность, вот основные черты кузнечного мастера. Профессия кузнеца — достаточно древняя профессия. Много мифов и легенд заключают в себе персонажа кузнеца. Нередко, встречается в древних сказках, легендах и сказаниях кузнец, обладающий магическими свойствами. В компьютерных играх, часто в стиле «фэнтези», встречаются упоминания о неких мечах и клинках, сотворенных с участием магии или потусторонних сил. Конечно же это придает магических оттенок профессии кузнеца. Можно смело заявить, что подобные вещи возникли неслучайно. С древних времен кузнецы всего мира хранили секреты ковки металла, секреты закаливания стали. В каждой кузнеце трудились мастера, имеющие и использующие секреты кузнечного дела, которые передавались из поколения в поколение кузнецов.
Даже среди русских монархов были любители ковки — Иван Грозный (1530–1584) и Петр I (1672–1725). Исторически засвидетельствовано, что Петр I принимал участие в ковке якорей на Воронежской судоверфи.
Изначально металлы обрабатывали молотом только в холодном состоянии: так приравнивали металл к камню. Интересное предположение о первой выплавке железа сделал английский археолог А. Лукас: «Почти наверняка в первый раз железо было выплавлено случайно, возможно, в результате ошибочного использования железной руды вместо медной. Такого рода попытки, вероятно, повторялись не раз, пока мастер случайно не ударил молотком по полу-остывшему металлу, что могло увенчаться частичным успехом. Наконец люди догадались, что для полного успеха овладения новым металлом нужно ковать его в раскаленном докрасна состоянии».
Сельские кузницы были маленького размера, и окон в них практически не было. Для того чтобы качественно выковать заготовку, кузнецу нужно было определить, насколько она раскалилась. Пирометров и специальных приборов для определения температуры не было, поэтому готовность определяли по цветам каления. Только полумрак позволял разглядеть и понять необходимый оттенок свечения, в котором степень накала отливает желто-красными переливами.
Говорят, что раньше кузнецы даже бороду использовали, чтобы определить температуру металла для сварки. Подносили нагретую деталь к бороде и, если волоски начинали трещать и закручиваться, сваривали заготовки.
Гороховец — один из древних владимирских городов, где металлопроизводству и металлообработке всегда уделялось особое внимание. Местные мастера славились своими работами в металле. Гороховецкие кузнецы делали хозяйственный инвентарь и торговали им на ярмарках. Ими изготавливалось большое количество предметов, необходимых в городской и в сельской жизни. Это жиковины, замки и ключи для деревянных дверей, подковы, обручи, различные инструменты, применявшиеся в любом деле. С большим старанием трудились мастера над созданием церковной утвари: фигурных подсвечников, паникадил, решеток для окон.
В городе Смоленске есть самый старый дом – это здание музея «Городская кузница XVII века». В нем собраны подлинные орудия труда и многочисленные изделия кузнечного ремесла XVII–XIX веков и воссоздана творческая лаборатория кузнеца.
Научные сотрудники Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал» отыскали места, где в древности велась плавка меди и железа. Были найдены целые комплексы плавильных печей, обломки тигельков. На Лайском мысу обнаружили грунтовые печи, остатки глинобитных печей и небольшие каменные печи.
Новое селище «Уралочка», относящееся к эпохе раннего железного века на левом берегу реки Малая Медведка, открыли помогавшие археологам школьники.
Самая любопытная находка тагильских археологов — железный, изъеденный ржавчиной кинжал, который пролежал в земле с VI века. Химический анализ металла показал, что в нем содержится кремний, марганец, фосфор— элементы, входящие в состав современной стали.
Дагестанское селение Кубачи прославилось своими искусными ювелирами. Издавна они занимались оружейным ремеслом и жили в основном доходами с него. Первое упоминание о Кубачи встречается у арабских историков IX–XII веков, называвших эту территорию Зирихгеран или Зерекеран, что означает «кольчужные мастера» (Али аль-Масуди, Х век; Абу Хамид Андалуси, XII век). Здесь издревле делали кольчуги, стремена, оружие (мечи, луки, ножи, кинжалы), шлемы, медную посуду и др. Позднее название селения было заменено на арабское Кубачи, имевшее тот же смысл. Путешественники XVIII–XIX веков сообщали о производстве огнестрельного оружия, о выделке ружей, пистолетов, а также сабель, ножен и панцирей. О злато- и сереброкузнечной работе. Знаменитая кубачинская насечка применяется в нескольких видах, представляющих технику инкрустации цветными металлами по металлу, кости, рогу.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев