р.)
Однажды Саша вернулась из Салавата с базара усталая, но довольная. Её нехитрый товар был распродан, и мечта купить гитару становилась всё ближе. Проходя мимо дома бабушки Дуни, она вдруг увидела большое скопление людей. Подойдя ближе, узнала страшную новость: умерла её бабушка по отцовской линии — баба Дуня. Саша горько расплакалась, а окружающие женщины принялись её успокаивать.
Баба Дуня была одной из самых уважаемых в Зиргане повитух. Своими знаниями травничества и повивального дела она спасала жизни новорожденных и беременных женщин. К ее услугам прибегали и жена Председателя колхоза, и других начальников. Чем баба Дуня очень гордилась. Официальная медицина в деревне тоже существовала, но многие предпочитали обращаться именно к бабе Дуне, доверяя её опыту и мудрости. ( Почему не обращались к официальной медицине- не понятно. Мама вспоминает как лежала в детстве в больнице в чувашском конце и ее там вылечили. Была медсестра Васса, которая делала прививки. То есть официальная медицина в селе была)
Жители дарили ей в знак признательности красивые полушалки, которыми баба Дуня гордилась и бережно хранила в сундуке, время от времени перебирая.
Однажды, после переезда семьи в новый дом, этот ценный сундук оказался взломанным, и прекрасные полушалки исчезли навсегда. Это стало большим ударом для бабы Дуни, ведь каждая подаренная шаль несла в себе благодарность и уважение тех, кому она помогла.
Саша слушала пожилых женщин, а в голове всплывали воспоминания о том, как они с бабой Дуней ходили в конец Зиргана, чтобы собирать чудесный шалфей, чабрец. Собирали также мать-и -мачеху, березовые почки, душицу, зверобой и другие травы. Каждая трава имела свое предназначение, а бабушка знала их секреты лучше всех и делала из них лечебные сборы, использовала их при лечении хворей.
Ещё одна картинка всплыла в памяти Саши: сестра Тоня спешила утром на строительство железной дороги и по пути обязательно заглядывала к бабушке Дуне, потому что та держала корову и угощала свежим молоком. Взяв с собой бутылочку молока, Тоня отправлялась на работу. И не было ничего вкуснее этого молока из бабушкиных рук. Бабушка Дуня улыбалась и благословляла юную работницу, молча глядя вслед уходящей внучке.
Вот не зря именно она посоветовала своему сыну Сергею взять в жену сироту Елю, дочь ее умершей от тифа подруги Анны. (После окончания гражданской войны советской России пришлось пережить еще одно испытание – голод 1921-1922 гг. и развившиеся эпидемии тифа и холеры, унесшей жизнь многих зирганцев)
На похоронах бабушку проводили достойно.Многочисленные соседки пришли проститься с женщиной, которую искренне любили и ценили.
На крест повесили яркие ленты — своеобразный способ почтить память каждого ребенка, которого баба Дуня приняла в мир. Каждая лента говорила о благодарности и тёплых чувствах, оставленных ею в сердцах жителей деревни.( Я поискала в инете, что это за обряд такой. Вроде только на деревьях ленточки завязывают народы языческие).
Идут годы, сменяются поколения, вырастают дети и внуки, покидают село, находя новую жизнь в городах. Старые обычаи и привычки утрачиваются. Я смогу найти могилу прабабушки Дуни на кладбище Зиргана, наши дети с трудом. Внуки не найдут. Современные подростки почти не помнят, кто именно лежит на сельском кладбище, потеряв связь с корнями своих семей. Эта утрата вызывает грусть и сожаление.
Но пока мы живы наша память удерживает такие маленькие эпизоды, полные тепла и искреннего человеческого участия и памяти о своих предках. Сегодня они служат связующим мостиком между прошлым и настоящим, позволяя живущим ощутить близость ушедших родственников, почувствовать их незримое присутствие рядом и любовь.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 6