(Воспоминания Александры Сергеевны Лебедевой, 1938 г. рождения)
Шло лето 1953-1954 ? года. Вечер в Зиргане опускался тихо, золотя макушки изб. А в огороде у Лебедевых кипела работа. Юная Саша споро дёргала на огороде тугую, сладкую морковь, выбирала крепкие луковицы. А чуть ранее, у самой Белой, где река несёт свои прохладные воды, они с братом Мишей набрали полные подолы молодого, кисловатого щавеля – немудрёные дары зирганской земли.
Рассвет едва забрезжил, а у дороги уже тарахтел знакомый грузовичок. За рулём – Паршин, человек приезжий, взявший в жёны зирганскую медсестру из Антоновки, . Путь его лежал в Салават, город, что рождался на глазах из пыли и надежд. И он, по доброте душевной, всегда подбирал девчонок с их нехитрым товаром. Платы не требовал – во всяком случае, никто из них не помнил, чтобы хоть копейку отдали за тряскую дорогу.
А трясло немилосердно! Дороги до Салавата ещё не проложили, и каждая колдобина отдавалась в кузове, где, держась за борта и друг за дружку, сидели девчонки – Саша, Зоя Вишкина, да ещё несколько подруг из чувашского конца., из тех семей, где достаток был невелик, а работающих отцов или братьев не имелось. Нужда гнала.
Салават встречал грохотом строек. Базара в привычном понимании ещё не существовало. Девчонки спрыгивали с грузовика и пристраивались со своими пучками моркови, лука и щавеля прямо вдоль дороги, недалеко от стен возводимых домов. А неподалёку, за колючей проволокой, трудились люди в серых робах – зэки.Саша запомнила, что это были в основном женщины. Картина, должно быть, была диковинная: юные, неопытные деревенские девчушки торгуют своей зеленью рядом с теми, кто волею судьбы оказался за колючей проволокой.
Но вот что удивительно: никто и никогда не обманул их, не обидел словом или делом. Зэки покупали морковку, может, вспоминая свои деревни, а может, просто из сочувствия к детской предприимчивости. Торговля шла бойко. Девочки держались кучкой, рядом со взрослыми торговками молоком и прочей снедью. Никуда в сторону не отходили.
Обратно добирались на попутных грузовиках, что шли целыми колоннами из города, гружёные кирпичом, мимо Зиргана. И снова – ни тени опасности, ни одного косого взгляда,лишь гул моторов да пыль дороги.
Так, в трудах и нехитрых заботах, рос город Салават, а вместе с ним взрослели и зирганские девчонки, познавая жизнь не по книжкам, а через честный труд и свои маленькие путешествия.
Вырученные медяки Саше с братом Мишей удалось скопить и исполнить свою заветную мечту- купить гитару.
(Где-то сохранилась фотография мамы в выпускном классе с этой гитарой, и я еще помню эту гитару в своем детстве)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 5
Наша семья в те годы перебралась в строящийся город. Папа был назначен директором школы, она размещалась в бывшем бараке для заключённых, вокруг были лагеря. Мы ходили в зону смотреть кино. Действительно, никого не боялись.